Откуда берут начало истоки религиозной толерантности в Казахстане
– Наши предки исповедовали традиционные и мировые религии, – утверждал известный археолог, академик Карл Байпаков (1940-2018). – Центром их взаимодействия и взаимососуществования на территории древнего и средневекового Казахстана был Великий Шелковый путь.
Говорили на одном языке
Археологи нашли немало свидетельств тому, что население, проживавшее когда-то на территории нашей страны, отличалось высокой степенью толерантности. Находки, сделанные ими, говорят, что кочевники и оседлые земледельцы, предки казахов, – саки, усуни, древние тюрки, тюргеши, карлуки, кимаки, кипчаки, кангары, огузы, – верили в различных богов. Отправляя культы и совершая обряды в честь солнца, луны, огня, животных и растений, они наделяли их божественной силой и космической энергией. В средневековых городах Талхире (нынешний Талгар), Каялыке (село Койлык Алматинской области), Алматы, Таразе, Отраре, Испиджабе (Сайрам) жили люди разных конфессий – зороастрийцы, манихеи, буддисты, христиане, мусульмане.
Археологи считают, что значение Великого Шелкового пути в распространении религиозных идей непреходяще. Именно по его трассам различные миссионеры «несли» свою веру в заморские страны. В цитадели города Кулана раскопано богато украшенное резьбой манихейское святилище (манихейство – религиозное учение, возникшее в III веке на территории современного Ирака). Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии – христианство, а затем – ислам. Все они взаимодействовали с местными традиционными религиями – тенгрианством и шаманизмом.
Еретики, буддисты…
По Шелковому пути, как свидетельствуют находки археологов, в направлении с Запада на Восток распространялось и христианство. Толчок к этому был дан в первой половине V века в Восточной Римской империи (Сирия), где возникла секта приверженцев священника Нестория, который считал, что Пречистую Деву Марию следовало называть не Богородицей, а Христородицей, так как у Бога не могло быть матери. После того, как его учение в 431 было осуждено в Эфесском соборе, начались жестокие гонения на несториан. Сторонники опального священника, бежав из Византии, организовали в Персии школу, которая сплотила вокруг себя религиозную оппозицию. А богатые сирийские купцы и ремесленники, лишившись рынка сбыта своих товаров в Константинополе, двинулись на Восток.
В VII-VIII веках несторианство получило широкое распространение в городах Южного Казахстана и Жетысу: появились христианскиецеркви, где осуществлялся обряд крещения. После того, как при патриархе Тимофее (780-819 годы) христианство принял карлукский джабгу (тюркский царь), на рубеже IX-X веков была образована особая карлукская митрополия. В городах Тараз и Мерке в те годы действовали христианские церкви. Христиане проживали также и в присырдарьинских городах, и в Илийской долине.
О христианах Илийской долины, имевших свою церковь, оставил сообщение монах Гильом Рубрук, вхожий в высшие слои общества Франции и Италии первой половины ХIII века. В те времена монахи (естественно, не рядовые, а наиболее элитная часть духовенства) часто выполняли роль дипломатов. И вот по поручению французского короля Людовика IX Рубрук в 1253 году отправился в Монголию. По суше в то время путешествовали либо на повозках, либо на верхом на лошадях. Рубрук же, будучи большим и грузным, предпочитал идти пешком. Человек очень любознательным, он интересовался всем, что встречалось ему в пути: какие люди живут там и каким богам они молятся. И повсюду монах искал единоверцев-христиан. Он знал, что растекшись в V веке по Шелковому пути в сторону Востока, несториане основали в ряде семиреченских городов свои диаспоры и колонии. Разыскивая их, Рубрук нашел в Каялыке представителей других, незнакомых ему религий. В частности, он тут увидел храм, который поразил его своей необычной планировкой. Священники брили голову наголо, носили желтую одежду, держали в руках четки и произносили молитву, похожую на «Отче наш». Он рассказывает, что попал на религиозный праздник, который устроили эти монахи, вернее, жрецы этого храма в честь полнолуния, и что они звонили в колокола. Рубрук не пишет, что это были буддисты, но только представители этой религии, как известно, носят желтые одежды, звонят в колокольчики и бреют головы. «В шести лье» (приблизительно три километра), как написал монах в своей книге «Путешествие в Восточные страны», от Каялыка он нашел наконец-то селение «совершенно христианское». В церкви с крестом он совершил молебен.
…Христиане
При раскопках некрополей семиреченских городов Джамуката и Навакета также обнаружены свидетельства широкого распространения здесь христианской веры. Один из них – захоронения ее последователей с серебряными и бронзовыми носильными крестами.
– В Южно-Казахстанском областном музее хранится каменная ступка, найденная на городище Торткольтобе, отождествленном с городом Будухкетом, что в Южном Казахстане. На ней изображены символы христианства – крест и голубь. К выдающимся произведениям религиозного искусства и религиозной символики среднеазиатских христиан, тюрков по национальности (период от появления христианства в этих краях продлился до конца XIV в.), относятся кайраки – надгробные камни с несторианскими надписями и символикой. О существовании христианской общины в Навакете свидетельствуют не только надмогильные сирийские надписи, но и согдийские надписи на керамике, на венчиках больших хумов (сосудов) для вина. На одном из них написано: «Этот хум предназначен для учителя Йарук-Тегина Мастер Пестун. Пусть будет он (хум) наполненным, аминь, аминь!»
