English version

От полигона до Кантара. Женский взгляд на жизнь в Казахстане

Культурная среда — 27 декабря 2024 10:00
0 -1

Говорят, что женская проза – это проза о жизни. И не какой-то абстрактной, потусторонней или фантастической. Чаще всего женщины пишут о том, что пережили сами – или могли пережить.

Изображение 1 для От полигона до Кантара. Женский взгляд на жизнь в Казахстане

В преддверии наступающего 2025 года в Казахстане вышло сразу две отечественные книжные новинки – сборник рассказов Сауле Кожатаевой «Женский род единственное число» и роман Нурайны Сатпаевой «Море споет колыбельную». Обе книги можно в той или иной степени назвать дебютными. В случае с Сауле Кожатаевой «Женский род…» – действительно ее первый «выход в свет», знакомство потенциальных читателей с автором. Нурайну Сатпаеву, в свою очередь, новичком назвать сложно. Ее уже знают, например, как драматурга, автора рассказов и книг для детей. Однако «Море споет колыбельную» – ее первый полноценный художественный роман.

Про мое прошлое и настоящее

На самом деле это не все, что объединяет эти две книги, недаром же они изданы практически одновременно. Оба издания повествуют о непростых женских судьбах, однако делают это авторы очень по-разному. Сборник Сауле Кожатаевой «Женский род единственное число» включает в себя пять рассказов о разных представительницах прекрасного пола, в том числе и воспоминания самого автора. Женское многоголосье раздается будто из прошлого, каждая история раскрывает богатую палитру эмоций. От воспоминаний о детстве до хроник трудовых будней – автор чутко передает борьбу, радость и стойкость своих персонажей.

Изображение 2 для От полигона до Кантара. Женский взгляд на жизнь в Казахстане

На фото: Сауле Кожатаева

Героини рассказывают о жизни на Семипалатинском полигоне, тяжелой работе на заводах и фабриках, о том, как приходилось выживать в «лихие девяностые». Читатели постарше в одной из героинь узнают себя, сестру, подругу или знакомую. Те же, кто помоложе – бабушку, маму или, например, тетю.

Все типажи вполне узнаваемы, а места иногда и вовсе родные, как барахолка для алматинцев из рассказа, название которого говорит само за себя – «Оптовка». Благодаря Сауле Кожатаевой читатели (сейчас вновь речь о тех, кто повзрослее) вспомнят, каким это место было в девяностые, как здесь зарождались рыночные отношения, и чего это стоило некоторым людям. На тридцати страницах книги небольшого формата писателю удалось показать, насколько сложным, в первую очередь для простых людей, было время на заре независимости.

Изображение 3 для От полигона до Кантара. Женский взгляд на жизнь в Казахстане

То, что рассказы написаны современным автором, можно заметить лишь по деталям, но вполне говорящим. Например, фразы вроде «Дана обесценивает чужое счастье» явно появились в тексте благодаря современному повальному увлечению психологией и познанием себя. Они звучат сегодня буквально «из каждого утюга» и знакомы даже тем, кто не читал десятки книг на эту тему, не проходил бесконечные курсы. Впрочем, в книге Сауле Кожатаевой такие фразы встречаются всего пару раз и совершенно ее не портят, просто будто намекают на то, что автор из нашего времени, хоть и пишет о прошлом, пусть и не таком давнем.

Слово о Кантаре

Совсем другая по настроению книга Нурайны Сатпаевой «Море споет колыбельную». Она еще ближе к сегодняшнему читателю, потому что рассказывает о том, что еще не отболело, не понято и не прожито многими до конца – о январских событиях 2022 года. Собственно, поэтому и появилась идея написать такой роман.

