Новый мировой порядок: что тюрки могут предложить миру?
Ключевыми акторами на мировой арене сегодня принято считать западный мир во главе с США, Китай и до некоторой степени Россию, которая пытается прорваться в первую лигу. Но философ Валихан Тулешов считает, что Россия не способна предложить миру никакого цивилизационного проекта, а потому обречена на провал. Зато шанс в зарождающемся новом мировом порядке есть у Казахстана, который может стать частью единого тюркского проекта. Подробно об этом Тулешов рассказал в интервью Exclusive.kz.
– Сейчас многие говорят о том, что на наших глазах зарождается новый цивилизационный проект. Как бы вы моли его охарактеризовать? Какое место в нем будут занимать казахи и тюрки в целом?
– Сейчас существует шесть основных цивилизационных проектов. Это некие общие метафоры, описывающие различия в политике разных великих держав. Говоря о новом, то есть седьмом, я лично имею в виду проект возрождения тюркской цивилизации.
Первый проект – еврейский «План Соломона». Он имеет трехтысячелетнюю историю, начатую с освящения Храма Соломона в Израиле, и ставит гуманистические цели: изменить человечество, сделать его добрее, изжить варварское в человеке. Его осуществляют британские элиты.
Есть проект «Новый Вавилон», он связан с Соединенными Штатами. Они хотят сделать симбиоз когнитивных, информационных, био- и нанотехнологий, чтобы создать нового человека, построить общество трансгуманизма.
Третий проект – европейский. Он осуществляется посредством Ватикана, который согласует позиции ведущих европейских держав, собирает мнения роялистов, то есть самой верхней части общества, королевской богемы.
Существует таже исламский проект, причем в двух видах – «красный» и «черный». Черный ислам – это террористический проект построения всемирного халифата. Красный ислам связан с амбициями Турции собрать вокруг себя все мусульманские страны в политический союз.
Пятый проект – «Великое единение», его развивает Китай. В концепции Си Цзиньпина он называется «сообщество единой судьбы человечества».
Как говорит российский философ и бывший советский разведчик Андрей Девятов, эти проекты сидят за карточным столом и играют в бридж – это метафора того, что между ними разворачивается сложная игра, включающая одновременно и конкуренцию, и сотрудничество.
Девятов выделяет также шестой проект. Он называет его «Большая Евразия», им должна руководить Россия. Если три проекта направлены против России, чтобы разрушить ее, осуществить за счет России свои цели, то шестой проект, напротив, ставит Россию в центр. Она совместно с Китаем должна осуществить великое единение народов Евразии.
Но современная Россия в цивилизационном отношении не делает ничего, чтобы осуществить этот проект. Наоборот, мы видим, что война в Украине, поражение в Сирии, ее геополитические подходы в Евразии показывают, что Россия не движется в сторону объединения. Ее действия противоречат китайской доктрине единой судьбы. Совсем недавно в интервью Путин намекал на подготовку к войне с НАТО. Его позиция – если мир нас не признает, мы его уничтожим.
В то время как китайская доктрина, наоборот, говорит о том, что мы должны сотрудничать и соревноваться одновременно – быть в единстве противоположностей, подобно инь и ян. Поэтому российский «евразийский» проект не выглядит жизнеспособным.
Я считаю, что новый цивилизационный проект растет именно из наших туранских, тюркских стран. Он предполагает не только восстановление культурной общности тюрков, но таже формирование экономических основ для более глубокой интеграции тюркских государств.
Испокон веков тюркам был присущ мультилатерализм (способ организации международных отношений, основанный на механизмах, позволяющих каждому государству пользоваться привилегиями в отношениях со всеми партнерами, – Exclusive). Даже их завоевания были обусловлены не желанием кого-то пограбить, а с целью установления порядка в Евразии, долгосрочного мира.
В этом плане тюркский проект может расширить понимание того, как складывается мировой порядок. Потому что мультилатерализм предполагает также учет позиций малых и средних по влиянию стран. Напротив, классическая схема предполагает, что мировой порядок складывается в ходе борьбы этих шести крупных глобальных проектов, а остальные игроки под них подстраиваются.
– В нашем регионе идея тюркской интеграции, безусловно, очень популярна. Но вам не кажется, что мы выдаем желаемое за действительное? Во-первых, у тюркского проекта нет никакой концептуальной основы кроме общего прошлого, общей истории. Но этого недостаточно, если мы замахиваемся на цивилизационный проект.
