Никита Басов: Мы никого не удивим фотографиями футбола, но кокпар – это то, где нас сложно превзойти
Всем известно об американском родео, но далеко не все и не везде знают о казахском кокпаре, – впрочем, играют в «козлодрание» не только у нас, но и в Кыргызстане, Узбекистане, на Алтае, в Башкирии, Таджикистане и т.д. Словом – играют те народы, о которых говорят, что они «родились в седле». Но, как показывают соревнования по кокпару, мало родиться в седле, в нем надо удержаться. Мало побороть соперника, надо быть воином – в самом широком понимании этого слова.

Справка Exclusive.kz. Кокпар — одна из древнейших конных игр тюркских народов. Суть: несколько наездников стремятся завладеть тушей козла, и, перехватив ее, не просто удержать, но и доставить в назначенный пункт (например, к себе в аул) или забросить в «казандык» (ворота) команды соперника.
Сколько лет этой игре – точно никто не знает. В большинстве источников просто пишется, что она «древняя», иногда уточняется – «ее история насчитывает тысячи лет» или «известна со времен зороастризма». Этот «симбиоз скачек, борьбы и игры», когда-то, в древности служил «игровой подготовкой» к серьезным событиям – битвам или воинским походам: в ходе игры жигиты совершенствовали координацию, оттачивали навыки верховой езды и борьбы верхом на конях – необходимые при встрече с врагом.
Прошло много лет, и кокпар, так же, как и например, стрельба из лука, перестал ассоциироваться с подготовкой к военным сражениям, но остался как очень интересный и азартный вид спорта. В сети есть информация, что впервые кокпар включили в официальную программу соревнований на Первых Всесоюзных конно-спортивных играх в 1958 году.
Сегодня древний кокпар – на пике популярности. Есть даже Всемирная ассоциация кокпар и Международная ассоциация кок-бору – так называют эту конно-спортивную игру в соседнем Кыргызстане.
И, конечно, кокпар – обязательный вид спорта на Всемирных играх кочевников. «И один из самых зрелищных» – говорит известный казахстанский фотограф Никита Басов. Скоро в Центральном выставочном зале Алматы откроется его выставка «Игра великой степи».
Из «досье» Exclusive.kz. Фотограф Никита Басов. В профессии – больше 20 лет. Работает в разных жанрах, и, по мнению экспертов, достиг в своей профессии больших высот. Его снимки публикуются как в отечественных, так и в зарубежных журналах, с 2019 года он фотографирует для NATGEOQAZ. Участник международных фотовыставок, золотой лауреат Евразийской международной премии «за значительный вклад в сохранение и развитие фотоэстетики в культуре современной Евразии», награжден Знаком «За заслуги в развитии культуры и искусства» Межпарламентской Ассамблеи СНГ.

На фото: Никита Басов
«Тема выставки — один из главных национальных видов спорта нашей страны – кокпар, – написал Никита Басова на своих страницах в социальных сетях. – Это самый важный и сложный проект в моей карьере, и я хочу показать его Вам!». А еще он для фотографа дважды первый: первый проект, связанный с национальными видами спорта, и первый проект, фотографии из которого можно будет использовать в качестве дизайнерского решения с национальным колоритом в интерьере.
«Почему это важно, – пишет Басов. – Эта выставка — не просто событие, это история, традиции и дух казахского народа, воплощенные в искусстве. Мы вместе сохраним и передадим это богатство будущим поколениям».
Никита рассказывает, что у него не раз спрашивали, нет ли фотографий в национальном стиле для выставок? Такие, конечно, были – не могли не накопиться за многолетнюю карьеру фотографа, и работ на спортивную тему в багаже тоже немало (достаточно сказать, что Басов был официальным фотографом Казахстана на Летних Олимпийских играх 2012 в Лондоне и Зимних – в 2014 году в Сочи). Но то, что он открыл для себя на соревнованиях по кокпару, оказалось невероятно захватывающим. Об этом должен узнать весь мир, считает Никита.
Он проводил съемки в 2024 году в Кызылорде, в Жамбылской, Туркестанской и Алматинской областях. Фотограф приехал на чемпионат Казахстана, связавшись с представителями федерации кокпара, но это не значит, что для него были созданы особые условия: Басов ориентировался на месте – ведь для фотографа важно не только снимать, но делать свою работу так, чтобы не мешать спортсменам и судейской бригаде.
Впрочем, Никита Басов прекрасно знаком со всей этой спортивной кухней. Многие знают его как великолепного спортивного фотографа. Уже 12 лет Никита сотрудничает с футзальным клубам «Кайрат» и проводит фотовыставки. Фотограф признается, что он предпочитает командные виды спорта, сам занимался водным поло и играл в баскетбол. Кстати, по накалу Басов ставит кокпар в один ряд с такими видами спорта, как рэгби и водное поло, называя настоящей, сильной, чисто мужской игрой. Хотя известно, что, в редких, исключительных случаях, в кокпар играют девушки.
У Никиты Басова – большой опыт репортажных съемок, где надо ловить момент, и он совмещает эти навыки с творчеством. Так, в поисках новых интересных решений, он пришел к проекту, для которого снимал национальные виды спорта. «Кокпар, с которого я начал свое знакомство с национальными видами спорта, это то, чем мы просто обязаны гордиться, – считает Никита Басов. – Я впервые приехал на чемпионат Казахстана в Кызылорду и увидел, какой это динамичный и зрелищный вид спорта. Я понимаю, что никого не удивлю красивыми фотографиями футбола, а вот в кокпаре мы можем не только поразить – нас будет очень трудно превзойти. Мало где знают о такой игре, поэтому надо показывать миру наши традиции».