Изображение 4 для От полигона до Кантара. Женский взгляд на жизнь в Казахстане

На фото: Нурайна Сатпаева

– Я помню, как тогда прямо под моими окнами били стёкла, и это оказалось очень страшно. Мы ведь не знали ничего, – делится Нурайна Сатпаева. – Конечно, это было уже давно, по крайней мере, сегодня возникает такое впечатление. На самом деле, мы очень быстро забываем подобные эпизоды – 1986-й год, протесты в Мангистауской области в 2011 году, январские события 2022-го. Не успеваем пережить, понять, что произошло, а ведь это важно. Мои герои вспоминают события 1986 и 2011 годов, потому что 2022 год поднял из глубин памяти и показал наших казахстанцев, тогда стоявших на протестных площадях за нас… Я много думала и поняла, что все-таки важно написать о январских событиях, пока воспоминания о них еще свежи. Возможно, это поможет хоть как-то осознать, что же тогда произошло, разобраться в своем отношении к этому.

Конечно, январь 2022 года навсегда запомнят не только алматинцы. На написание романа Нурайну Сатпаеву вдохновил эпизод репортажа из Актау, в котором женщина в белом одеянии шла по протестной площади в Актау и раздавала горячие лепешки, говоря при этом что все люди – братья …

И вот, спустя два года, на книжных полках появилась книга «Море споёт колыбельную». Кстати, та женщина из репортажа стала лишь эпизодической героиней романа.

­– Писать надо о том, что хорошо знаешь, а меня не было в те тревожные дни в моем родном Актау, я понятия не имею, кто была та женщина, и почему она тогда оказалась на площади, – поделилась Нурайна Сатпаева.

Изображение 5 для От полигона до Кантара. Женский взгляд на жизнь в Казахстане

«Море споет колыбельную» – это история вымышленной героини, молодой женщины по имени Дара, которая вынуждена те туманные, в том числе и в прямом смысле слова дни, переживать практически в полном одиночестве. Её жених исчез в охваченном хаосом городе, брат вышел на площадь в Актау вместе с другими протестующими, подвергая себя опасности. В эти непростые воспоминания автор погружает и читателей, которые будто возвращаются в прошлое и заново переживают все события тех мрачных для все страны, и особенно для Алматы, дней. Впрочем, в книге говорится не только о январских событиях, но о последовавшем вскоре после них вторжении России в Украину и о том, как к этому отнеслись у нас. Снова никаких выводов – только переживания людей в связи с ухудшающейся в мире обстановкой, особенно в непосредственной близости от Казахстана. Читаешь и словно переживаешь все заново, тем более, что ничего ведь еще не закончилось…

Тем временем у главной героини Дары есть и своя личная драма – в этот тяжелый год она начинает свой путь к желанному, но очень трудному для нее материнству. Иногда только воспоминания о далеких, но очень родных местах из детства, о матери, которой давно нет в живых, о Каспии помогают героине сохранять самообладание, держаться – порой из последних сил. Эпизоды, посвященные родным местам не только героини, но и автора, написаны с особой нежностью. Кажется, это последнее, что удерживает Дару от погружения в царящую вокруг неразбериху.

Правда и вымысел

Роман Нурайны Сатпаевой художественный, в нем нет каких-то документальных свидетельств, цифр, а уж тем более имен или выводов о том, с чем тогда столкнулся наш город, что именно произошло, и кто в этом виноват. «Море споёт колыбельную» – вымышленная история, основанная на реальных событиях. Пожалуй, подлинны в ней только переживания героев, в том числе и второстепенных. Наверняка, алматинские читатели смогут узнать себя в ком-то из персонажей, переживших те туманные январские дни 2022 года.

– В моей книге действительно нет никаких публицистических выкладок. Город в дни Кантара я описывала по памяти, а также по репортажам и заметкам новостных порталов. Все воспоминания о событиях были еще свежи, когда я приступила к роману, – поделилась Нурайна Сатпаева.

Такими двумя отечественными новинками порадовали казахстанские издатели перед Новым годом. Обе книги рассказывают о прошлом, довольно давнем или почти совсем свежем. Но это не так важно – важнее то, что это наша история, родные места, в персонажах угадываются знакомые или даже родные люди, а потому книги эти, можно сказать, не читаются, а проживаются.

Фото автора и из открытых источников


Валерия Холодова

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.