Во-вторых, у всех названных вами проектов есть какая-то экономическая основа – есть акторы, которые готовы платить за это в прямом и переносном смысле, у них есть конструкции в области экономики, политики, военного дела. У тюрков никакой такой конструкции нет – товарооборот между тюркскими странами микроскопический.
Кроме того, тюрки разбросаны по разным странам, и расстояние между ними иногда достигает нескольких тысяч километров. У нас нет даже общего языка.
Не кажется ли вам, что для осуществления этого проекта потребуется еще очень много времени?
– Я с вами согласен, что предстоит многое сделать. Однако наша общая история, общее происхождение, – это на самом деле очень важно. У нас одна метафизическая национальность, она лежит в культурном коде тюрок. Культурный код – это про общие нравственные коды, способы бытования, а также культуру в узком смысле, связанную с искусством.
Мы видим лишь внешнюю сторону происходящего – у нас нет прямых границ, нет единого экономического пространства. Но вы вспомните, как создавалось европейское единое пространство: с первых шагов в 1948 году до оформления ЕС в 1992 году прошло больше сорока лет. Да, у европейских стран единая география, они расположены близко друг к другу. Но посмотрите на последние события: сейчас Азербайджан пытается восстановить единое пространство с Турцией через Зангезурский коридор (в настоящий момент он находится на территории Армении, – Exclusive). Мы в свою очередь соединены с Азербайджаном через Каспийское море. У нас нет какого-то моста или тоннеля, как между Великобританией и Францией, тем не менее мы уже объединены, между нашими странами активно ходят торговые флоты.
Ежегодно возрастают объемы взаимной торговли Казахстана с Узбекистаном и Кыргызстаном. Мы фактически согласовали границы между нашими странами. Сейчас очень быстро развивается инфраструктура Центральной Азии – на Каспии в Куарыке расширяется порт, потоки нефти в Европу уже идут через Азербайджан… Это создает инфраструктуру для будущей возможной интеграции. Процесс взаимной торговли – это также мощный социальный процесс. Просто многие этого не замечают.
– Но я боюсь, что все эти инфраструктурные проекты никакого отношения к тюркской интеграции не имеют. Средний коридор, «Один пояс, один путь» и другие – они все международные. Просто по нашей территории проходят международные маршруты, и мы даже конкурируем друг с другом, кто будет их использовать. Основные инвесторы – это не наши страны. На первом месте, конечно, Китай. Второй главный инвестор – Западная Европа. Мы не играем никакой проактивной роли, все эти проекты продвигаются внешними игроками. В этом процессе мы не субъекты, а объекты. Что вы об этом думаете?
– Я скажу так. Когда наш первый президент еще не объявил о том, что во внешней политике нам нужно придерживаться принципа многовекторности, мы существовали фактически отдельно от всего мира, как локальная, забытая богом цивилизация. Сейчас мы стали центром цивилизации, осевым пространством, через которое идут все пути. Об этом говорили не какие-то наши политологи и экономисты, а мировые гуру философии.
– А в чем отличие многовекторности, которой наше государство все время гордится, от мультилатерализма?
– Многовекторность – это когда вы бросаете взгляд во все стороны, и без учетов национальных интересов выбираете партнеров для взаимодействия. Лишь бы кто согласился с нами как-то сотрудничать. Мультилатерализм предполагает выстраивание внешней политики только на основе наших национальных интересов. Сейчас мы видим, как Казахстан постепенно движется в эту сторону. Например, мы уже открыто говорим, что можем строить АЭС совместно с Францией или с Китаем. Начинаем все больше перегонять нефть через Азербайджан. То есть можем делать выбор самостоятельно. Когда страной руководил Назарбаев, об этом вообще смешно было думать.
– Но это же совсем не наша заслуга. Все эти действия просто вынужденные и вызваны реакцией на последствия войны в Украине. Мы просто не можем продолжать экспортировать газ и нефть через Россию. То есть это опять же не про какие-то осознанные действия.
– Как писал в «Искусстве войны» Сунь-Цзы, в какой-то момент нужно просто лечь и плыть по течению. Мы сейчас в мейнстримном течении. Нужно иметь в виду, что всегда существует две тенденции: история и общемировой поток влияет на государство, и также государство влияет на общемировой поток. Поэтому не нужно сразу впадать в ужас и горевать, что мы ничего не делаем. Чтобы появились определенные культурно-исторические индивиды (в том числе лидеры), должны развиться соответствующие материальные условия. Это базовый постулат марксизма, который признают все.
