О чем Европа договорилась с Центральной Азией в Самарканде
В Самарканде завершился первый саммит Европейского союза и стран Центральной Азии. Европейские и центральноазиатские лидеры собрались в Узбекистане после того, как несколько раз саммит откладывался.
Для Самарканда это стало событием. Еще за пару дней до встречи высокопоставленных гостей были усилены меры безопасности, введены ограничения на въезд в город, перекрыты ряд улиц, а около 20 вузов временно приостановили работу. Центральные улицы и площади Самарканда украшались флагами стран-участниц саммита.
Первыми гостями саммита стали Президент Европейского Совета Антониу Кошта и Президент Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляйен. Председательствовал президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Событие должно было продемонстрировать миру, что наш регион становиться важным для Европейского Союза в силу вполне прагматичных причин – реализация транспортно-логистических проектов, новые источники стратегического сырья, внедрение экологически чистых и эффективных источников энергии.
Президент Европейского совета Антониу Кошта считает, что Центральная Азия может стать ключевым транзитным хабом, обеспечивающим более эффективные цепочки поставок между Востоком и Западом.
Потенциал есть, выхода к морю нет
Узбекистан наиболее активно и последовательно продвигает транспортную дипломатию и уже пожинает первые дивиденды. Именно Ташкент прикладывает наибольшие усилия для гармонизации национальных проектов региона с международными транспортными коридорами Север – Юг и Запад – Восток. Несмотря на все декларации, до сих пор не решен вопрос гармонизации и цифровизации процедур таможенного оформления товаров и правил пересечения границ.
Впрочем, первые шаги уже сделаны. Узбекистан и Казахстан полностью перешли на электронный обмен бланками разрешений на основе цифровой платформы E-PERMIT.
Кроме того, Узбекистан успешно протестировал систему «цифровой TIR,» позволяющую грузовым автотранспортным средствам беспрепятственно пересекать границы с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, и в ближайшем будущем планирует внедрить эту систему и с Туркменистаном.
Мир все больше осознает, что Центральная Азия соединяет не только Восток и Запад, но и Ближний Восток и Юго-Восточную Азию. Но, судя по всему, у региона нет четкой стратегии реализации этого потенциала.
По оценкам ООН, к 2050 году мировой спрос на грузоперевозки увеличится в 3 раза. Такая тенденция представляет собой серьезную проблему для стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю.
Кроме того, по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), продукция стран, расположенных вдали от моря, практически отсутствует на международных торговых рынках, и на долю этих государств приходится менее 1% мирового экспорта.
Доля затрат на транспортировку грузов в странах Центральной Азии достигает 50 процентов от конечной стоимости товаров, что почти в 5 раз выше среднемирового показателя.
Учитывая все эти ограничения, лидеры региона предложили разработать конкретные механизмы продвижения эффективных транспортных коридоров с применением единых тарифов, удобных для бизнеса при выходе на рынки Китая, стран Южной Азии и Ближнего Востока, Европейского Союза, а также создать интегрированную цифровую платформу международных перевозок.
Но прежде всего – усовершенствовать и гармонизировать таможенные и иные процедуры по международным транспортным маршрутам, проходящим по территории центральноазиатских стран. К сожалению, до сих пор в начальной стадии такой очевидный шаг, как согласование общих подходов по созданию надежной транспортно-коммуникационной системы, обеспечивающей выход на важнейшие международные рынки и морские порты. В общем, работы много, но оно того стоит. По оценкам экспертов ООН, решение этих задач по обеспечению выхода товаров к мировым морским портам может увеличить ВВП стран Центральной Азии как минимум в 2 раза в течение 10 лет.
ЕС – крупнейший инвестор Казахстана
В своем выступлении президент Казахстана Токаев заявил, что Европейский Союз является крупнейшим инвестором в Казахстане. На него приходится 200 миллиардов из 450 миллиардов долларов инвестиций вложенных в Казахстан за годы независимости, что, кстати, составляет почти половину всех европейских капиталовложений в регионе.
