Отходы как источник вдохновения - Exclusive
Поддержать

Отходы как источник вдохновения

Ежегодно в мире производится более 400 миллионов тонн пластика. Примерно треть этого объема используется всего один раз. Каждый день в океаны, реки и озера сбрасывают пластик объемом в 2000 мусоровозов. Такую неутешительную статистику привел генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в своем послании по случаю Всемирного дня окружающей среды в прошлом году.

Мусор – в дело

Алматинцам задуматься о ситуации предлагает молодой дизайнер пользовательского опыта Алина Авдонина. Тема экологии для южной столицы более чем актуальная – в середине января мегаполис возглавил рейтинг из 126 самых загрязненных мегаполисов мира(его составила международная швейцарская компания IQAir). Речь в этом списке, правда, шла об индексе загрязненности воздуха и его опасности для здоровья. Однако рост потребления пластика – тоже часть экологии, и на эту проблему нельзя закрывать глаза. Пластиковый мир победил, но готовы ли мы с этим смириться? Алина Авдонина – точно нет, и об этом ее персональная выставка.

В экспозиции «Отпечатки», которая проходит в галерее Союза художников РК «Улар», представлены более 30 живописных и графических произведений, а также скульптуры. Особенность этих работ не только в художественном видении автора, но и в том, из чего сделаны произведения – выставка поднимает проблему переработки пластика.

– Конечно, сегодня уже со всей очевидностью можно сказать, что пластиковый мир победил. Однако за нами всегда остается выбор – как на это реагировать, – говорит Алина Авдонина. – Искусство даёт нам возможность ставить под сомнение привычные иллюзии, искать новые пути решения проблем, в том числе экологических.

На фото: Алена Авдонина

Именно этим дизайнер и занимается в своем творчестве, плоды которого представлены на выставке. Работы, созданные из пластиковых осколков, поднимают острые вопросы взаимодействия человека с окружающей средой, актуальные для любой точки мира.

Морское вдохновение

Идея создавать панно из кусочков пластика появилась у Алины Авдониной несколько лет назад – во время отдыха в Таиланде.

– Однажды, гуляя по пляжу на Пхукете, я увидела, как морской прилив принес на берег мусор. Обратила внимание на яркие мелкие вкрапления в песке. Это оказались кусочки пластика, – рассказывает художница. – Было очень необычно и красиво, одни осколки огранило море, к другим прилипли частички моллюсков. Я вдохновилась, начала их собирать и поняла, что хочу сделать картину или панно.

Вернувшись домой, алматинка приступила к работе, которую сначала никак не связывала с экологией. Хотелось просто творить, создавать что-то интересное. На одну картину уходило примерно три дня и несколько сотен маленьких кусочков пластика, которые автор никак не обрабатывала. В результате каждое панно складывалось в уникальные, неповторимые узоры. Постепенно количество работ росло, а их автор сама не заметила, как стала интересоваться проблемами экологии.

– Экоактивистом себя не считаю, однако я искренне погрузилась в тему переработки пластика, стала искать информацию в Интернете и поняла, насколько это серьезная проблема для всего мира. Казахстан, к сожалению, не исключение, – делится Алина Авдонина. – Причем парадокс в том, что для строительства предприятия по переработке пластика, а следовательно, и снижения вреда от него, нужно, чтобы были большие объемы этого материала. Таким образом людям говорят о вреде пластика и одновременно стимулируют его активно использовать, чтобы отходы можно было перерабатывать.

Меняем мышление

В том, что пластик вреден как для природы, так и для человека, сомнений не осталось. На эту тему есть множество исследований, в которых автор буквально «закопалась», чтобы дать пояснения к своим работам.

– Я поняла, что научных работ по этому вопросу действительно много, но их очень мало читают, и они не становятся инструментом борьбы с этой актуальнейшей проблемой, – говорит художник. – Большая сложность состоит в том, что пластик практически не разлагается и очень плохо перерабатывается. К тому же, не все предметы из него можно сдать. Например, в детских игрушках, как правило, присутствуют разные виды пластика, поэтому они не принимаются в переработку. Я прекрасно понимаю, что сейчас мы живем в такое время, когда избавиться от пластика совсем просто нереально, но снизить вред от него – точно в наших силах. Просто необходимо менять свое мышление и привычки – не только ради себя, но и для благополучной жизни будущих поколений.

Алина Авдонина, хоть и не считает себя эко-активистом, но уже начала двигаться в эту сторону: приучилась к раздельному сбору мусора, избавилась от пластиковой посуды, а еще подала пример внимательного отношения к окружающей среде восьмилетнему сынишке, который посвятил экологии школьный проект и, чтобы его воплотить, убедил маму поехать с ним на свалку – за материалом.

Сама же автор так или иначе поднимает проблему использования и переработки пластика в каждой своей работе. Например, в подписи к одному из панно говорится, что мельчайшие частички пластика через воздух и различные предметы могут попадать в организм человека. Особенно опасно это для беременных женщин. В 2020 году в плаценте беременной женщины впервые обнаружили частицы микропластика, причем в тканях как со стороны матери, так и со стороны плода. Ранее в человеческом организме пластик находили только в пищеварительной системе.

– Я читала много исследований на эту тему. Также попадались материалы и о вреде пластика в детских игрушках, поэтому в другой своей работе как бы призываю родителей более ответственно относиться к их выбору, – говорит собеседница. – Я прекрасно понимаю, что сама в силах мало что изменить, но молчать больше нельзя. Важно говорить о проблеме, в том числе и через искусство.

Художники за экологию

Конечно, Алина Авдонина – не первая, кто посвящает свое творчество проблемам экологии. Например, уже на протяжении многих лет это делает художница Сауле Сулейменова, в частности, ее целлофановая живопись завоевала большую популярность. Однако и она – не первая.

– Еще в девяностые годы XX века картины из мусора в Казахстане делал художник-авангардист Зияхан Шайгельдинов, которого многие знали, как Шайзию. Его произведения даже стали частью собрания известного американского экономиста и коллекционера Нортона Доджа, – рассказывает директор галереи Союза художников «Улар» Юрий Маркович. – Со своей стороны, мы в нашем пространстве поддерживаем желание художников через творчество высказаться на тему экологии. Будем надеяться, что сможем поднять какую-то эко-волну, потому что не говорить об этом невозможно. Стоит только подняться в горы и посмотреть на Алматы, едва видимый сквозь плотную завесу смога, которая подбирается все ближе к горам. И ведь мы всем этим дышим… Конечно, игнорировать ситуацию больше нельзя – если станем активнее о ней говорить, начнем что-то делать, а не прятать голову в песок, то добьемся каких-то изменений в лучшую сторону.

Посетить выставку «Отпечатки» можно до 26 февраля.

Фото предоставлены галереей «Улар»

Валерия Холодова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *