Николай Хлудов: художник, что рисует степь
В этом году исполняется 175 от со дня рождения и 90 лет со дня смерти Николая Хлудова – живописца, влюбленного в казахскую природу и культуру.
Художник родился в 1850 году в городе Брянске (Россия) в семье художника-самоучки Гаврила Хлудова, и, в отличие от отца, получил образование: в 1872-1874 годах учился в Одесской рисовальной школе, а в 1875-1877 – в художественной мастерской Нила Гоголинского в Санкт-Петербурге. Его роман с казахской культурой начался в 1877 году, когда художник переехал в город Верный, ныне Алматы. Неслучайно именно в сокровищницах нашего города хранится наибольшее число работ этого художника, и самая большая коллекция – в Центральном государственном музее РК, а именно – 117 живописных полотен, 39 карандашных зарисовок, 55 акварелей и 3 альбома с этюдами и зарисовками. Большую часть этой великолепной коллекции сейчас можно увидеть на юбилейной выставке памяти мастера в Центральном музее – она называется «Степная палитра».
На фото: картина «Страда», 1927 год
– Надо сказать, что Николай Гаврилович вообще очень любил сотрудничать с музеями. Многие вещи он нам передал сам, в том числе и личные, – рассказывает руководитель отдела хранения фондов Центрального государственного музея РК Маржан Жунусова. – Всего в нашей коллекции хранится более двухсот работ художника, а также его личные предметы быта. Кстати, в 2019 году коллекция пополнилась благодаря сотрудникам Комитета национальной безопасности. Они передали нам на хранение конфискованные картины Николая Хлудова, которые едва не вывезли за границу.
Учитель Абылхана Кастеева
Но, возвращаясь к биографии художника: Николай Хлудов работал чертёжником, а позже межевиком (землемер, – ред.) Семиреченского областного правления, участвовал в качестве топографа и художника в экспедициях геолога Игнатьева и ботаника Краснова по исследованию горной группы Хан-Тенгри, а также профессора Мушкетова по изучению Верненского землетрясения в 1887 году. Помимо этого, был членом Туркестанского кружка любителей археологии, учредителем Семиреченского отдела Русского географического общества. А в период с 1904 по 1907 годы расписывал первый иконостас Верненского Вознесенского Кафедрального собора, построенного по проекту архитектора Андрея Зенкова.
На фото: картина «Доение кобылиц», 1908 год
На выставке представлены сто картин художника, альбомы с его карандашными набросками и даже мебель. Например, кресло, в котором мастер любил отдыхать. Каждый экспонат уникален и по-своему интересен.
– К сожалению, как нередко бывает у творческих людей, признание пришло к Николаю Хлудову уже после смерти. При жизни его картины мало ценились, зато сейчас они стоят десятки, а то и сотни тысяч долларов, – говорит Маржан Жунусова. – В изобразительном искусстве нашей страны этот художник определенно занимает особое место. Он не только сам влюбился в казахскую природу, но и открыл наши красоты для многих местных мастеров кисти, вдохновил их своим примером. Больше того, многих именно он, можно сказать, научил рисовать. Николай Хлудов был педагогом и даже открыл художественную студию в Верном. Ее посещали многие художники, которые вписали свои имена в историю изобразительного искусства Казахстана. В их числе – основоположник изобразительного искусства в Казахстане Абылхан Кастеев.
Влюбленный в степь
Впрочем, Хлудов был не только художником: его с полным правом можно назвать ученым-этнографом. Член Туркестанского кружка любителей археологии и учредитель Семиреченского отдела Русского географического общества, путешествуя по стране, он создал большое количество этюдов и зарисовок, в которых запечатлел разные виды и красоту природы.
На фото: картина «Собирают зерно», 1925 год
В творчестве художника особое место занимают работы, отражающие традиционный образ жизни, быт и хозяйство казахского народа. Николая Хлудова радовало и вдохновляло все, что он видел вокруг себя: природа, люди, особенности кочевой культуры. Художник подмечал все нюансы, чтобы потом передать их на холсте, делал карандашные наброски.
– Свои альбомы с зарисовками он подарил нашему музею, и мы представили их на выставке. Благодаря им можно лучше понять, насколько скрупулезно трудился художник, – говорит Маржан Жунусова. – Вообще, все работы мастера очень реалистичны, особенно портреты, и это при том, что ему ведь никто не позировал. Кочевники к этому не привыкли, не умели, однако художник тонко чувствовал и мог изобразить на холсте все нюансы, чтобы точно передать характер человека или практически оживить событие, которое изображает на полотне. Хлудов тонко чувствовал казахскую душу. Например, на выставке представлено полотно «Кочевание». Так вот, в этой картине художник очень точно показал, что подготовка к откочевке была настоящим праздником. Мастерски передал даже взгляд, которым девушка смотрит на джигита.
Также Маржан Жунусова рассказала и о картине «Ночная барымта», которую художник написал в 1887 году. На ней мастер изобразил, как два всадника гонят украденный табун, а разбушевавшаяся стихия препятствует им. Будто сама природа не одобряет их действия – кража из мести.
– Художник удалось передать атмосферу тревоги, ведь в свое время барымта была настоящим наказанием для степи. Страдали от этого в первую очередь простые люди, а Николай Хлудов всегда относился к ним с большим сочувствием, – отметила Маржан Жунусова.
На фото: картина «Горный пейзаж», 1886 год
Большим поклонником таланта Николая Хлудова при жизни был его современник, писатель Юрий Домбровский. Он буквально увековечил художника в своей книге «Хранитель древностей». Вот что писал мастер слова: «…он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, который ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычный край…каждое его полотно ликует и смеется от радости»… «Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенес на холст. Я люблю его за солнце, которое так и бьет на меня со всех его картин. Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают… чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками».
Николай Хлудов оставил после себя довольно большое наследие, и его картины хранятся не только в Центральном государственном музее РК, но и в Кастеевке, а также в частных собраниях коллекционеров.
Фото автора
Комментариев пока нет