Когда мы плывем по течению – это тоже движение. Но это движение происходит в центре евразийской цивилизации, на территории Хартленда (Понятие в геополитике, которое обозначает территорию, частично занимающую постсоветское пространство, – Exclusive). Некоторые западные и российские политологи считают, что следующий виток мировой военной напряженности будет именно в Центральной Азии. Но его не будет. Потому что мы живем в осевом пространстве, и осевое пространство само формирует реальность. Казахстан самим своим существованием сподвиг Китай строить дороги через нас в Европу.
– У каждого из представленных вами проектов есть какая-то центральная понятная идея. Но какая идея у тюрков?
– Я давно предлагал концепт Мәңгілік ел, то есть «живой народ». Это не просто казахская метафизическая философема, она общетюркская. Она соответствует представлению Фихте, который обозначал живой народ, как народ творческий, который постоянно ищет новые высоты. Я считаю, что наши деятели культуры, политологи, историки, социологи должны продвигать эту идею. Если в нее вкладываться, конструировать ее, то она может стать нашей путеводной звездой, подобно китайской концепции «единой судьбы» и другим цивилизационным проектам.
– Если российский евразийский проект вы считаете нереалистичным, может ли центром Евразии стать Казахстан?
– Сам по себе не может. Мы должны выстраивать наш цивилизационный проект на основе единства общетюркского суперэтноса. Если бы в Казахстане жило 150 миллионов человек, то об этом можно было говорить.
А чтобы развивать этот цивилизационный проект, нам нужно понять содержание общетюркской идеи, расшифровать его для своих современников и будущих потомков.
25 Комментариев
Хороший заголовок у беседы!.. До 1991 года два полюса у мира было: США и СССР. Но один по принципу «Сила есть — ума не надо!» сдался и был ограблен. Но и у победившего ума тоже не оказалось, а хитрость и он быстренько очень привёл мир к сегодняшнему кризису возможного ядерного самоубийства человечества из-за глобальной взаимо-враждебности. Т.е. хитрость тоже наказывается Абсолютом. Уважаемый Валихан мечтает о проекте тюркском, где пока ни силы нет и ума тоже, т.е. самого проекта и сам пока не может дать ничего для обоснования проекта. Но мечта тоже — хорошо. Если, конечно, это собственная мечта, а не подсунутая кем-то из хитреньких исполнителей вышеупомянутых шести проектов. Может, кто начнет и конкретизировать мечту? Могут ли тюрки предложить миру что-то для спасения человечества7
Метко подмечено предыдущим комментатором о своей мечте т.е. своей стратегической игре а не других игроков за карточным столом истории выражаясь языком Девятова)
Кстати Нурлан Амрекулов тоже интересно мыслит категорией Арманжер в контексте своей метанауки опираясь на диалектику Гегеля. Думаю человек прочитавший больше ста раз труды Гегеля точно не спутает его с Бабелем) а если серьезно то ничем не хуже если не лучше Маккиндера, Хатингтона, Девятова и других мыслителей прошлого и современности.
Вдохновитель тюркского мира,Эрдоган,уже так лиру уронил,что ему тоже можно свою СВО начинать,народ отвлечь. Сирия?
Прочёл в Интернете вчера вечером книжку В.Тулешова «Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект» и изумился — никакого понятия у автора о геополитике!.. Автор очень хорошо мечтает и в то же время видит исполнение своих мечт в быстрейшем развале на десятки кусочков России!.. В 1991г. были и в США продвигатели этого проекта, через новоогаревский проект Горбачева и дележку на 40 — 50 , но Буш-старший поддержал проект, который случился — и Россия осталась могучим ядерным государством. Если бы победила атомизация пятидесятников — по мосту через Беринг переселились бы 100 млн американцев и латиносов, а с востока и юга 4-миллиардной Азии ещё 500 миллионов кепконосцев и бородачей, из них 100 млн задержались бы в СрАзии и Казахстане. От реальности не надо отрываться, мечтатели!.. То, что сегодня среди трех сильных на планете есть один евразиец — это плюс и реальность. Если бы не было — означало бы, что одна шестая Земли отдана на растерзание. Буш-старший знал, что делал.
