Отец и дочь Мирзиеевы, Токаев: августовские посиделки
7 августа 2024 года в Казахстан приедет с рабочим визитом президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Накануне Токаев принял его дочь Саиду Мирзиееву. Наблюдатели не замедлили расценить это как «смотрины преемницы». Это действительно любопытно, учитывая, что глава государства только в исключительных случаях принимает помощника своего коллеги, даже если он «старший».
Напомним, последняя встреча двух президентов была в апреле 2024 года в Хиве. Если опустить официальную риторику, тогда Казахстан выразил готовность увеличить поставки различных товаров в Узбекистан и вложиться в строительство оптово-распределительных и агрологистических центров. Кроме того, были подписаны соглашения и контракты на сумму около 6,6 миллиарда долларов. Созданная внешнеторговая компания «УзКазТрейд» должна увеличить объёмы поставок товаров и снятие торговых барьеров. Тогда же был подписан контракт на транспортировку 2,8 млрд кубометров газа российского газа через Казахстан в Узбекистан.
Чего ждать от предстоящего визита президента Узбекистана? Официальные ресурсы анонсируют подписание новых контрактов, особенно в сфере транспорта и логистики. При этом, вновь говорится о создании оптово-распределительных и агрологистических центров в Узбекистане при участии казахстанских инвесторов. Похоже, увеличится и объем транспортировки российского газа через Казахстан в Узбекистан.
Судя по тому, что повестка дня не претерпела особых изменений, особого прогресса за полгода не было достигнуто. Разве что визит Саиды Мирзиеевой говорит о том, что «идеологи» двух стран будут теснее работать.
Очевидно, что узбекский президент приедет на два раньше предстоящей 9 августа консультативной встречи глав государств Центральной Азии для того, чтобы обговорить какие-то нюансы с Токаевым с глазу на глаз.
По мнению президента общественного фонда «Либерти» Галыма Агелеуева, «сверка часов» между Казахстаном и Узбекистаном говорит о взаимной заинтересованности и единой политике по многим вопросам. Скорее всего, будет рассмотрена стратегия развития региональной кооперации «Центральная Азия – 2040».
Политолог Толганай Умбеталиевой не исключает обсуждение вопрос о работе межгосударственного совета, который был учрежден на основе Договора между Казахстаном и Узбекистаном, подписанного 2022 году. Насколько известно, Ташкент ратифицировал его в декабре 2023 года.
За эти полгода, которые прошли после апрельской встречи, Узбекистан принял решение о строительстве малой АЭС в Джизакской области. Судя по всему, это стало сюрпризом для Казахстана. Поэтому президенты наверняка поговорят и об этом. Тем более, что в ближайшее время в Казахстане ожидается проведение референдума по этому вопросу и нашим властям придется принять то или иное решение.
Галым Агелеуов думает, что в случае различных проблем на АЭС в Джизакской области на границе Узбекистана с Казахстаном могут возникнуть огромные негативные последствия для экологии двух стран. Открытое обсуждение этих вопросов позволило бы снизить эти угрозы.
Так или иначе, энергетика требует к себе большого внимания. Население Узбекистана и юга Казахстана растёт быстрыми темпами и вырабатываемая электроэнергия необходима для развития экономики всего региона, прежде всего, Узбекистана, который активнее встаёт на путь создания новых предприятий, включая перерабатывающую промышленность. По мнению эксперта, опыт Узбекистана будет полезен для Казахстана, ведь в обеих странах много сторонников альтернативной энергетики. Кроме того, правительствам двух стран будет интересен опыт проведения референдумов по строительству АЭС. «Мы уже сейчас видим, что административный ресурс будет работать на положительное решение этого вопроса в наших странах. Все доводы против АЭС могут быть проговорены гражданским обществом, но проигнорированы властями, как это уже было и не раз при обсуждении законопроектов или петиций в Казахстане», – считает Агелеуов.
Политолог Равшан Назаров отмечает, что «Узбекистан приступил к строительству малой АЭС с использованием реакторов, обычно использующихся для атомного северного флота. В настоящее время реакторы этого типа используются и на наземных АЭС, например в Якутии. Они удобны, компактны, их можно размещать почти в любых условиях. Данный проект для Узбекистана является пилотным, поскольку Узбекистан не отказывается от планов строительства большой АЭС в перспективе. Этого требует рост населения, развитие промышленного и аграрного секторов. Безусловно, строительство АЭС в Узбекистане является примером и для Казахстана. Хочется надеяться, что большинство граждан Казахстана проголосует на референдуме за АЭС».
По словам Рустама Бурнашева, в последние годы в связи с достаточно высокими темпами экономических реформ Узбекистан испытывает дефицит в энергетическом секторе. Есть много вариантов снятия этого вопроса: строительство гидро– (прежде всего малых), тепло-, гелио– и ветроэлектростанций. Практически все они в Узбекистане используются. АЭС – также один из вариантов снятия дефицита электроэнергии, активно используемый в мире. Поэтому проект строительства АЭС в Узбекистане – «нормальный» способ получения электроэнергии.
Толганай Умбеталиева утверждает, что строительство АЭС в Узбекистане, как и отсутствие информации об этом у нашего руководства страны, как раз является показателем уровня взаимоотношений между странами, а именно – отсутствия информационного обмена. Новости из стран Центральной Азии не находятся в приоритете информационной политики. Было бы хорошо в перспективе создание центрально-азиатского медиа-ресурса, что позволит формировать общее информационное поле.
Тем не менее, налицо пусть и медленная, но последовательная динамика роста торгово-экономических связей между двумя странами региона. Казахстан занимает 3-е место среди внешнеэкономических партнеров Узбекистана с долей 7% в товарообороте, а также 1-е место в Центральной Азии с долей 62%. Взаимная торговля осуществляется без применения импортных пошлин. Как результат, за последние семь лет товарооборот между Узбекистаном и Казахстаном увеличился в 2,4 раза, достигнув почти $4,5 млрд в 2023 г. В структуре экспорта Узбекистана в Казахстан почти половину объема заняли машины и транспортное оборудование. Обе страны стремятся удвоить свои ВВП к 2030 году и стать «локомотивом экономического развития всего Центрально-азиатского региона».
В то же время, по мнению Толганай Умбеталиевой, узбекский бизнес пока не торопится в Казахстан, если не считать южных регионов. Одна из ключевых причин – нерешенность вопроса в отношении проведения финансовых операций, без которого любые экономические, торговые отношения будут затруднены. В перспективе может проявиться тема трудовых мигрантов, особенно из Таджикистана. Россия делает все, чтобы заставить их вернуться на родину и именно Казахстан может стать одной из стран, которая примет поток новой рабочей силы.
Комментариев пока нет