English version

Новогодние огоньки как отражение приоритетов Кремля

Общество — 16 января 2023 16:00
0 -1

Русский Новый год в телеформате — в своем роде слепок страны и прогноз на будущее; если учесть, как тщательно контролируется все, что мелькнет в телевизоре, тем более сразу после обращения Путина. Это, конечно, набор сигналов, как когда-то расположение вождей на трибуне Мавзолея.

Что демонстрирует нам русский Новый год образца 2023 года? «Русское бедное» — так называлась выставка современного искусства (2008) под кураторством Марата Гельмана, подарившая название целому направлению (художник Николай Полисский и другие). Примерно так сегодня можно сформулировать и новогоднюю эстетику.

Она лишена прежнего размаха — многих драгоценностей теперь недостает в этом ожерелье из-за прошлогодней эмиграции артистов. Телевизор вынужден делать вид, что не заметил этих потерь (так же, как и в случае с военными потерями). Никто даже не пошутил в этом году на тему, что, мол, нет ни Пугачевой, ни Галкина, например. Предпочитают делать вид — как с врагами народа в 1930-е, — что никогда таких и не существовало.

Программа на двух ведущих каналах была выстроена в ностальгических тонах; старые советские хиты перепевают заново. Так было и прежде, но теперь это сделано как бы намеренно, нарочно. Дескать, обойдемся без современности. Это совпадает с прежней установкой пропаганды, по которой у зрителя должно возникать ощущение, что советское время продолжается. Но теперь в этом есть еще и техническая необходимость: опираться приходится на старую гвардию (Лещенко, Пахмутова) плюс проверенные кадры из 90-х (Газманов, «Любэ») — тех, кто всецело лоялен власти. 

Изображение 1 для Новогодние огоньки как отражение приоритетов Кремля

Да, смерть

Российская эстрада и прежде была не избалована смыслами — но в этом году было совсем скудно. «Встанем, пока еще с нами Господь, и истина с нами» — поет новый герой года певец Шаман. Песня создана в духе застольного стандарта («встанем-помянем») и поражает смысловой заурядностью. Ни одна мысль не развивается дольше, чем в одной строчке; впрочем, язык плаката — вполне примета военного времени.

Его же, Шамана, другой хит — песня «Я русский», наделавшая столько шуму и ставшая хедлайнером новогоднего шоу на Первом канале, — в прежние годы, конечно, не прошел бы цензуры — ввиду ярко выраженного националистического подтекста. Зато теперь эта песня — единственная, которая отдувается за весь предполагаемый патриотический блок. 

Интересно творчество Шамана, пожалуй, только своим происхождением. «Весь мир против меня — ну и ладно, так даже лучше». Где-то мы это уже слышали; ну да, конечно. «Да, смерть!» — романтический революционный лозунг нацболов в 2000-х, обретший тогда популярность в ЖЖ и прочих местах. Изначально означал готовность и любовь к смерти, бесстрашие перед ее лицом, но со временем перешел в шутливую плоскость и стал означать просто что-то радикальное или псевдорадикальное.

Так назывался фильм Алены Полуниной о Лимонове и нацболах, вышедший в 2004 году. Так называлась песня Наташи Медведевой, бывшей жены Лимонова, со словами «А смерть — это лучше, чем сучья жизнь. Да, смерть! Это лучше, чем быть взятым в плен».

Тексты Шамана родом из этого варева — но это сильно оскудевший вариант нацбольского гибельного восторга. Лимоновские идеи, дошедшие до автора в пересказе третьих лиц. Ни парадоксальности, ни экзистенциальных ноток, почерпнутых Лимоновым из французского бытия; ни интеллектуализма в форме отрицания его, интеллектуализма.

В рамках этой стилистики «да, смерть» было и новогоднее поздравление певицы Чичериной, в духе радикального фанатизма. Его можно было бы еще назвать — «Да, ГУЛАГ». Чичерина грозит непокорным украинцам Гулагом, где они пройдут перековку и станут — кем, хочется спросить? Нашими? Своими? Утопичность этой мысленной конструкции, конечно, выдает некую растерянность в стане патриотов, которые «не понимают», почему Украина до сих пор не сдалась.

Это обращение — тоже в своем роде новелла: прежде Гулагом не было принято восхищаться так откровенно, не было принято причислять к национальным ценностям. А тут он играет роль «последней надежды патриотов».

Наконец, со всем этим гибельным восторгом перекликается реплика пропагандиста Соловьева, тоже участника праздничных эфиров, о том, что у россиян 30 лет не было благородной цели, за которую стоило бы умереть, — а теперь есть. Смысл жизни в смерти — классический поворот для русской культуры и в XIX, и в XX веке, о чем писал филолог Михаил Эпштейн. Не найдя смысла в жизни, его пытаются найти в смерти. 

Упор на мир

Велик соблазн сказать, что этот новый военный стиль демонстрирует своим и чужим, что война теперь — тотальная, маски сброшены, и Россия будет идти до конца. Разошедшиеся в соцсетях наиболее радикальные высказывания артистов в новогоднюю ночь, однако, заслонили собой весь остальной массив спетого и сказанного. Возможно, это было сделано намеренно — чтобы создать ощущение, что Россия всем обществом перешла на военные рельсы. Но если смотреть новогодние вечера целиком — то есть глазами российского обывателя, — общая картинка будет выглядеть совершенно иначе.

Привычное новогоднее болото лишь изредка было разбавлено вкраплениями воинственного (как реплика Петросяна «нравится — не нравится, Россия расширяется»). Петросян рассказывает анекдоты про англичан, о том, как Европе не хватает российского газа. Что касается своих, то «если ты поел, помылся — значит, русским ты родился, значит повезло». Эта жизненная программа поражает скудостью желаний, но пропаганда дает понять, что в суровую годину нужно наслаждаться элементарным.

Высказывание Петросяна — едва ли не самое радикальное из того, что прозвучало в эфире. И даже это прозвучало в шутливой форме, а имидж престарелого комика смягчает радикальность его высказываний. И это, конечно, тоже не случайно. 

Потому что в целом новогодний марафон на телеканалах напоминал чинный концерт в кремлевском дворце съездов годов примерно 1970-х. Подчеркнутый интернациональный акцент: и грузинские песни звучат, а следом за «Подмосковными вечерами» — на украинском «Червона рута» (в этот самый момент, когда по украинским городам наносятся ракетные удары). Одним словом (точнее, двумя) — Рутина и Цинизм. 

Но официальная риторика делает упор на мир. Военные с бокалами шампанского в руках желают, чтобы «все поскорее вернулись, обняли своих близких». Военкор Николай Долгачев желает всем «мира». Военные медики с типичными украинской и российской фамилиями за праздничным столом также желают мира. И телеведущий Соловьев тоже желает мира.

Никакой новой эстетики в целом, собственно, нет. Есть отдельные вспышки агрессивного, словно оговорки по Фрейду, и несколько натужное разбавление привычного золотисто-серебристого формата людьми в военной форме. Те, кто режиссирует и продюсирует новогодние огоньки, сознательно добивались именно этого эффекта: чтобы воинственного духа было ровно столько, сколько нужно, чтобы где-то там, в Кремле, главные зрители поставили мысленно галочку.

Отсюда возникает двойственное чувство, что российский истеблишмент пытается усидеть на двух стульях: говорить о войне — но так, чтобы эта тема никого особенно не потревожила. Соединение войны и развлечения — нечто в высшей степени абсурдное; «война — ай-на-на», что-то в этом роде просится в качестве символической репризы нового 2023 года. И в этом стилистическом противоречии тоже есть важный сигнал.

Если бы Кремль добивался именно военной истерии на экране, весь новогодний эфир состоял бы из людей цвета хаки, из каких-нибудь условно фронтовых или полуфронтовых концертных бригад. И новогодний вечер превратился бы в вечер Владимира Соловьева. Но этого не наблюдалось.

Кремлю важно сохранить в качестве генерального именно ощущение скучной стабильности/нормальности. Несмотря на все обещания превратить страну в военный лагерь, власть явно не спешит реализовать этот тезис на практике. Не спешит — понимая, что единственный актив, единственное достижение, которое сегодня можно продать «дорогим россиянам», — это то, что никаких тягот войны страна пока не несет — в отличие от Украины. И это говорит о многом; в частности, о том, что Кремль боится радикализации внутри страны больше, чем нуждается в поднятии боевого духа.

Страх радикализации

К войне невозможно относиться легкомысленно; она — слишком тотальный дискурс, который требует абсолютного к себе внимания, полной отдачи. Война активизирует в том числе и патриотические таланты — однако взрыва эстетического патриотизма в России мы не наблюдаем.

Об этом еще летом прошлого года с печалью говорил Захар Прилепин на заседании некоей патриотической группы под эгидой «Справедливой России» — что за полгода войны не появилось новых Константинов Симоновых и Эренбургов; никто из творцов не спешит создавать пьесы и писать книги на злобу дня.

Это вызывает в стане патриотов искреннее недоумение: ведь от врагов внутренних, которые, по мысли патриотов, мешали всплеску народного единения, Россия избавилась теперь почти полностью. И что же? Где же прорыв хотя бы эстетический, где таланты нового качества? Судя по тому, что ничего нового не прозвучало в эфире на эту тему, оно либо не было допущено к эфиру, либо оказалось еще хуже уровнем, чем тот же Шаман.

Война снимает полутона — и речь становится проще, и смысл короче. Одновременно люди понимают, что теперь можно то, что раньше было нельзя. Радикализм становится обоюдным. «Вести себя по законам военного времени» — эта фраза нечасто, но всплывает в телеграм-каналах российских официальных лиц.

Но этот радикализм также может быть направлен и на своих — в случае возможных поражений или неудач на фронте. Этого на самом деле и боятся в Кремле — что зритель может расслышать за боем курантов «да, война» и, не дай бог, поймет, что теперь «все позволено». Поскольку при неблагоприятном развитии событий это может привести к непредсказуемым последствиям внутри страны.

А потому перед пропагандистами поставлена двусмысленная задача: рассказать о войне так, чтобы ничего не сказать. Поддерживая боевой дух, сохранять тем не менее и скучную нормальность, так сказать, половинку ада, но не ад целиком. 

Кремль был бы не прочь повысить градус воинственности — судя по тому, что военные за праздничным столом новогодних огоньков желают всем «бодрости духа», его, по-видимому, не хватает. Но гораздо важнее для Кремля, чтобы обыватель не почувствовал, что от него — от каждого — теперь что-то зависит. Отсюда и эта странная попытка втиснуть ненормальное (войну) в контекст нормальности. Воспроизвести формат некоей «перманентной войны», по Троцкому, которая не мешает мирной жизни.

Устроить войну и при этом желать мира — обычная риторика Кремля, советская еще. Война ради мира на земле. Все это, однако, выглядит весьма шаткой конструкцией: любое непредсказуемое событие на войне (а война, собственно, и есть сплошная непредсказуемость) может разрушить эту иллюзию полумирной жизни. И тогда все сдерживаемое ранее выплеснется наружу с еще большей силой — по универсальным законам физики и динамики.

Изображение 2 для Новогодние огоньки как отражение приоритетов Кремля

Иллюстрация на обложке из открытых источников.


Андрей Архангельский

Фонд Карнеги за Международный Мир

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.