Из семи «проектов», названных В.Тулешовым… ни один не спасает человечество — ибо такой цели и не поставлено.Первые четыре созданы одной группой кукловодов-манипуляторов, делающих свою работу веками и приведших мир к сегодняшней глобальной взаимовражде и трансгуманизму. Пятый, китайский, имеет целью поднятие роли китайского народа, но о благе человечества цели у них тоже нет. Шестой, российский — они только начинают выпутываться из сети, в которую впутались в 1991 году и спасающего человечество проекта разработанного у них тоже пока нет. Седьмой, тюркский, тоже пока отсутствует. Главное, чего не осознают сегодня люди — что человечество в нынешнем XXI веке кончится — если не исправит свои ошибки.
Сейчас у человечества три пути. При продолжении нынешнего курса быстрая гибель на лету в любой момент из-за того, что все (!) продукты деятельности используются на истребление человечества и уже есть 51% вероятности их сплоченного самовзрыва при совпадении обстоятельств. Второй путь оттягивание такого самовзрыва путем ужесточения контроля — растянется на пару поколений, но сознательная примитивизация/гниение ч-ва приведет еще в XXI к тому же финалу. Третий, спасительный, путь — немедленный возврат к естественной этике и исключение взаимовражды между людьми, народами и государствами. По 33% вероятности у каждого пути. Решающий 1% может дать Казахстан, средняя держава, на территории которого происходило создание Homo sapiens и казахи сохранили основы праязыка, естественного мировоззрения и этики. Сегодняшние три лидера мира, США, Китая и России, могут принять предложение лидера прародины человечества и совместно стать спасителями человечества — совершить этический возврат Homo sapiens.
Кто-то промолвит: «Причём тут Казахстан»?.. Вспомните слова самого авторитетного дипломата мира за нынешние полвека — Генри Киссенджера, сказанные им в 2005 году при приезде в Астану: «Казахстан — это колыбель цивилизации»!.. Настоящие мыслители понимают суть глубинных процессов. Потому и идею спасения человеческой цивилизации даёт её колыбель. Прочтите книгу Мэри Бойс «Зороастризм. Верования и обычаи» и ее слова о том, что авторами Золотого Века человечества были скотоводы каменного века, жившие в степях восточнее реки Волга. Прочтите Президента Российского Археологического Общества академика РАЕН Геральда Матюшина в его книге «У истоков цивилизации» М. 1992. стр.12, сказанные о древнейших кендігерах и мастерах ЮжноУрало-Казахстанского региона (Кендігер Қобан жұрты), повысивших производительность труда в 60 раз: «По определению английских классиков археологии Гордона Чайльда и Грехэма Кларка, те люди, которые делали такие микролиты, создали всю мировую цивилизацию»!.. И эпос казахский полон инфы о том, как как создавалась первая человеческая цивилизация. Киссинджер, Бойс, Матюшин ту инфу поняли, а некоторые свои иногда заявляют, что первое казахское государство появилось в 1991 году. Печально это. Например, в эпосе есть, что Сарыбай из кендігер қобан жұрты, или вот о том, как сто тысяч лет назад была создана одна из рун первой письменности мира: «Қобыланды өзі тым шебер еді,/ Серкенің мүйізінен/ Тарақ істеп береді»… Инфа рскидана по тысячам источников, а собирать их ленивые на мозги потомки не хотят? Преодолеть лень призывали ещё алашординцы: «…ойлан, ҚАЗАҚ»!
Небополитика известна тюркам еще с 11 века. Вот как описывает ее Юсуф Баласагун в своем труде о благодатной власти Кутадгу Билик подаренной Арслан кагану:
Для воздуха, огня, воды, земли
По три созвездья светятся вдали.
Между иными звездами всегда
Открытая иль тайная вражда.
Когда встречаются, несясь по кругу,
С враждой они бросаются друг к другу.
С небесной выси падает тогда
И гаснет побежденная звезда.
А если им столкнуться не случилось,
Сменить готовы звезды гнев на милость.
А концепция Мәнгі Ел интересна при внутреннем содержании в себе понятия Құт для всех народов и социальных слоев.
Информация о реальной изначальной истории человечества и роли Волго-Урало-Казахстанского региона, к примеру, как родины праязыка человечества или книги о Туране, к примеру, историков А.Нарымбаевой и Ж.Байжумина — есть. Но у них нет такой широкой рекламы, как у давно отживших выдуманных с потолка взятых «теорий» вроде будто бы бытовавших в древней Степи кастового строя, индо-иранизма и прочих марсиано-лунатических фантазий. Но эти фантазии как попали в учебники в XVIII, XIX и XX веках — так и продолжают дезинформировать массы, хотя как вы выше видели — настоящие ученые и мыслители истину знают и не боятся её высказывать. А попугаи показывают на древние курганы, где лежат предки сегодняшних степняков и называют древних — фантастическими кличками… Просто необходимо историю предков изучать самим и не надеяться на ино-консультантов. «История есть описание собственных предков» — сказал Лев Гумилёв. А в том, чтобы человечество вернулось к естественной этике, необходимо — понимание этой необходимости. Как достучаться до каждого? Добиться единства рода человеческого.
Жебеге. О Мәнгі ел есть к примеру в надписи Култегина VII века: «Өте кен йыш отырсаң,/ Мәңгі елдігіңді сақтайсың сен». В обращении к человечеству это звучит буквально так: «В наивысшей широте доброты если будешь,/ Вечную дружбу сохранишь ты»!.. Если вспомнить «оның көңілі иіді» (его настроение подобрело), то древнее йыш здесь — доброта. Ел употребляется и как друг, дружба: «сен маған елімсің әлде жауымсың». К тому же надо знать, что древние слова многозначны — обо всех в комменте не расскажешь.
Торегали Казиеву: думаю все же более реальный смысл надписи Культегина в том чтобы тюркские беки не поддавались за шелк влиянию табгачей ввиду угрозы последующей ассимиляции, а следовали концепту кочевой идеологии олицетворяемой властьб кагана Отюкене ставке. Что то близко Вашим комментариям о собственной стратегии.
Торегали Казиеву: думаю все же более реальный смысл надписи Культегина в том чтобы тюркские беки не поддавались за шелк влиянию табгачей ввиду угрозы последующей ассимиляции, а следовали концепту кочевой идеологии олицетворяемой властьб кагана Отюкене ставке. Что то близко Вашим комментариям о собственной стратегии.
Тексты многослойны и в начале дается настрой понимающего на все три или четыре, может и на семь содержаний: «Биікте тәңірі, төменде жер, арасында адам»… В «Козы Корпеш — Баян сулу»Сарыбай по провокации Карабая убивает беременную мать-олениху — потеряли естественную этику, смерть Козы и Баян — потеряли абызовскую элиту, учителей тенгризма, На камнях от голов абызов отходят лучи солнечные и со смертью абызов управлять обществом остались имеющий 90 тысяч лошадей Карабай с Кодаром 40 колодцев в пустыне вырывающим — и оба оставшиеся не знают совести. Общечеловеческое и этническое идут совместно, степняк до сих пор о каждом человеке на земле говорит: «ол да адам баласы».
Для посвященных достаточно одного слова в тексте, чтобы начать читать к примеру седьмой пласт. А малограмотный прочтет внешний пласт и буркнет: «что видят, про то и поют»… Уровень сегодняшней официальной «науки» и мировой «елиты». Потому и катится человечество в пропасть. Не реагирует на предложения о быстром возврате к естественной этике.
Мәңгілік ел — не живой народ, а вечный народ (государство)!
Возвращаясь к проектам… Буш-старший в 1991-м имел совсем другие виды, чем то, что сделали с миром молодые президенты США после него и призывал сохранить дружбу между республиками на одной шестой планеты. И даже предсказал то, что идёт сегодня. 1 августа 1991г. он выступил в Верховной Раде в Киеве и сказал, что не поддержит тех, «кто продвигает суицидальный национализм, основанный на этнической ненависти» (Буш-старший. Мое главное поражение /Бизнес-онлайн. 2.12.2018). Но в запале радости от падения социализма гегемоны выдвинули в следующие президенты тех, среди которых были и те, о ком мастер высшей политики Киссинджер сказал: «В отличие от лидеров XIX века типичный лидер современного общества — человек с сильной волей, но не имеющий представления о том, что будет делать, когда займет пост»… С сегодняшнего дня 20.01.2025г. все три сильных лидера планеты — знающие что делать — вернуть человечество к традиционной естественной этике… Надежды человечества сбудутся?
Дэн Сяопин был почётным председателем всекитайской ассоциации игры в бридж, другие политические деятели тоже увлекались им. Поэтому скорее всего новые расклады-комбинации за игорным столом истории с императивной этической нормой игроков всех времён и народов у картишек нет братишек;) поэтому надо смотреть чтобы у кого то не оказалось девять тузов в колоде как говорил Федя Косой заведующему детсада Трошкину принимая его за Доцента)
Жебеге. Девять тузов Абсолют дал каждому народу — мозги, дух, воля, этика, совесть, честь, справедливость, основательность и единство человеческого рода. Если ими пользуется большинство — выигрывает человечество. А сейчас выигрывают те, кто напрягает мозги и волю. Ленивые мыслить — на обочине и глотают пыль уходящих караванов.
Возможно )
Ты не отходишь от порога
Убогой юрты,— ум твой спит,
и дум воинственных тревога
в твоей груди не закипит.
Антон Штукенберг. 1846 год
И в то же время помнить миру надо слова Киссинджера, Бойс, Матюшина о прародине цивилизации и Золотого Века человечества и народе человечество создавшем. О том, что степняк и сегодня говорит о каждом человеке на планете — ол да адам баласы!.. О формуле священных книг — один праведник спасает тысячу грешников!.. Если народа праведника не будет — не будет и человечества… Все святые учения созданы мобильными охотниками и мобильными скотоводами. Они лучше всех понимали и знали закономерности Мироздания и создали естественную этику, благодаря которому двуногие стали людьми. Около 4000 лет назад в результате тысячелетней засухи «страна-кратер» стала полупустыней, 90% населения рассыпались по планете, абызы-учителя исчезли и наступила эра индивидуализма, плоды коего привели мир к сегодняшней пропасти.
А путь спасения человечества — возврат к естественной этике и отказ от взаимовражды между людьми. Не отказываясь ни от чего полезного, что было в истории.
Торегали Казиеву: Ваши слова о гуманистических идеалах человечества вызывают уважение но до эры милосердия ой как далеко и каждый новый век как правило более жесток чем предшествующий. Интервьюируемый как раз и рассказывает о стратегических проектах глобальных игроков и что то подсказывает гуманизм там не на первом месте. Скорее наверное идеи трансгуманизма впереди. Но соглашусь с Вами что будущее хьюманов в духовном развитии но вследствии катарсиса. Возможно Ваши слова об опустывании суши перекликаются с информацией о предыдущих высокотехнологичных цивилизациях исчезнувших с лица земли в пепле войн супероружием. Не зря же как говорят очевидцы Оппенгеймер цитировал стих из Бхагавадгиты после первого испытания в Нью-Мексико рамках Манхэтеннского проекта, как бы понимая что подобное уже случалось
Кстати новый управляющий Градом на холме анонсировал проект stargate что ознаменует новый виток технологической гонки между сами понимаете кем. Будем посмотреть)
Дело в том, что сейчас уже большой ряд стран подступили к разработке технологий, где есть 51% вероятности, что человек может упустить из под контроля опасные процессы — из-за того, что любой продукт нацелен в т.ч. и на истребление людей. Дело идет уже не на миллиарды, а триллионы долларов для таких технологий. Человечество погибнет в любой момент на лету при совпадении соответствующих факторов, даже не понимая от чего. Все прогнозы, которые я делал — подтвердились. Пишу вот это на сайтах с надеждой, что кто-то станет просчитывать такие вещи. Выход только один — отказаться от взаимовражды. Есть одна еще тонкость — почему-то выходит, что наибольшая вероятность гибели человечества — от крайнего замусоривания инфополя. Тут одна искра и — капут. Сейчас работаю над выяснением — что за искра. Мучительная работа. В Интернете есть мои материалы. Многое сбылось, что было за 40 лет нынешних в мире, я прогнозировал. Тут ничего мистического — изучаешь тенденции и определяешь вероятность. К примеру, что придет Трамп и первым делом исполнит традиционеркий лозунг, я знал восемь или девять лет назад, где-то об этом писал — никакой мистики, пришел к этому выводу после чтения пары статей Киссинджера. Помню оттуда только какую-то фразу, что «академическое сообщество, делающее политику, обидело Среднюю Америку и Трамп представляет в т.ч. и ее». Цитирую по памяти и, конечно, могут быть неточности, но смысл точный, Так же и по другим его обязательствам. Но для человечества на данном этапе технологий опасна именно взаимовраждв людей, народов, государств, религий и т.д. Необходим поворот к естественной этике.