Она сторонилась журналистов и очень удивлялась, если ее узнавали на улице
Мало кто знает, что в культовом фильме «Меня зовут Кожа» исполнитель главной роли на самом деле не произносит ни слова. Дело в том, что сыгравший Кожу Нурлан Сегизбаев сильно картавил, и на киностудии приняли решение его переозвучить. За 12-летнего сорванца заговорила 27-летняя актриса, которую через несколько лет назовут «королевой казахского дубляжа» – Фарида Шарипова. О Народной артистке Казахской ССР, Заслуженном деятеле культуры Кыргызской Республики, Народной артистке СССР – Сергей Лесковский.
Фарида Шарипова в фильме «Щит города»
…Мой хороший друг служит в театре. Как-то он позвал сына на сложный спектакль, идущий больше трёх часов. Потом дома спросил:
– Как тебе?
– Отличный спектакль, папа, и ты хорошо играл.
– Хочешь ещё раз посмотреть?
– Это же самое? Ещё раз? Не-ет…
Так и я. Только дважды смотрел одни и те же спектакли на сцене, а не по телевизору. «Женитьбу Фигаро» в Московском театре сатиры и «Материнское поле» в Национальном драматическом театре имени М. Ауэзова. В «Женитьбе Фигаро» на протяжении десятилетий играл один и тот же состав, подмены случались только у исполнителей второстепенных ролей. Помню, что Марселину по очереди играли Татьяна Пельтцер и Валентина Токарская. А вот в «Материнском поле» в роли Толгонай выходили на сцену Сабира Майканова и Фарида Шарипова. Я видел обеих исполнительниц. Нас классом водили на этот спектакль. А второй раз я напросился с классом младшего брата, через год, наверное.
Спектакль имел оглушительный успех. Даже непоседливые школьники вели себя благоразумно и тихо. Всё в этом спектакле было прекрасно – от режиссуры, актерской игры до продуманной сценографии и мизансцен. А выкатывавшийся из темноты на зрителей свистящий и светящий огромным фонарем паровоз производил, пожалуй, такое же сильное впечатление, как прибывающий поезд в первом фильме братьев Люмьер.
Но вот ещё о чем заставил задуматься спектакль по повести Чингиза Айтматова «Материнское поле». Как, оказывается, по-разному можно сыграть одну и ту же роль – в тех же декорациях и с теми же партнёрами. Майканова играла мощно, страстно, темпераментно и очень громко. И совсем иной была Толгонай у Фариды Шариповой – более женственной, более тихой, заставляющей зрителей прислушиваться к ее словам и думать. Впрочем, обе исполнительницы были отмечены за эту роль Государственной премией Казахской ССР. Пьеса с триумфом шла в те годы на сценах многих театров страны. В Москве Толгонай играла Любовь Добржанская – мама Жени из «Иронии судьбы» и Юрия Деточкина из «Берегись автомобиля!». А в кино Толгонай сыграла выдающаяся кыргызская актриса Бакен Кыдыкеева.
Кстати, служение в театре Фарида Шарипова начала тоже с пьесы по повести Чингиза Айтматова «Джамиля». Спектакль тот назывался «Ты песня моя желанная», после которого она сыграла немало замечательных героинь отечественного и мирового классического репертуара: Ажар в пьесе «Абай», Баян в драме «Козы-Корпеш – Баян-Сулу», Карагоз в одноименном спектакле, Анар в пьесе «Жеребёнок мой» по прозе Оралхана Бокеева, шекспировскую Катарину в «Укрощении строптивой», Елену Андреевну в чеховском «Дяде Ване».
Однако сейчас мало кто знает, что творческую жизнь Фарида Шарипова начинала как киноактриса. И не в СССР, а в Китае. В восемнадцать лет она сыграла заглавную роль в жизнеутверждающей мелодраме Шанхайской киностудии «Хасен и Джамиля». Нашли Фариду в городе Чугучак, расположенном близ границы с Восточно-Казахстанской областью. Фильм рассказывает об истории любви юноши и девушки, которых хочет разлучить коварный богач. Но влюбленные убегают из своего аула и вступают в ряды национально-освободительной армии Китая. И вместе с ней отправляются в светлое будущее. Фильм этот был в советском прокате, дублировали его на киностудии имени Горького, Джамилю в нём озвучивала Данута Столярская. Через много лет, уже переехав в Казахстан, и сама Фарида Шарипова овладела искусством дубляжа и часто озвучивала зарубежные фильмы на казахский язык.
С ролями же в кино дело обстояло сложнее. То ли из-за занятости в театре или от нежелания мельтешить бог знает в чем, у актрисы совсем мало кинематографических работ. И полтора десятка не наберётся. Но почти все они достойны внимания. Для советского кино открыл актрису Шакен Айманов, пригласив ее на роль врача «скорой помощи» Галии в социальную драму «Перекресток». Героиня выезжала на вызовы и всякий раз встречалась с занятными, часто эксцентричными или отрицательными персонажами. Получился такой «кинопаноптикум», с обитателями которого доктор вынуждена была находить общий язык.
Фильм «Перекресток»
Следующая заметная роль – Жаухаз из драмы Мажита Бегалина «Следы уходят за горизонт». В этой неспешной истории бушуют нешуточные страсти: замужняя Жаухаз влюбляется в постороннего мужчину и уходит с ним, как следует из названия, за горизонт.
Ещё один похожий сюжет, но более красивый и возвышенный, предложил актрисе гениальный Сергей Урусевский, взявшийся за экранизацию повести Чингиза Айтматова «Прощай, Гульсары». Роль главного героя – Танабая – режиссер и оператор Урусевский, не раздумывая, предложил Нурмухану Жантурину, с которым был знаком лет двадцать – со времён работы над картиной Марка Донского «Алитет уходит в горы», а затем над фильмом Михаила Калатозова «Первый эшелон». А вот партнёрш Жантурину режиссер выбрал не без подсказки артиста. Он был хорошо знаком и с Бакен Кыдыкеевой, и с Фаридой Шариповой. Первой (по старшинству) досталась роль жены Танабая, а Шариповой – роль его возлюбленной Бюбюжан. Фильм вышел на экраны под символическим названием «Бег иноходца». Очень красивая картина – о беге времени, о единении природы и человека, о неизбежности потерь, о любви и разлуке. Фильм довольно прохладно был принят в год выхода на экраны, но вот что интересно. Спустя почти полвека, к юбилею Урусевского его показали по телеканалу «Культура», и новое поколение зрителей, посмотрев картину, оценили возвышенное поэтическое прочтение казалось бы простой, «локальной» истории. Автором сценария фильма, кстати, был сам Чингиз Торекулович, угадавший, что и как хотел снять Урусевский.
Фильм «Бег иноходца»
После этого фильма Фарида Шарипова сыграла заглавную роль в короткометражном телефильме «Муслима». Картина рассказывает историю о том, как в казахском ауле в годы войны выживали с детьми Муслима и немка Эмилия. Когда на съемочной площадке работали Фарида Шарипова и эстонская актриса Ада Лундвер, поглядеть на них сбегались все работники «Казахтелефильма», – рассказывала мне звукорежиссер Татьяна Бобылёва.
Фильм «Щит города»
Фарида Шарипова великолепно вживалась в роли мам и в других фильмах. Она играла маму Героя Советского Союза Маншук Маметовой в военной драме Мажита Бегалина «Песнь о Маншук», маму Арыстана в молодежном фильме «Месяц на размышление». Еще была Бахтыгуль – жена главного героя в фильме-катастрофе, как сказали бы сейчас, «Щит города». Нетрудно догадаться, что в нем рассказывается, как спасали Алматы от смертоносного селя летом 1973 года. Мужа Бахтыгуль играл замечательный Ануарбек Молдабеков, а вторую главную мужскую роль – муж Фариды Шариповой, не менее замечательный Идрис Ногайбаев.
На доме, в котором несколько десятилетий жила эта удивительная семья, сегодня две мемориальные доски. На открытии обеих присутствовал их сын, известный художник Чингис Ногайбаев. Несколько лет он работал художником в Московском театре на Таганке под руководством Юрия Любимова, его персональные выставки проводились не раз в Москве и Алматы. Из последних – «Поезд длиною в жизнь» («Встречи в метро») 1918 года. Работы Чингиса Ногайбаева экспонировались на станции метро «Воробьёвы горы». Станция эта как нельзя лучше подходит для выставочных мероприятий, потому что создана скорее для любования природой и рекой, чем для входа и выхода. На экспозиции были представлены портреты пассажиров метро, написанные мастерски – с любовью к людям и городу. А в Алматы, в Центральном выставочном зале, в ноябре 2021 года были представлены работы Чингиса Идрисовича, объединенные под тематическим названием «Философия кочевников». Жаль, что родители художника не дожили до триумфа сына. Да и в кино, и в театре оба не доиграли. Но многое из своего опыта смогли передать следующему поколению: Фарида Шарипова и Идрис Ногайбаев преподавали в Алматинском театрально-художественном институте (ныне Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова).
Последний раз актриса снялась в кино в 1990 году, сыграв небольшую роль в картине хакасского режиссера Нааны Чанковой по сценарию Лейлы Ахинжановой «Полнолуние».
16 декабря могло бы исполниться 88 лет Народной артистке СССР Фариде Шариповой (1936 – 2010).
2 Комментария
Любовь Добржанская играла роль мамы не Нади, а Жени!
Спасибо. Мой косяк. Постараемся исправить в понедельник.