Сейчас Никита Басов занят подготовкой к выставке, которую фотограф проводит за свой счет.
«Это моя седьмая выставка, я каждый раз стараюсь делать все лучше и лучше, а для этого надо тратить больше средств. Сейчас многие существуют за счет донатов простых людей. Признаться, в этом мне было сложно перешагнуть через себя, но удовольствие и удовлетворение, которое доставляют собственные проекты, когда ты снимаешь то, что хочешь снимать, ни с чем не сравнимы. Поэтому сейчас я вынужден просить друзей поддержать меня в социальных сетях – ведь у нас плохо обстоят дела с освещением таких мероприятий. Большая часть СМИ заточена на негативные материалы, а вот сообщение о моей выставке – новость позитивная, от нее ни жарко, ни холодно, и рейтинга она не сделает. Меня поддерживают те журналисты, с которыми я давно знаком. У меня нет спонсора, но я никому и ничего не должен» – говорит фотограф.
Фото предоставлено Никитой Басовым
4 Комментариев
Увы, кокпар — одна из тысячи причин падения Турана. Ключ — в эпосе «Козы Кореш — Баян сулу», в Тимее и Критии и др. — и в праязыке раскидана инфа. Даже в комедии: «Ты туда не ходи — снег на голова падать будет»… А уж современных примеров — миллион. Нарушение естественного баланса. А люди не понимают 90% того, что делают.
Откройте сайт «Культура» и найдете, что слово «трагедия» буквально означает «козлиная песнь». На глазах восхищенной и поддатой публики театрально убивали козла, хор пел песнь, сатиры плясали , и все славили Диониса-покровителя алкоголизма!.. И пишут, что это в начале I тысячелетия до н.э. патриархальный строй сменялся в Греции «демократией» и индивидуализмом — то мошенники-рабовладельцы переделывали культуру под себя и веселили массы. Причем же здесь козлы? Так козлы были вожаками многих природных стад, как в патриархальном человеческом обществе — мудрецы, показывавшие народу светлый путь и моральные установки дружбы между людьми!.. И теперь рабовладельцы вводили новый порядок — рабства и атомизации общества, где нет вожаков, а одни эгоисты, коих легче дурить… А козлодрание — спортивная форма драматической трагедии. Прочтите «Козы Корпеш — Баян сулу», где Сарыбай по провокации Карабая убивает беременную мать-олениху и после этого погибает сам, а затем рожденные стать мудрецами-абызами Козы и Баян тоже убиваются и остаются управлять народом бессовестные — имеющий 90 тысяч лошадей Карабай и умелый рыть колодцы Кодар… И вводят — спорт-шоу козлодрания… Особого расцвета в Европе «козлиные песни-трагедии» достигли в Англии XVI века, гений Шекспира вопрошал с печалью и не пониманием со сцены устами Гамлета: «Прервалась связь времен… Быть или не быть? — вот в чем вопрос»… Если бы вы знали, уважаемые читатели, о первичном происхождении его трагедий, например, в «Ромео и Джульетте» враждуют меж собой семьи Монтекки (Ман тегі!) и Капулетти (Қап әулеті!)… В комменте всего не расскажешь.
И пишут инд.источники, что битва между абызами-мыслителями и кшатриями-воинами состоялась в местности Курук шет ра («Петля края Солнца») 18 февраля 3102г. до н.э. И говорится, что в том бою не было чужих, друг против друга воевали близкие родственники: «И увидел Партха в обеих армиях отцов, дедов, учителей, сыновей, внуков, друзей, а также тестей и благожелателей. Сошедшихся вместе родных» (Бхавагат-гита.26.45). Степная элита перебила друг друга. Начался скат с вершины, а около 1900гг. до н.э. Туран пал после тысячелетней засухи, которую обезглавленные степняки не смогли противопоставить ничего. По подсчетам археологов в стране-кратере (Туран) осталось 10% прежних жителей, остальные мигрировали. В разных странах появились Авеста, Ригведа и прочие воспоминания о Туране. Об этом есть в моей книге «Сердце Мира» 2013г. Кокпар-трагедия.
Кокпар, как и трагедию театрального жанра, просто нужно аккуратно разъяснить и чуточку шекспировского гения добавить — ведь и у Гамлета отца убил родной дядя и мать родная быстренько за дядю вышла — жизнь-то продолжать надобно несмотря на трагедии… Ұзаққа созылды-ау қазақтың-адамзаттың ес жийуы!.. Үлгере ме? Амандық болсын!