О закрытости открытых госзакупок Казахтелекома - Exclusive
Поддержать

О закрытости открытых госзакупок Казахтелекома

В прошлой публикации редакция задавалась вопросом: как изменятся закупки в Казахтелекоме после задержания двух его главных бенефициаров последних лет Карима Масимова и Кайрата Сатыбалды, и возврата последним 28% акций национального оператора государству.

Наивный читатель ждет, что после таких акционерных изменений менеджмент Казахтелекома должен быстро сократить бюджеты (убрать коррупционную составляющую), убрать прокладки и начать заключать прямые контракты, перестать «затачивать» конкурсные требования под определенного поставщика и проводить честные тендеры. Но вот пример, на котором мы проиллюстрируем происходящее на самом деле для читателей, далеких от телекома, автомобильными аналогиями.

«Машиной доукомлектуем брелок»

Предположим, вам надо купить для нацкомпании, которой вы руководите, автомобили. По счастливому совпадению, ваши близкие друзья или родственники продают машины марки Х. Очень хочется купить именно у них, избежав конкуренции с другими автодилерами. Но как это сделать, не привлекая внимания Самрука и общественности?

Очень просто – скажите всем, что закупаете не автомобили, а расширение к уже имеющейся автотехнике. Берёте брелок от машины и говорите всем, что закупаемые машины – всего лишь расширения к брелку!

В конце июня 2022 года Казахтелеком объявил два открытых тендера на закуп оборудования для домашнего Интернета на общую сумму 7,1 млрд. тенге, что почти 10 % от их общего инвестиционного бюджета. Для особо любопытных подробности тендеров на сайте закупок Фонда Самрук Казына 719046 и 717889).

Казалось бы, при такой сумме надо пригласить несколько мировых производителей подобных систем (Huawei, Iskratel, Nokia и т.д.), провести с их участием открытый тендер, добившись лучшего технического и ценового предложения на новое оборудование.

Однако, чтобы не усложнять себе жизнь такой неопределенностью, руководство Казтелекома решает провести без лишнего шума тендеры не на покупку новой системы, а на «расширение» для уже установленного оборудования Calix (США).

По действующим правилам, дозакупки возможны, но они должны проводиться, в первую очередь, для доукомпектации ранее установленного оборудования. В этом случае закупаются только отдельные платы и комплектующие. И конечно же, объем закупаемого оборудование должен быть намного меньше, чем объем того, которое оно «доуомплектовывает».

Неплохие системы у Calix, да вот только объем установленного оборудования у Казахтелекома в этих городах значительно меньше «дозакупаемого». В Караганде это 2,2% от оборудования, в Алматы – 16%, а Петропавловске и Костанае не больше 10%. В Темиртау и Жезказгане этого оборудования и вовсе нет, от слова совсем. Словом, «машиной доукомплектовываем брелок».

Как жалко, что Мерседес не продает автомашины БМВ

Итак, тендеры объявлены, и сразу же потенциальные поставщики задали правомерный вопрос: «Зачем ограничивать конкуренцию, прописывая технические требования под одного производителя?» На что Казахтелеком дает успокоительный с виду ответ «В случае технического соответствия в тендере может участвовать любой производитель оборудования». Но после этого не изменяют ни строки в подробных описаниях характеристик, которые существуют только у оборудования «от друзей».

10 и 11 августа выходят протоколы допуска по обоим тендерам, где к торгам допущены две компании: ТОО «Digibased-Almaty» и ТОО «Broadband Kazakhstan» (оба с оборудованием Calix), а участник, предложивший цену на 15% меньше, к тендеру не допущен в связи с … техническим несоответствием.

11 и 12 августа выходят итоговые протоколы с результатами открытых тендеров, где победителем объявлено ТОО «Вroadband Kazakhstan», которое при общем бюджете всех лотов около 3,74 млрд. тенге, предложило цену на 0,08 % (да, да, целых восемь сотых процента или 3 млн. тенге) ниже бюджета, и подтверждается недопуск претендента, дававшего сразу, без торгов, цену ниже на 14,3% (или на 539 млн. тенге).

При этом никаких конкретных замечаний предъявлено не было. А обещание, данное Самруку и другим участникам можно раскрыть фразой «Мы готовы закупать машины и у Мерседеса, и у Ауди, и у Шевроле. Только при одном небольшом условии – машина должна быть только БМВ».

Старая машина с новыми VIN-номерами

Как упоминалось выше, к торгам были допущены две компании ТОО «Digibased-Almaty» и ТОО «Broadband Kazakhstan», которые будто бы между собой поторговались. ТОО «Digibased-Almaty» по всем лотам дало цены равные стартовым бюджетам, и так разволновалось, что даже забыло указать о своем законном праве на условную скидку до 5% от цены за победы в прошлых тендерах, а потом и вовсе от дальнейших торгов уклонилось, посчитав, что роль подставного мальчика выполнена полностью.

Откуда же взялась сама грозная компания-победитель ТОО «Broadband Kazakhstan»? Из открытых источников выясняется, что это ТОО было перерегистрировано 03 июня 2022 года и до этой даты называлось ТОО «Олжа-Global» и не имело никакого опыта в поставках данного вида телекоммуникационного оборудования. Занимательным является факт, что с 03.06.2022 по 08.06.2022 Broadband Kazakhstan по совершенно случайному стечению обстоятельств находилось по тому же адресу, что и Digibased-Almaty: ул. Жарокова 366.

После перерегистрации Broadband Kazakhstan получило нового директора в лице Пака Игоря Игоревича, который на протяжении последних лет известен на рынке как реальный владелец Digibased-Almaty. В настоящий момент, возможно, он решил (и это его право) перенести бизнес из одной компании в другую, но как это вяжется с статьей 4 Закона РК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора», положения которой требуют добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков и недопущения сговора между участниками закупок.

Теперь о новом учредителе Broadband Kazakhstan, которым стал некто Аблаев Ризат Назарович. Специалистам в области телекома он неизвестен, но если зайти на его страницу в facebook, то из его шести друзей есть два интересных человека, которые совершенно случайно оказались родственниками Куанышбека Есекеева: Адиль и Зангар Медеуовы.

Вся эта история напоминает автоподставы, перебитые номера и прочие неприятные автостранности из Старого Казахстана. Для Нового Казахстана это явно перебор. Создается устойчивое впечатление, что руководство и работники компании, которые имеют отношение к закупкам, забывают, что 80% АО «Казахтелеком» теперь принадлежит государству – народу Казахстана.

Что же из этого следует? К сожалению, опять можно констатировать отсутствие действенных механизмов контроля закупок, особенно, общественных. Обязательные для конкурсов свыше 250 миллионов тенге представители НПП «Атамекен» не были приглашены на эти тендеры. Во-вторых, в Казахтелекоме ничего не поменялось. Хотя прежние акционеры и сидят в СИЗО в ожидании суда, поставленный ими менеджмент остался на местах и продолжает греть руки у костра. И наконец, опосредованные владельцы АО «Казахтелеком» – простые пользователи интернета, продолжают оплачивать из собственного кармана подобные фокусы и безнадежно ждут, когда национальный оператор повысит качество услуг и повернется к ним лицом.

От редакции: Если выводы автора АО «Казахтелеком» сочтет слишком претенциозными, мы будем рады опубликовать контраргументы.

Максат Нурпеисов




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *