Оставит ли нас цифровая экономика без работы? - Exclusive
Поддержать

Оставит ли нас цифровая экономика без работы?

Бурное развитие технологий стремительно меняет рынок труда. Сначала пандемия, а затем современные нейросети радикально меняют формат работы. Но все ли так страшно и какова ситуация с цифровизацией в Казахстане?

В начале года специалисты общества «Центр развития трудовых ресурсов», ответственны за создание и развитие единой электронной биржи труда Enbek, совместно с министерством труда проанализировали, как рынок труда встречает «цифровую реальность». Exclusive.kz изучили этот доклад в 300 страниц и обнаружили весьма интересные данные.

– Новые технологии уже меняют мир труда и часто мы слышим, что в ближайшем будущем общество столкнется с «технологической безработицей» и нас ждут масштабные последствия, – пишет президент общества «Центр развития трудовых ресурсов» Даулет Аргандыков.

Автоматизация – это упрощение рутинных задач за счет технологий с целью ускорения и удешевления работы. Этот тренд, на самом деле, далеко не новый, он начался еще более века назад, и во многих сферах (особенно наукоемких) продолжается и сейчас. Куда сложнее совершить цифровизацию – полноценный переход предприятия (а порой и всей отрасли) на новые модели бизнес-процессов, целиком основанных на технологиях.

– Автоматизация улучшает производство, однако при ней сохраняется способ ведения дел на предприятии. При цифровой трансформации меняется сам продукт, трансформируются взаимоотношения между клиентом и поставщиками, позиционирование самой компании. К примеру, бухгалтер ежедневно выполняет рутинные функции, которые занимают определенное время. Для оптимизации его рабочих процессов и повышения эффективности внедряют программу 1С. Это является автоматизацией, потому что бухгалтер все равно нужен, он «нажимает на кнопки» и управляет самим процессом работы программы. А цифровизация – это следующий уровень, который направлен на автоматическое выполнение работ. Это некий робот, работающий по заданному алгоритму, – поясняют разницу в докладе.

Сейчас особо выделяются 11 технологий, которые потенциально могут совершить цифровую трансформацию экономики и рынка труда: интернет вещей (ее также называют концепцией «умный дом»), искусственный интеллект (нейросети), Big data (сбор больших объемов данных, их анализ и применение), блокчейн (который тесно связан с криптовалютами), пятое поколение мобильной связи (5G-интернет), объемная (3D) печать, солнечные фотоэлектрические системы (альтернативная энергетика), робототехника, дроны, генная инженерия и нанотехнологии. Уже в 2018 году они в совокупности создали рынок объемом 350 млрд. долларов, а к 2025, по оценкам специалистов, могут вырасти почти в 10 раз – до 3,2 трлн. долларов.

В мире идет всплеск занятости в компаниях, занимающихся созданием нейросетей. В 2015-2019 годах количество вакансий для разработки искусственного интеллекта увеличилось на 100%. Преимущественно труд инженеров-программистов и специалистов в области данных развит в Китае (12,1 тыс. рабочих мест в 2019 году), США (7,4 тыс.) и Японии (3,3 тыс.). Сам искусственный интеллект сейчас применяют преимущественно в сферах коммуникаций, финансовых услуг, здравоохранения и транспорта. 

Создание искусственного интеллекта невозможно без больших данных, поэтому данный рынок также быстро расширяется. Рост применения больших данных обусловлен расширением использования интернета, внедрением облачных сервисов и, в целом, увеличением объема данных и количества мобильных устройств и приложений в мире. При этом, пока что увеличение объемов данного рынка пока сдерживает нехватка квалифицированных кадров и недостаточная осведомленность о преимуществах этой технологии среди компаний. Например, в США в 2018 году нехватку специалистов с опытом работы с данными оценивали в 151,7 тыс. человек.

Также особенно бурно развиваются интернет вещей и негуманоидная робототехника. Их рост связан с технологическими достижениями в области полупроводников, которые создали возможности для производства легких и эффективных устройств. Особенно спрос вырос в странах с развивающейся экономикой, где внедрение интеллектуальных устройств и устройств с доступом в интернет помогает автоматизации в производственных секторах. Эти технологии находят применение в горнодобывающей и металлургической промышленности. 

В 2016 году в США насчитывалось 132,5 тыс. инженеров-робототехников, а в 2017 году по всему миру можно было встретить около 342 тыс. человек, работающих в 2888 компаниях, которые производят технологии для «интернета вещей». Основные производители промышленных роботов располагаются в Швейцарии, Японии и Китае.

Интерактивная инфографика: Оценка размера мирового рынка передовых технологий

Две основные страны, которые создают и внедряют передовые технологии, – это США и Китай. В каждой технологической области они владеют от 30 до 70 % инвестиций. На две эти страны приходится 90 % рыночной капитализации и 94% финансирования стартапов в области искусственного интеллекта за последние пять лет. В них располагается половина мировых центров обработки данных и работают 70% ведущих ученых в области искусственного интеллекта. Они также лидируют по потенциалу внедрения современных инструментов и имеют самые высокие темпы внедрения сетей пятого поколения (более 45 %). 

Значит ли это, что новый рынок труда является утопией и все инновации повлияют на что-либо только там? Вовсе нет. Дело в том, что все современные передовые технологии активно экспортируются. Для продвижения большинства из них даже не нужно осуществлять большие усилия и затраты – они доступны через интернет. Это хорошо было заметно недавно с появлением таких нейросетей как MidJourney, ScribbleDiffusion, ChatGPT и так далее, которые, хоть и находятся еще только в тестовой версии, уже известны и проверены по всему миру.

В целом, в отчете отмечают, что последние 20 лет развивающиеся страны, к коим относится Казахстан, структурно перемещают занятость из сельского хозяйства в сферу услуг и постепенно, хоть и незначительными темпами, увеличивают долю добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности. Они стремятся сократить технологический разрыв, повысить конкурентоспособность и расширить участие в глобальном рынке высокотехнологичных производств. 

Наиболее подготовленными странами к внедрению современных технологий, помимо США и Китая, являются Швейцария, Великобритания, Швеция, Сингапур, Нидерланды и Республика Корея. Наименее подготовлены только развивающиеся страны с развивающейся экономикой, находящиеся преимущественно в Африке к югу от Сахары.

Готовность Казахстана к внедрению новой модели рынка труда находится на уровне выше среднего. В глобальном рейтинге наша страна занимает 62 место из 158. При этом, по отдельным показателям (например, «Навыки») специалисты оценивают Казахстан даже выше таких стран, как Япония и Корея, что говорит о потенциальной возможности адаптации работников к новой индустрии. 

Отмечается, что в последние годы Казахстан вложил немало финансовых и человеческих ресурсов в развитие цифровизации. Так, объем сферы информационно-коммуникационных технологий в 2021 году достиг 4,3% от ВВП, объем сферы IT – 2 %. Основные оказанные IT-услуги в стране – разработка программного обеспечения (31,7 %), размещение приложений (20 %) и другие виды деятельности в области информационных технологий (16 %).

Наибольший прогресс в применении современных технологий можно заметить у горнодобывающей отрасли. Так, с 2015 года Казахстан разработал 17 «интеллектуальных» месторождений – это означает, что недропользователи применяют автоматизированные системы управления и достигают большей эффективности в работе за счет объединения большого количества данных о различных параметрах в единой информационной системе.

– Перспективы внедрения цифровизации на предприятиях нефтегазовой сферы тесно связаны с повышением эффективности производственных и бизнес-процессов. К примеру, в нефтегазовой сфере внедренная технология «интеллектуального» месторождения играет огромную роль, поскольку позволяет оперативно выявлять места утечки нефти, определять ее причины, контролировать работу производственного оборудования, повышать эффективность добывающих и нагнетательных скважин, а также сокращать эксплуатационные расходы. Внедрение таких технологий невозможно без интеграции людей, технологий и бизнес процессов. Применение цифровых технологий позволяет специалистам эффективнее обмениваться знаниями, – комментирует в докладе эксперт IT нефтегазовой отрасли.

Также робототехнику, большие данные и их аналитику в Казахстане уже применяют в сельском хозяйстве. В нашей стране существует 20 «цифровых» и около 170 продвинутых ферм, в которых механизм самостоятельно контролирует различные параметры: урожайность, необходимость полива и сбора, время поилки и кормления скота, общая экономическая целесообразность производства и так далее. А в этом году, согласно планам минсельхоза, ожидается появление еще 20 «цифровых» и 4 тысяч продвинутых ферм. 

В индексе цифрового развития 2020 года Казахстан по текущему состоянию цифровизации занимает 55 место из 90 изученных стран, причем по темпам внедрения наша страна заняла 20 место. Казахстан относится к категории прогрессивных экономик наряду с Россией, Китаем, Индией, Индонезией и Польшей. Наилучшие результаты у нашей страны в направлении «Условия спроса», где оцениваются цифровая интеграция, использование электронных денег, отсутствие цифрового разрыва по полу, местности, социальному классу и так далее. 

При этом Казахстан пока занимает низкие позиции по оценке состояния институциональной среды (65 место), в частности по показателям «Регуляторная среда» (84 место), «Государственное содействие» (79 место) и «Прозрачность (73 место). Вместе с этим, наша страна все еще отстает в инновационном развитии приоритетных секторов экономики. Так, согласно данным Всемирного экономического форума, с точки зрения «инновационных возможностей» Казахстан занимает 95 место из 141 стран, а в Глобальном инновационном индексе – 83 место из 132 стран.

Сильнее всего цифровизации препятствует дефицит кадров с развитыми технологическими навыками. По данным всемирного рейтинга цифровой конкурентоспособности, Казахстан в прошлом году занял только 43 место из 63 изученных стран по уровню цифровых навыков, а по индексу пробела в цифровых навыках – 43 место из 134 стран. 

– Мы, как страна, не толерантны к инновациям абсолютно. То есть, чтобы какая-то инновация была у нас запущена, к примеру доставка посылок дронами, нам нужно пройти очень много бюрократии и принятия этих инструментов. Сейчас мы более или менее близко подошли к экономике Data Driven – принятию решений на основе статистически значимых данных, но не потому, что кто-то что-то сказал или кому-то так нравится, а потому что это статистически обосновано. И мы в целом идем к тому, что нам нужно больше управлять данными, строить какие-то выводы на этих данных и так далее. Но это мы будем делать очень долго. Я думаю, переход займет лет 10-15. Ко всему остальному – нанотехнологиям, искусственному интеллекту и так далее, – мы пока не толерантны вообще. Мы еще не понимаем, как это можно применять. Мы знаем, как это работает, как это оружие стреляет, но чисто методологически применение очень сложное. И самое главное – кто будет за это нести ответственность? Если это искусственный интеллект, который что-то прогнозирует, что-то сделает и государство примет это как технологию и будет это где-то применять, кто за это будет нести ответственность?, – комментирует исполнительный директор технологической компании «Первое кредитное бюро» Асем Нургалиева.

Еще одной проблемой является низкий уровень цифровых навыков населения и плохое качество скоростного доступа к интернету в стране. Так, по данным международного союза электросвязи, сейчас только 86 % граждан Казахстана полноценно обеспечено доступом к интернету. В современной экономике, где интернет уже стал базовой потребностью и правом человека, это далеко недостаточно и связано это, как правило, с высокой стоимостью услуг и значительными затратами на оборудование для подключения. 

Порой отсутствию интернета у жителей страны и вовсе мешает физическое отсутствие возможности подключиться к сети – операторы попросту не предоставляют свои услуги на отдельных территориях. К примеру, сейчас доступ к интернету не имеют 11,2% сел Казахстана. Особенно выделяются в этом плане Кызылординская область, в которой доступа к интернету нет у 15% жителей, и Западно-Казахстанская, где без интернета живут 25,4% населения. И даже в городах этих регионов качество доступа к интернету хуже, чем в некоторых селах других областей страны. 

– Обычная сотовая связь есть практически во всех селах, но этого уровня хватит там, чтобы скачать картинку, а более сложные вещи там не доступны. Дальше все упирается в экономику. Правительство года два назад выделяло 27 миллиардов на подключение сел, но даже рядом с Астаной есть село, где, допустим, оптика подведена до села, но внутри разводки нет. Села подключены, но интернета нет. В основном это связано с тем, что «Транстелеком» и «Казахтелеком», которые участвовали в этой программе, очень редко или слабо работают с мелкими поставщиками. Как мы знаем, есть предприниматели за свой счет или в кредит прокладывают сеть, а потом заключают договор с «Казахтелекомом» и предоставляют населению интернет. Но таких очень мало. Помимо этого, проблемы со связью в Казахстане связаны с большой территорией и низкой плотностью. Многие инвестпроекты по обеспечению связью попросту не отбиваются. В результате некоторые операторы сейчас сопротивляются 5G, потому что у них даже оборудование LTE еще не отбилось. А значит, новые инвестиции убыточны. Высокая скорость 5G достигается более плотным расположением базовых станций, и денег потребуется гораздо больше, – объяснил в докладе председатель комитета по ИКТ при национальной палате предпринимателей «Атамекен» Болат Башеев.

Также Казахстану пока свойственно слишком малое количество предприятий, использующих различные современные технологии. Так, с 2019 по 2021 годы количество крупных и средних организаций, использующих робототехнику, снизилось на 15%: с 212 до 180. В это же время также уменьшилась доля пользователей 3D-принтеров в стране – с 3333 до 3059 (на 8,2%). А согласно исследованию Бюро национальной статистики, из 135,4 тысяч компаний Казахстана в 2021 году только 13,1 % (17,7 тыс.) использовали облачные IT-услуги, 2% (2,7 тыс.) – цифровые технологии при производстве и 1% (1,3 тыс.) – анализ больших данных. Суммарно лишь 10% крупных и средних предприятий промышленности могут сейчас сказать, что в полной мере используют цифровые технологии в своей работе.

Авторы доклада отмечают, что промышленность страны, несмотря на все приложенные усилия, пока не освоила цифровизацию на уровне, достаточном для появления новой модели рынка труда. Для этого компаниям необходимо пересмотреть свои инвестиционные программы и изменить структуру вложений. А значит, в ближайшее десятилетие «новая цифровая реальность» пока не грозит Казахстану.

Ранее Exclusive.kz выпускал материалы «Бизнес не восстанет из пепла, пока нет специалистов» о проблеме с поиском квалифицированных кадров на рынке труда и «Разговор о ChatGPT: как инвесторам заработать на искусственном интеллекте?» о возможностях поспособствовать развитию современных нейросетей.

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *