Новые адмстатьи для соцсетей и СМИ хотят ввести в Казахстане
Министерство культуры и информации опубликовало консультативный документ регуляторной политики (КДРП) к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам онлайн-платформ и масс-медиа», передает Exclusive.kz.
Документ был размещен 19 июня на портале «Открытые НПА».
В таблице «Описание проблемы» разработчик документа перечисляет четыре «проблемных вопроса».
1. Отсутствие административной ответственности за размещение и распространение противоправного контента на онлайн-платформах. 2. Отсутствует административная ответственность за распространение еженедельного объёма отечественных теле-, радиопрограмм, вещающих на территории Республики Казахстан, на государственном языке по времени, менее установленного законодательством Республики Казахстан о масс-медиа.
– сообщают в министерстве культуры и информации.
3. Отсутствует административная ответственность за нарушение требования к объему распространения рекламы на теле-, радиоканалах.
4. Необходимость актуализации законодательства в связи с развитием онлайн-платформ и масс-медиа.
В качестве причин разработки новых адмсанкций названы: рост случаев размещения противоправного контента на онлайн-платформах, «декларативное положение» языковой нормы на ТВ и радио, превышение телеканалами и радиостанциями вещания объема рекламы свыше 20% от общего объема вещания в сутки, приведение норм КоАП в соответствие с новым законом «О масс-медиа».
Согласно статистике по результатам мониторинга сети Интернет, в 2024 году на онлайн-платформах выявлено 78 539 противоправных материалов, из них по состоянию на 13.01.2025 г. удалено 19 120 или 24,3%
– приводит аналитические данные МКИ.
В качестве примеров адмнаказаний для соцсетей и СМИ за «противоправный контент» разработчики документа приводят опыт Европейского Союза, Германии и Великобритании, где законодательные инициативы Digital Services Act (DSA), NetzDG (Netzwerkdurchsetzungsgesetz) и Online Safety Act позволяют властям применять против онлайн-платформ штрафы и вводить блокировки. Образцом для подражания в защите интересов государственного языка считают Канаду, а с нарушителями нормы об объемах теле- и радиорекламы хотят бороться как в Южной Корее.
В ведомстве Балаевой также спрогнозировали плюсы и минусы от принятия поправок в КоАП. Плюсов больше, чем минусов.
Защита прав граждан. Усиленный контроль над контентом снизит уровень дезинформации, разжигания ненависти, экстремизма и других угроз, что поспособствует формированию более безопасной информационной среды. Учетная регистрация представительств онлайн-платформ уравнивает условия конкуренции между локальными и иностранными онлайн-платформами. Регистрация представительств онлайн-платформ упрощает взаимодействие госорганов с онлайн-платформами через представительства. Обеспечивает возможность эффективного контроля за контентом и соблюдением законодательства. Учетная регистрация представительств онлайн-платформ уравнивает условия конкуренции между локальными и иностранными онлайн-платформами. Рост доходов бюджета путем увеличения налоговых поступлений за счет учетной регистрации представительств онлайн-платформ.
– перечисляют ожидаемый положительный эффект в МКИ.
Из минусов же – возможный отток иностранных онлайн-платформ с казахстанского рынка из-за усложнения условий входа и необходимость создания или расширения инфраструктуры для мониторинга и администрирования.
Примечательно, что в таблице «Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения» власти комментируют лишь одно из четырех новшеств – адмответственность за противоправный контент.
Введение административной ответственности будет способствовать тому, чтобы онлайн-платформы своевременно и оперативно исполняли требования уполномоченного органа по удалению противоправного контента. Более эффективное удаление противоправного контента обеспечит информационную безопасность граждан, снизит риск распространения дезинформации, мошенничества и вредоносного контента. Это особенно важно в условиях цифровизации общества и растущего влияния онлайн-платформ на общественное мнение.
– уверены в министерстве культуры и информации.
Основным приоритетным индикатором который должен быть реализован к 2030 году, названо «снижение деструктивного контента на онлайн-платформах».
Планируется, что сам проект поправок будет разработан в 2026 году. Проект документа обещают оставить для публичного обсуждения в срок до 10 июля. На момент подготовки данной новости комментарии под КДРП отсутствовали.
Агзам Абдрахманов
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.