По итогам 2024 года, Европейский Союз стал самым крупным торговым партнером Казахстана. Общий товарооборот с ним составил 49,7 млрд из 140 млрд товарооборота со всем миром. Это больше, чем с Китаем – прошлом году он составил 44 млрд долларов. И больше, чем товарооборот с Россией за тот же период – 27,8 млрд долларов.
В числе наиболее перспективных направлений сотрудничества Европейского Союза не только с Казахстаном, но и со всей Центральной Азией – транспорт и логистика, поставки энергетических ресурсов, включая «зеленый» водород, а также совместная разработка месторождений редкоземельных элементов и редких металлов.
«В 2027 году мы планируем довести грузопоток до 10 млн тонн. В данном контексте Казахстан приветствует стратегию Европейского союза Global Gateway, которая призвана способствовать расширению устойчивых транспортных связей в Центральной Азии. Недавно Европейский инвестиционный банк и Банк развития Казахстана подписали кредитное соглашение на сумму 200 млн евро для развития транспортной инфраструктуры вдоль транскаспийского маршрута». – отметил Токаев.
Кроме того, Казахстан готов увеличить экспорт на 2 млрд долл. по 175 товарным позициям. Токаев напомнил, что Казахстан поставляет 13% нефти в ЕС, развивает ВИЭ и «зеленый» водород с Total, Eni и Svevind, а также строит ЛЭП через Каспий с Узбекистаном и Азербайджаном. Страна производит 19 из 34 критически важных для ЕС ресурсов, включая уран, литий и кобальт. Он предложил создать в Астане центр по редкоземельным металлам и отметил 62-процентный рост контейнерных перевозок по ТМТМ (до 4,5 млн т).
Климатические вызовы: консолидация инициатив
На следующий день мировые лидеры приняли участие в форуме «Центральная Азия перед глобальными климатическими вызовами: консолидация ради общего процветания».
По пути в пленарный зал внимание гостей привлекала выставка картин «Река, текущая по следам женщин», фокусирующаяся на пересечении социальных и экологических трансформаций. Картины повествовали о климатических катастрофах и засухе, отражая проблемы вымирания редких животных и опустынивание рек.
На форуме выступила помощник президента Узбекистан Саида Мирзиёева, которая отметила, что Центральная Азия – один из самых уязвимых регионов: за 70 лет температура здесь выросла на 1,5–2°C. А трагедия Аральского моря – символ глобального экологического кризиса.
она напомнила, что по инициативе Президента разрабатывается Концепция «Зелёного развития Центральной Азии», охватывающая всё – от зелёных технологий до устойчивой урбанизации.
«Мы надеемся, что её примут на COP30.
Развитие Приаралья и Каракалпакстана – мой личный приоритет. Мы открыты к диалогу и совместным действиям. Только вместе мы сможем сохранить нашу планету и построить лучшее завтра для наших детей, внуков и всех, кто придёт после нас».
Основное направление форума заключалось в поиске инновационных решений в области экологической устойчивости, зелёной экономики и адаптации к климатическим изменениям.
Насыщенная программа включала в себя экспертные панели, пленарные заседания и стратегические диалоги по таким направлениям, как развитие возобновляемой энергетики, управление водными ресурсами, сохранение биоразнообразия и устойчивое городское развитие.
В рамках форума был представлен проект Региональной концепции «зеленого» развития, подготовленный с участием международных экспертов, который должен стать основой для согласованной климатической политики стран региона. К слову, инициатором ее разработки был Шавкат Мирзиёев.
В сухом остатке
По итогам саммита была подписана совместная декларация о партнерстве с согласованием обширного пакета инициатив, направленных на экономическую, гуманитарную и технологическую интеграцию двух регионов. «Это означает, что мы можем положиться друг на друга, что сегодня особенно важно», – подчеркнула глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
«Чтобы ускорить прогресс, я с гордостью объявляю об инвестиционном пакете Global Gateway в размере 12 млрд евро. Он объединит инвестиции Европейского союза и его государств-членов», – заявила фон дер Ляйен, назвав это «европейским командным подходом» и началом новой эры в отношениях. ЕС также подтвердил выделение 10 млрд долл. на развитие Транскаспийского транспортного коридора, который позволит сократить сухопутный маршрут между Европой и Центральной Азией почти вдвое – до 15 дней. «В условиях растущей фрагментации мира Транскаспийский коридор станет связующим звеном между Центральной Азией и Европой. Но важна не только инфраструктура. Быстрое прохождение границ внутри Центральной Азии и Южного Кавказа также необходимо для выхода к Черному морю. После трех десятилетий закрытия открытие границ Армении с Турцией и Азербайджаном станет поворотным моментом. Это как никогда сблизит Европу и Центральную Азию», – подчеркнула Урсула фон дер Ляйен.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.
