Ответит ли правительство за разбазаривание госбюджета?
На прошлой Касым-Жомарт Токаев внёс изменения в указы о работе государственных служащих. Теперь за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручений главы государства чиновников будет ожидать дисциплинарное взыскание. Означает ли это, что топ-менеджеры страны понесут ответственность за бездарное управление деньгами налогоплательщиков?
– За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение политическим государственным служащим возложенных на него обязанностей, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручений Президента Республики Казахстан, руководства Администрации Президента Республики Казахстан на основе и/или во исполнение поручений Президента Республики Казахстан, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины и служебной этики, а равно несоблюдение установленных законами Республики Казахстан ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе, на политического государственного служащего налагается дисциплинарное взыскание, – говорится в новом пункте указа «О некоторых вопросах прохождения государственной службы» от 29 декабря 2015 года.
Конкретных объяснений, что означают такие абстрактные термины как «ненадлежащее исполнение» нет. К сожалению, указ почему-то вообще не содержит внятных, прозрачных критериев для осуществления взысканий. Тем не менее, в нём сказано, что «дисциплинарное взыскание на политических государственных служащих, назначаемых Президентом Республики Казахстан, налагается им по собственной инициативе или представлениям непосредственных руководителей этих служащих».
Фактически, это означает, что президент может самостоятельно наказать премьер-министра, вице-премьеров или каких-либо министров, если окажется недоволен низкой эффективностью работы по выполнению его поручений. И поэтому кажется весьма примечательным, что поправки в указы были осуществлены аккурат на фоне резонансных обсуждений общих проблем госуправления и, в частности, ситуации с неэффективным расходованием государственного бюджета.
Как мы уже неоднократно отмечали ранее, 2024 год выдался показательным в плане нарушений исполнения бюджетной политики. Правительство совершенно не справляется с заявленными президентами целями осуществить экономию расходования государственных средств и накопить средства в Нацфонде.
– Вопрос, требующий постоянного внимания правительства, – это экономия бюджетных средств. Доходы и расходы бюджета сейчас пересматриваются, и здесь нельзя разбрасываться финансами, это очевидно. Если не проверять бюджеты государственных учреждений, то они будут раздуваться. Нужно держать этот процесс на строгом контроле. Деньги нужно направлять на реализацию только самых востребованных проектов, решение самых актуальных проблем, – говорил Касым-Жомарт Токаев в марте на третьем заседании Национального курултая.
Но получилось всё ровно наоборот, – расходы только выросли, и настолько, что в ноябре стало известно о катастрофическом росте государственного долга и произошли очередные рекордные изъятия из Нацфонда при наличии поставленной президентом задачи по накоплению в нём 100 млрд долларов к 2029 году.
Помимо этого, буквально неделю назад депутат Ерлан Саиров и спикер мажилиса Ерлан Кошанов сделали министру национальной экономики Мади Такиеву замечание за плохую работу по бюджетному планированию: в текущем году правительство десять раз уточняло бюджет, причём делало это кулуарно, непублично, без согласования с депутатами.
В ответ министр заявил, что все эти уточнения были связаны с указанием президента о сокращении трат на имиджевые мероприятия и направлении их на искоренение последствий паводков, улучшение благосостояния населения и развитие экономики. Однако Мади Такиев не стал акцентировать внимание на том, что сумма сокращённых путём данных уточнений средств в разы меньше запрошенной из-за роста расходов и недобора налогов дополнительной суммы из Нацфонда: сокращение составило 375 млрд тенге, а трансферт для покрытия сложившегося дефицита – 2 трлн…
Независимые экономисты, анализирующие использование правительством госбюджета, в целом, неоднократно отмечали, что, вопреки поручению президента, до сих пор далеко не все госсредства идут на самые востребованные проекты. Наглядно это можно заметить, если обращать внимание на итоги аудитов Высшей аудиторской палаты.
К примеру, на днях ВАП РК опубликовала информацию об анализе деятельности Комитета казначейства Минфина, отвечающего за обслуживание исполнения местных бюджетов, Нацфонда и фонда компенсации потерпевшим. Согласно аудиту, в работе казначейской системы существуют системные недочёты в части управления бюджетными деньгами и проведения платежей. ВАП выявила 70 процедурных нарушений и 15 системных недостатков работы казначеев.
– Органы казначейства должны служить надёжным заслоном для необоснованных и незаконных платежей со счетов госучреждений, однако, как показывают результаты аудита, платежные документы по бюджетным строительным проектам контролируются недостаточно. Комитет казначейства, нарушив нормы Бюджетного кодекса, в отдельные месяцы 2021-2023 годов осуществил выпуск эмиссионных ценных бумаг сверх первоначально запланированного объема. Хотя прогноз остатка средств на контрольном счете наличности республиканского бюджета был положительным. Это привело к возможным потерям бюджета в размере более 124 млрд тенге, – сообщила Высшая аудиторская палата.
То есть, получается, выявленные потери бюджета из-за ошибок в работе одного только комитета Минфина – это треть от той суммы, которую правительство горделиво выставляет как «сокращённую».
В теории, вся эта ситуация должна подпадать под понятие «ненадлежащее исполнение поручений президента». Причём, замечания по данному поводу относятся не только к деятельности Минфина и Миннацэкономики, но и ко всему правительству, – ведь речь идёт об общих подходах к трате госбюджета.
И это только одна из капель в море проблем в работе по исполнению поручений главы государства… Отсутствие эффективного взаимодействия между ведомствами, низкая ответственность отдельных чиновников и хроническая бюрократическая инертность, в целом, приводят к неэффективности текущей работы госаппарата.
К другим известным проблемам, помимо ситуации с «разбазариванием» бюджета, можно отнести отсутствие качественного сокращения теневой экономики, медленные темпы цифровизации налогового администрирования, сохранение проблем во взаимодействии правительства с МСБ, затягивание процессов по налаживанию реальных условий для увеличения транзитных перевозок и так далее. Все существующие системные проблемы и возможные методы их решения Exclusive.kz регулярно освещает в аналитических публикациях.
Но приведут ли в итоге внесённые президентом поправки к указу о работе госслужащих к устранению системных проблем? Это уже будет зависеть от него самого.
С одной стороны, появление в указе упоминания о дисциплинарных мерах за неисполнение поручений может стать стимулом для повышения ответственности госслужащих. С другой стороны, всё ещё есть риск, что поправки были лишь техническими и внесены сейчас, условно говоря, для «устрашения», – а реальных наказаний не будет, ведь понятных критериев для осуществления взысканий, как мы упомянули в начале материала, в указе нет.
К тому же, чтобы «метод кнута» по-настоящему сработал, необходимо, помимо внесения поправок в старые указы, начать создавать механизмы контроля и прозрачной отчётности правительства перед обществом. А пока этого не происходит, министры так и будут снимать с себя ответственность за свои ошибки и искать для них отговорки либо перекладывать её на нижестоящие уровни.
Комментариев пока нет