Нужна ли Казахстану налоговая амнистия?
Не так давно глава государства дал четкий посыл правительству – снизить административный прессинг, в том числе через применение «принципа регуляторной гильотины». Но, как выясняется, не все госорганы готовы обеспечить интересы общества путем устранения избыточной адмнагрузки.
Одним из обсуждаемых на прошедшей неделе вопросов была вероятность проведения в стране налоговой амнистии. На что Министерство финансов РК представило крайне пространную формулировку, объясняя свое нежелание проводить амнистию, чем фактически вызвало серьезные вопросы к проводимым реформам Налогового кодекса и выполнению поставленных президентом задач.
– Списывать налоги, не платить налоги – это, наверное, неправильно, потому что мы хотим все жить в комфортных условиях. У нас бюджет ориентирован на покрытие всех социальных нужд, то есть в одночасье убрать или списать или обнулить налоги – это невозможно, потому что налоги – это основа, фундамент нашего бюджета, – заявил вице-министр финансов Ержан Биржанов, процитировав высказывание Оливера Холмса о необходимости налогов.
Биржанов также добавил, что министерство взамен амнистии предполагает принять «меры, которые будут стимулировать рост предпринимательства, рост инвестиций». Впрочем, вице-министр явно лукавит.
Во-первых, план на затраты бюджета на текущий год уже сформирован, и он предусматривает, в том числе, использование средств, собранных в прошлые периоды.
Во-вторых, амнистия, осуществленная за определенный прошедший период, не означает, что люди вообще не будут уплачивать налоги за текущий период. Складывается странная ситуация, при которой вице-министр апеллирует тем, что проведение амнистии якобы «не позволит исполнить запланированные социальные нужды», однако люди-то в это время все равно продолжат платить налоги, поступления средств в бюджет не остановятся.
В-третьих, что самое главное, – амнистия, по своему классическому определению, вообще не предполагает полного обнуления налогов. Такие случаи происходили лишь изредка в отдельных странах после случаев крупных экономических кризисов, однако традиционная мера амнистии – это возможность в определенный срок уплатить налоговые обязательства или определенную сумму за прошлый обозначенный период со списанием только накопленного штрафа.
Налоговая амнистия традиционно, как справедливо отметили журналисты, задавая свой вопрос представителю Минфина, происходит в момент внедрения новых налоговых правил, когда власти официально признают, что предыдущая система обращения с налогами была неправильной и необходимо в неё внести корректировки. Именно такое признание официально и уже неоднократно делал Касым-Жомарт Токаев, заявляя о необходимости создания нового Налогового кодекса.
– Бизнес продолжает жаловаться на сложность и нестабильность налогового законодательства. Фискальные органы массово вовлекают предпринимателей в судебные тяжбы. Правительству следует предусмотреть в новом Налоговом кодексе эффективный механизм противодействия уклонению от уплаты налогов, а также прописать четкие критерии определения «бестоварности» операций. Необходимо, чтобы все спорные случаи неукоснительно трактовались в пользу налогоплательщика, – объявил президент Казахстана в своей речи в сентябре 2023 во время встречи с представителями отечественного бизнеса.
Он также заявлял, что с внедрением Налогового кодекса будет запущено «регулирование с чистого листа», чтобы избавить бизнес от избыточного административного прессинга.
В декабре президент отмечал, что в рамках внедрения нового Налогового кодекса планируется снизить количество налоговых платежей на 20%, а обновленное законодательство станет системной перезагрузкой отношений между бизнесом и государством.
Однако осуществить перезагрузку, о которой заявляет президент Казахстана, без амнистии невозможно. Непроведение налоговой амнистии приведет к тому, что часть лиц при внедрении новых правил продолжит выплачивать задолженности и штрафы, которые сам же президент фактически признал «зверскими». В феврале этого года на расширенном заседании правительства он по отношению к старым правилам применил фразу «принцип регуляторной гильотины».
О проведении налоговой амнистии в Казахстане просят уже давно. Последний раз она была еще в 2019-2020 годах, когда Токаев только стал президентом, на фоне подготовки к внедрению предыдущих (признанных неудавшимися) новых налоговых правил.
В 2021 году депутаты от партии «Ак Жол» указывали на то, что на фоне ситуации с убытками среднего бизнеса из-за коронавирусных ограничений, несмотря на проведенную ранее амнистию, они еженедельно получают сообщения о начислении налоговыми органами неподъемных сумм.
– Суммы доначислений нередко в несколько раз превосходят годовые обороты этих компаний, что означает их неизбежное разорение и банкротство, – говорил в январе 2021 года Азат Перуашев.
Тем не менее, КГД тогда предоставил однозначный ответ: амнистия не предусмотрена. Толика логики в этом решении была – с завершения предыдущей амнистии на тот момент не прошло и полугода, и проводить новую было рановато. К тому же, требование депутатов было радикальным: амнистию, по их мнению, нужно было провести со списанием всей суммы неуплаченного налога. Такие решения, хоть и улучшат положение ряда пострадавших предпринимателей, для экономики могут быть губительны.
Ожидалось, что на фоне последствий коронавируса, Кантара и резко возросшей инфляции в течение 2022 или 2023 года Минфин все-таки проведет амнистию, но «фискалы» все списали на правительство.
– Для этого принимается соответствующее поручение, оно должно решаться на уровне правительства либо главой государства. Исходя из этого, осуществляется соответствующая амнистия. Прошлые амнистии дали свои результаты. В этом году у нас не было запланировано каких-либо амнистий. На сегодня в плане такой вопрос ещё не стоял, возможно, в последующем какие-то вопросы поднимутся, – комментировал в декабре 2022-го вероятность осуществления амнистии в 2022 и 2023 году на тот момент председатель Комитета госдоходов Данияр Жаналинов.
Он подчеркивал, что амнистия, если правительство поставит задачу ее проводить, «должна быть как единичная, разовая акция, принимать их и ставить на какой-то поток ежегодно – это неправильно». И это справедливо, амнистия действительно не должна быть ежегодной процедурой. Но обойтись совсем без нее с внедрением нового Налогового кодекса будет абсурдом.
При этом, действительно, подходить к этому решению стоит не радикальным образом, полным списанием налогов, а ровно таким же образом, как это происходило в 2019-2020 годах, – традиционным методом, когда государство прощает только накопившуюся пеню в обмен на уплату в определенный срок основной суммы задолженного налога.
В прошлый раз это привело к тому, что свыше полумиллиона физических лиц оперативно пополнили бюджет на сумму 7,6 млрд. тенге, которую они задолжали, в обмен на списание пени. В этом году перед правительством была поставлена задача ускорить пополнение бюджета путем совершенствования системы сбора налогов и стимулирования желания уплатить налоги самими гражданами. Предложение осуществить налоговую амнистию вполне может поспособствовать исполнению этой задачи.
Отметим, что налоговую амнистию для физических лиц и ИП в этом году проведут в России на основе указа Путина еще от 2017 года. Казахстану с внедрением нового Налогового кодекса определенно стоит последовать этому примеру, если изменения в законодательстве действительно служат повышению эффективности налоговой политики и очищению от принципа гильотины, как об этом говорит Токаев.
Ранее Exclusive.kz анализировал неопределённость в толковании различных аспектов налогового законодательства в материале «Как заплатить налоги и не попасть в тюрьму».
Иллюстрация на обложке из открытых источников.
1 Комментарий
[…] разрабатывая новый Налоговый кодекс, который, как утверждал президент Казахстана Касым-Жомарт Токае…, направлен на снижение налоговых платежей и […]