Средне Азии и всем постсоветские Республика придёт «КИРДЫК»!! Европа проедет по ушам и кинет: пример, Усраина…
Средне Азии и всем постсоветские Республика придёт «КИРДЫК»!! Европа проедет по ушам и кинет: пример, Усраина…
СА
Русский, если Россия «закроет свои сухопутный и воздушный коридор», как вы пишете, то в первую очередь сама же ваша Россия от этого и подохнет. Или вы думаете, что госбюджет с потолка получает средства? Та же самая торговля нефтью для вас шутка? Гений, пургу не несите.
Если Россия закроет свои сухопутный и воздушный коридор (для товаров и ресурсов для европы), то одному Богу известно, что будет с экономикой Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Европа манит Азию пряником, а по итогу будет кожура от банана и бусы ;). Эта европа как дохлая кобыла и пиявка на подсосе, у которой НЕТ ничего, ни ресурсов, ни друзей, одни геи и лгбт с беженцами которых они 100% будут пытаться «спихнуть» в азию . От этой европы даже их бывшие колонии и хозяева из-за океана отвернулись, так что делайте выводы граждане азиаты, что ВАМ обычным обывателям даст данный союз? (ценности лгбт из «гниющего рая», беженцев «дармоедов», кожурки от бананов с бусами и т.д). Думайте азиаты, думайте, не становитесь пятачками 😉
Пока Россия свои вопросы решает
Временное сближение с ЕС
Merci !!! Огромное спасибо, Милейшая Lucie !!!
Merci
откуда столько кремлевских троллей? и минкультуры молчит как будто страус. надо чистить таких пропагандистов в казахстане
Европа это трансгендеры геи и прочая шелуха. Даже её босс сша отказались от европы. Европа до сих считает ср.азию банановыми странами и диктует свои условия. И почему то усе мыхранти едуть в Россию 10млн из ср.азии. так шо делайте выводы.
Агрессор это точно Евросоюз Ан
е Россия урсулу надо уничтожат !!! Слава Россию об этом ср азиянадо подумат!!!
Агрессор это точно Евросоюз Ане Россия урсулу надо уничтожат !!! Слава Россию об этом ср азиянадо подумат!!!
Европа своими прогнившими ценностями хочет заташит ЦА в это болото. Никогда мы для них не будем равноправными портнерами. Лучше жить в спокойствии с соседом.
Африка от Европы отвернулась , теперь они ищут замену , главное быть умнее и на бусы не кидаться . Сто раз подумать , им партнёры не нужны
Никогда и никого дружба с Европой и США до добра не доводила! Пример украина! У
О простом народе ни слова
ОЧЕНЬ..ОЧЕНЬ..АКТУАЛЬНО..ЕВРОСОЮЗ..ПРИВЕТСТВУЕМ…РОССИЯ..НЕЬ..ДОВЕРИИ…..
Европа это плохо для Узбекистан, украдёт и кинет её.
Если Евросоюзу очень хочется помочь странам центральной Азии, то пусть сделают вложения для спасения от обмеление Каспия и высыхающего Арала. Тогда и климат изменится в лучшую сторону и для государств центральной Азии можно открыть выход к мировому океану. Для этого нужно провести канал, причём судоходный, от Персидского залива до Каспия. Контролируемо заполнить Каспию, а затем построив такой же судоходный канал от Каспия до Арала, заполнить и её в пределах прежних размеров. От этого польза будет всем и затраты быстро окупятся.
Россия некому не нужна со своей агресивной политикой.
Лучше с Европой, чем Агрессором россией
Европа ищет слабые страны чтобы в дальнейшем можно было диктовать над нами
??
Европа ищет новые колонии. Её попёрли из Африки.