Судя по тому, что надписи вырезаны на винных сосудах, можно предположить: производство вина в Семиречье находилось в руках христиан, в обрядах которых вино играло важную роль. В пользу такого мнения свидетельствует винодельня Х-XI веков, открытая археологами на городище Актобе Степнинское, что в Семиречье. Дно ее было вымощено жжеными кирпичами с прочерченными изображениями крестов. Археологические и эпиграфические находки вкупе с данными средневековых источников показывают, что христианство распространилось в средневековых городах благодаря миграционным потокам, которые шли по Великому Шелковому пути.
… Зороастрийцы
Среди жителей казахстанских средневековых городов были представители еще одной мировой религии – зороастризма, возникшего в VII-VI веках до нашей эры на территории древнего Ирана и Средней Азии. Для его обрядовой практики характерно почитание воды, огня, земли, воздуха. Эти элементы зороастризма можно проследить в Средней Азии, сырдарьинских городах и Семиречье по остаткам башнеподобных сооружений, которые можно связывать с башнями огня. Они сохранились в топографии городищ Костобе и Красная речка. Однако в Средней Азии и Казахстане получил распространение особый вариант зороастризма, отличный от канонического: он тесно переплетался с местными языческими культами, в частности с культом огня и животных – барана, лошади, верблюда.
Карл Байпаков считал, что зороастрийская вера была занесена в казахстанские города в VI-VII веках согдийцами (жители Бухары и Самарканда), хотя формирование ее элементов началось задолго до этого в среде сако-массагетских племен, населявших Южный Казахстан. Источники, повествующие о событиях конца VIII-IX веков, свидетельствуют, по его словам, об исламизации населения Южного Казахстана. В 840 году правитель среднеазиатского государства саманидов Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб (Сайрам). В 859 году его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шавгар (средневековый город в районе нынешнего Туркестана). Карлуки, захватившие в 766 году политическое господство в Семиречье и на юге Казахстана, подверглись наибольшему влиянию мусульманской культуры.
… И правоверные мусульмане
– Есть мнение, что жители Великой степи приняли ислам еще при халифе Махди (755-785 годы). Однако это, согласно артефактов, видимо, относится лишь к какой-то части населения, так как в 893 году еще один представитель династии саманидов Исмаил ибн-Ахмад взял Тараз и «обратил главную церковь этого города в мечеть. В начале Х века ислам принял родоначальник династии караханидов (Караханидское государство существовало в Средней Азии и Казахстане в Х-ХI веках) Сатук, а его сын Богра-хан Харун Муса в 960 году объявил ислам государственной религией. Постепенно новая религия распространилась и в среде кочевников – кыпчаков и огузов.
Археологические раскопки памятников IX – начала XIII веков, как считал Карл Байпаков, свидетельствуют о формировании городской мусульманской культуры на юге Казахстана. В Таразе и Мерке христианские церкви стали превращать в мечети. По мере роста населения, исповедующего ислам, в городах стали строиться соборные мечети. К Х-XI векам относится постройка мечети в одном из крупнейших городов Семиречья – Баласагуне (столица караханидов). Само здание мечети не сохранилось, однако минарет возвышается на развалинах города до сих пор.
На распространение ислама в Казахстане указывают и раскопки захоронений. Погребальный обряд в IX—X веках изменился и стал проводиться по характерным для мусульман канонам – в грунтовых ямах из сырцового кирпича. Умерших хоронили по мусульманскому обряду: без вещей, в вытянутом положении, головой на север-запад, лицом – на юго-запад, в сторону Мекки. Инвентаря в погребениях не было. Наиболее ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе. В столице Отрарского оазиса в XI-XI вв. в городе Кедере была построена соборная мечеть, в которой мог вести проповеди учитель Ходжи Ахмеда Ясави Арслан Баб. В XI-XII веках на некрополях появляются монументальные мемориальные сооружения. Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев открыта на Буранинском городище, что в Семиречье. Два мавзолея сохранились вблизи села Головачевка (ныне село Айша-биби под Таразом). Один из них – Бабаджи-хатун, второй – Айша-Биби, характеризуется богатым оформлением плоскостей стен с использованием неполивных изразцов с растительным и геометрическим орнаментом.
Как показывают исследования археологов, торговые дороги, которые шли из Европы в Азию и в обратном направлении, пересекали средневековый Казахстан в различных местах. Они проходили через степи, переваливали через горы, спускались в плодородные долины.
– Шелковый путь, оставаясь главной торговой артерией, был для многих стран и народов одновременно дорогой сотрудничества, распространения религий, взаимопроникновения и взаимообогащения различных культур, утверждал Карл Байпаков. – Толерантность, сближение религий и культур были характерны для городов Южного Казахстана и Жетысу. Оседлые горожане и кочевые племена смогли понять друг друга и создать самобытную культуру, которая вписалась в многообразие древних культур человечества.
Комментариев пока нет