Новый Казахстан по версии премьер-министра Бектенова - Exclusive
Поддержать

Новый Казахстан по версии премьер-министра Бектенова

Новый премьер Олжас Бектенов становится главным ньюс-мейкером страны. За две недели он обещал совершить «технический переход на новую модель развития». Скептики расценили это заявление как популистское. А оптимисты напомнили о запросе общества на решительного и крепкого управленца.

– Правительство Алихана Смаилова выполнило миссию аварийной службы «Старого Казахстана», правительство Олжаса Бектенова запускает цикл развития «Нового Казахстана». Старая бюрократическая система оказалась не готова к реформам главы государства. У правительства Алихана Смаилова не хватило «квалифицированных кадров» для реализации Национального плана, в связи с чем Министерство национальной экономики РК еще в октябре предлагало упростить систему государственного планирования. Де-юре поводом для редакции системы государственного планирования ведомство обозначило указ Президента РК от 13 апреля 2022 года №872 «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата». Де-факто министерство столкнулось с дефицитом чиновников, «понимающих госплан», – сообщало в несвойственном ему формате агентство Energyprom.kz.

Аналитики напоминают, что «отставка Алихана Смаилова стала логическим завершением планировочного цикла «Стратегия Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства», который был запущен в декабре 2012 года. Этому предшествовало то, что правительство Алихана Смаилова в сентябре 2023 года поставило на утрату Национальные проекты по 10 национальным приоритетам, а в октябре 2023 опубликовало ряд документов по модернизации системы государственного планирования». Таким образом, «технически» Смаилов тоже пытался запустить Жана Казахстан, отменив все принятые до него госпрограммы, но увяз в болоте «проблем с определением и приоритизацией целей и результатов деятельности, несоблюдения их иерархии, в связи с отсутствием квалифицированных кадров, умеющих структурированно работать с документами СГП (системы государственного планирования).

– Пока правительство Алихана Смаилова выполняло миссию аварийной службы в «посткантаровский» сезон (январь 2022-январь 2024), в Администрации Президента РК формировали новую модель развития Казахстана. В конце февраля запускается стратегический цикл развития Казахстана на 2024–2029 годы, в котором будут синхронизированы все уровни планирования. Уникальный случай в истории Казахстана, когда одновременно стартуют тактические и стратегические модели развития страны под руководством нового правительства, – писал Energyprom.kz.

Однако, проблема в том, что общество не заметило ни одной госпрограммы или стратегии ни когда их приняли, ни когда их отменили, кроме когда-то широко поданной Стратегии 2030. К слову, как ни странно, она выглядит до сих пор свежо. Например, один из главных приоритетов – формирование компактного и профессионального правительства. А об уровне ее популярности можно судить по анекдотам, которые появились тут же после ее принятия. Очевидно, поэтому новейшая стратегия Токаева/Бектанова все же рассчитана до 2029 года – до конца первого периода правления действующего президента.

Кстати, обещанное утверждение Нацплана до 2029 года пока не произошло и это скорее говорит в пользу премьера. В нынешнем виде он скорее представляет собой неплохой анализ текущей ситуации и постановку задач, мало отличающихся от тех, которые были поставлены в тех госпрограммах, которые поставлены на утрату.

Ну а пока Олжас Бектенов пытается сократить «непродуктивные» расходы, к которым отнесены форумы, командировки, строительство административных зданий и даже исследования. Сэкономленная цифра составит свыше 300 млрд тенге, которые будут «направлены на финансирование поручений Главы государства и приоритетных секторов экономики».

Второе заявление нового правительства тоже не вызвало заслуженной реакции – о комплексной либерализации экономики. Таким образом, официально было признано, что, как минимум, рыночных механизмов в стране работало крайне мало. Но как будут реализованы «системные меры по поэтапному снижению государственного вмешательства в экономические процессы» тоже неясно, особенно, учитывая, это декларировалось как минимум последние десять лет.

А главное – есть ли в стране потенциальные инвесторы, которые поверят государству, что их собственность когда-нибудь не отнимут при смене политического режима, который происходит сейчас?

Инвестору, отечественному или иностранному, нужны гарантии. Кто их может дать и в каком виде? Особенно на фоне того, например, что «Минпромышленности и строительства уведомило «Корпорацию «Казахмыс», принадлежащую Владимиру Киму, о нарушениях обязательств сразу по нескольким контрактам на разведку и добычу меди и других металлов, пригрозив их расторжением в случае невыплаты неустойки и устранения выявленных нарушений». При всей справедливости претензий они теряют убедительность, когда «речь идет о невыполнении планов по добыче, инвестициям, налогам и расходам на НИОКР. Неустойка за 2020-2022 годы составила более 260 млн тенге, неисполненные инвестиции – более 300 млн тенге.» А немного раньше минпром пригрозил компании «Шубарколь Премиум» расторжением контракта на добычу угля из-за нарушения обязательств по инвестициям, а также компании «Шубарколь Комир». Кроме того, требование выплаты неустойки в 4,6 млрд тенге получила компания Qarmet (бывшая «АрселорМиттал Темиртау») Андрея Лаврентьева из-за нарушения контракта на добычу угля в 2020-2022 годах (еще при прежнем собственнике – ArcelorMittal). В 2023 году министерство расторгло 54 контракта и отозвало 96 лицензий на право недропользования, – пишет @nb_kz.

В то же время, правительство намерено развивать рыночную конкуренцию на «рынках топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи и иных товарных рынках».

Первый заместитель премьер-министра Роман Скляр в феврале встретился с с руководителями 50 крупнейших предприятий промышленности и национальных компаний. Догадайтесь с трех раз – чего он от них потребовал? «Создание новых производств высокого передела, а также безусловного увеличения местного содержания в закупках товаров, работ и услуг».

Чего на самом деле хочет правительство – усилить свою переговорную позицию или продолжить системный передел собственности?

Сейчас главный вопрос, на который не было и до сих пор нет ответа – кто и за чей счет будет выполнять эту цель, изрядно покрывшуюся плесенью.

Можно предположить, что готовится тотальная смена кадров. Не случайно Токаев объявил о начале отбора в региональный молодежный кадровый резерв и предложил сделать зарплату госслужащих конкурентной с частным сектором. Примечательно, что после Кантара, 19 января 2022 года, одним из первых объявленных Токаевым решением было введение моратория на повышение зарплат министров, депутатов и акимов сроком на 5 лет. Тогда он утверждал, что считает зарплаты чиновников достаточными. В феврале 2022 мораторий был официально введен.

В то же время, к хорошим новостям можно отнести тот факт, что президент и премьер приняли важное решение практически заново переписать проект Налогового кодекса, изменив его философию.

«Следует учесть мнения экспертного и бизнес-сообщества. Налоговый кодекс должен стимулировать бизнес-активность, мотивировать к укрупнению бизнеса, а не наоборот».

«Мы будем Правительством решительных действий. Нам предоставлено достаточно полномочий для эффективного наращивания темпов роста, активного проведения диверсификации экономики, привлечения инвестиций, решения всех стоящих задач», — Олжас Бектенов обещает отойти от стереотипов, полностью искоренив формализм и бюрократическую волокиту.

Действительно, Налоговый кодекс – одна из ключевых составляющих нового Общественного контракта между властью, бизнесом и обществом. Действительно, пора отойти от стереотипов и признать, что экономические реформы в действующей политической системе, которая до боли напоминает назарбаевскую, уже не возможно. В то же время, нужен баланс между старыми элитами, у которых по-прежнему много ресурсов, и новыми управленцами, которые по-прежнему не доверяют власти. В конце концов, нужен прагматизм по знаменитой формуле: «Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей».

Увы, но все официальные реляции не отвечают на реальные вопросы бизнеса, который не знает, с кем теперь договариваться и о чем.

«Темп работы будет высоким, а спрос – жестким», – обещал Олжас Бектенов своему правительству. Из уст бывшего антикоровца в стране, где «каждого можно за руку отвести в тюрьму» это выглядит особенно зловеще. Так что кнут есть. А пряники будут?

Карлыгаш Еженова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.