Общественный договор: между авторитарностью и популизмом - Exclusive
Поддержать

Общественный договор: между авторитарностью и популизмом

Идея о необходимости нового Общественного Договора становится все более актуальной. Казахстану сегодня не хватает широкой коалиции умеренных сил, которая могла бы противостоять как авторитарным, так и популистским тенденциям. И примеры из истории – тому доказательство.

Идея Общественного договора восходит к эпохам Возрождения и Просвещения. Обычно ее связывают с именами Т. Гоббса, Д. Локка и Жан-Жака Руссо. При некоторых различиях, идеи всех трех философов сводятся к тому, что Общественный договор – это договор между Властью и Обществом, в котором каждая из сторон берет на себя определенные обязательства. Власть обязуется обеспечить Обществу некие блага – процветание, величие и прочее, а Общество, в свою очередь, гарантирует повиновение Власти.

Как легко заметить, в такой редакции Общественный договор является идеологической основой авторитарных и тоталитарных режимов. Муссолини обещал справедливость, порядок, могущество и процветание. Гитлер обещал возрождение величия германской нации и процветания. Ленин и Сталин обещали всеобщее благоденствие, но потом, когда-нибудь. Взамен же все диктаторы требовали от Общества полного повиновения. Требование подкреплялось соответствующим репрессивным аппаратом.

Конечно, такая трактовка диктаторскими режимами идей Общественного договора – это результат некорректного переноса воззрений, характерных для эпохи распада феодализма, в современную индустриальную и постиндустриальную действительность.

Если же развивать идеи Гоббса, Локка и Руссо соразмерно общественно-политическим изменениям, то Общественный договор – это постоянно пересматриваемое соглашение между различными социальными группами, направленное на общественное и экономическое развитие страны.

История Португалии XX века дает примеры обоих типов Общественного договора.

Диктатура Салазара

XX век Португалия встретила чередой экономических и политических кризисов. В конце концов в 1926 г. установилась военная диктатура. На пост министра финансов военные пригласили профессора политической экономии Коимбрского университета Антониу ди Оливейра Салазара.

Салазару удалось решить экономические проблемы страны и в достаточно короткие сроки вывести ее из кризиса. Он успешно сбалансировал бюджет и торговый баланс, справился с инфляцией и сократил огромный внешний долг — с 44% ВВП на момент, когда он в 1928 г. стал министром финансов, до 15% к 1935 г. и до 5% к 1940 г.

Успехи на экономическом поприще создали ему репутацию человека умного и умелого. Сам же Салазар, используя свою репутацию и ловко манипулируя политическими конкурентами, в 1932 стал премьер-министром страны и оставался на этом посту до 1968 г.

Общественный договор между Обществом и Салазаром реализовывался в два этапа. На первом он обеспечил порядок, покончив с мятежами и переворотами. На втором он обеспечил экономический рост.

Португальский диктатор запретил все политические партии, кроме собственной – «Национальный союз». Но система выборов осталась. В Португалии раз в четыре года проходили парламентские выборы и раз в семь лет —президентские. Голосовать могли граждане старше 21 года с оконченным средним образованием. Мужчины — если платили не меньше 100 эскудо налогов в год, женщины — не менее 200. В 1950-е правом голоса из 7,7 млн жителей обладали 1,2 млн человек.

Салазар старался не допускать до выборов кандидатов, способных составить реальную конкуренцию, своевременно снимал их с дистанции и выдвигал декоративных соперников. Что-то это нам напоминает.

Режим Салазара был намного мягче режима Франко и, тем более, режимов Муссолини, Гитлера или Сталина. В Португалии была отменена смертная казнь. Политических противников содержали в лагере Таррафал на островах Кабо Верде. Но количество политических заключенных было намного меньше, чем у современных ему диктатур.

В послевоенный период Салазар стимулирует инвестиции в индустриализацию страны. Естественно, что все идет под неусыпным контролем государства. Тем не менее, в пятидесятые годы экономика страны росла в среднем на 4% в года, а в шестидесятые на 6% в год. В принципе, как мы знаем, диктаторские режимы при переходе от примитивной экономики к более сложной могут добиться успеха. Проблемы у них начинаются, когда экономика становится сложной.

Как бы там ни было, Салазару удалось исполнить свои обязательства в рамках Общественного договора.

Группа 9

Салазар ушел с поста премьер-министра в 1968 года вынужденно, уже будучи тяжелобольным. Для него специально печатали газеты в одном экземпляре, в которых он все еще оставался во главе страны. Его преемником стал Марселу Каэтану, которого свергли в апреле 1974 г.

Два фактора сыграли свою роль в крушении португальского диктаторского режима. Первый – развитие экономики. Она стала более разнообразной и сложной. Появился самостоятельный предпринимательский класс, требовавший своего политического представительства. С другой стороны, «левые», прокоммунистические идеи становились все более популярными среди рабочих, которые также требовали своего политического представительства.

Второй – длительные и тяжелые войны в колониях, зашедшие в тупик, когда ни одна из сторон не могла рассчитывать на победу.

В офицерской среде зрело недовольство этим войнами, вылившееся в апреле 1974 году в вооруженное восстание, вошедшее в историю как «Революция гвоздик». Другое название – «Революция капитанов».

После революции у Португалии было на выбор три возможных пути развития: прокоммунистический, реставрация, в том или ином виде, старого режима или построение правового демократического государства. Последний вариант считался наименее вероятным. Генри Киссенджер осенью 1974 г. говорил министру иностранных дел Португалии Мариу Суарешу, придерживавшегося последнего варианта, что он закончит как Керенский и сбежит из Лиссабона, отдав власть крайне левым или крайне правым.

В сентябре 1974 и марте 1975 крайние правые силы пытаются захватить власть. Отбивают эти попытки левые силы, в том числе, армейские. Движение вооруженных сил, орган, стоящий над правительством, становится все более «красным». Все больше и все громче раздаются голоса за социалистическую Португалию.

Неожиданно против левого поворота выступает группа из 9 офицеров, членов Движения вооруженных сил (ДВС). Они публикуют воззвание за построение правового демократического государства. Позднее к ним присоединятся еще 16 офицеров.

Смутьянов пытаются изгнать из армии и ДВС. Но они получают поддержку со стороны центристских политиков и их восстанавливают в армии.

В ноябре 1975 г. прокоммунистически настроенные офицеры поднимают мятеж. Но умеренные офицеры и политики смогли его подавить. Мариу Суареш избежал участи Керенского.

Умеренные политики и офицеры смогли отринуть внутренние разногласия ради лучшего будущего для своей страны и выступить единым фронтом против левой угрозы. Такое соглашение как раз является Общественным договором второго типа — постоянно пересматриваемое соглашение между различными социальными группами, направленное на общественное и экономическое развитие страны.

Жарас Ахметов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *