Отыншы Альжанов, рожденный народом Алаша - Exclusive
Поддержать

Отыншы Альжанов, рожденный народом Алаша

Отыншы Альжанов оказался в самой гуще исторических событий в Степи в начале ХХ века, защищая народ с оружием в руках. Мыржакып Дулатов скажет о нем: «Он сдержал свое слово и на оставил свой народ в беде…».

Отыншы Альжанов (1983-1918) родился в Нарынской волости Зайсанского уезда Семипалатинской области. Окончив русско-қазақское училище в 1887 году, Отыншы три года обучался в Омской гимназии и еще четыре года в Омской учительской семинарии. Однако он не сразу приступил к преподаванию. Колониальная администрация испытывала нужду в людях, владеющих қазақским языком, и Отыншы Альжанов был направлен в качестве делопроизводителя Совета генерал-губернатора (1894-1895), а затем переводчика областного суда (1895-1907).

С 1894 года он начинает печататься в «Степной газете», публикует фольклорные произведения и статьи на актуальные проблемы, в том числе о положении женщин.

В 1897 году случилось событие, которое во многом определило будущую жизнь Отыншы. Он участвует во Всероссийской переписи населения в Атбасарском уезде, благодаря чему побывал во многих аулах и увидел, насколько тяжело положение народа, насколько пагубна для него колониальная политика, насколько қазақ лишен прав и возможности защищать свои интересы. Альжанов вернулся в Омск другим человеком.

В 1898 году он пишет развернутую аналитическую статью «Причины обеднения киргизов», опубликованную в нескольких номерах газеты.

Кроме того, он был озабочен состоянием образования в Степи (статья «Беседы о воспитании киргизских детей»). В этот период Альжанов был активном членом Общества попечителей начального образования. Альтернативой обучения у мулл стали популярные в то время «новометодные» школы, создателем которых был уже ушедший из жизни Ибрай Алтынсарин. Эти школы функционировали в Тургайской, Оренбургской, Астраханской волостях, и выпускали хорошо подготовленных учеников, со знанием светских наук и владеющих несколькими языками. Альжанов выступал за распространение в Степи «новометодных» школ.

Его служебная карьера в Омском окружном суде складывалась успешно, он получил чин коллежского регистратора, затем губернского секретаря, хотя в колониальной России не приветствовалось присвоение чинов «инородцам».

В 1905 году Альжанов принимает участие в составлении знаменитой Каркаралинской петиции, где были изложены требования по организации обучения қазақов на родном языке, законодательному закреплению ведения гражданского и судебного делопроизводства на қазақском языке, прекращению переселенческой политики, предоставления свободы совести, пересмотр системы административного управления, сокращение числа чиновников колониального аппарата и т.д.

Каркаралинская петиция фактически являлась свидетельством печальных последствий колониальной политики и стала основой для направления дальнейшей общественной деятельности образованных қазақов.

В декабре 1905 года при создании партии конституционных демократов Альжанов принимает решение вступить в ее ряды и знакомится со многими будущими алашорынцами: А. Букейхановым, М. Дулатовым, М. Тынышпаевым, М. Шокаем, А. Байтурсыновым, Р. Марсековым, X. Габбасовым, А. Беремжановым и другими.

Активность образованных қазақов не понравилась местным властям. Авторы и подписанты Каркаралинской петиции подвергаются гонениям и тюремным заключениям. В 1906 году был арестован А. Букейханов, сосланы А. Байтурсынов и Ж. Акпаев. Жандармерия начинает проявлять интерес к Альжанову как «неблагонадежному».

В 1907 году он выступает с критическим докладом в Санкт-Петербурге на заседании Комиссии по рассмотрению «Положения о просвещении и школах инородных народов». Он говорит о миссионерской направленности колониальной образовательной системы.

После принятия столыпинской реформы и без того активное переселение безземельных крестьян в Степь начинает обретать угрожающие масштабы. Альжанов все чаще говорит о катастрофических для қазақского народа последствиях переселенческой политики.

Понимая, что ему может грозить за подобные публичные выступления, он покидает Омск, взяв направление на работу заведующим Кокпектинской волостной русско-киргизской школы в Зайсанском уезде. Состояние школы было плачевным, прежний учитель уехал, не дождавшись смены, к тому же забрал все учебные материалы. Альжанову предстояло заниматься ремонтом здания школы, приобретением учебной литературы, набором учеников, отоплением и т.п. Деньги выделялись только на оплату учителя и дворника. Ему же было поручено заведовать аульными школами в Зайсанском и Усть-Каменогорском уездах.

Летом 1908 года он объезжает аулы, объясняет преимущества обучения детей согласно новому методу, договаривается с богатыми қазақами и волостными управителями о финансировании постройки двух одноклассных школ.

Во время многочисленных поездок по Степи к Альжанову, как к образованному человеку, многие обращались с просьбами о защите против произвола колониальных властей, насильственного отъема земли. Так в Кокпекты он стал не только учителем, но и адвокатом людей, не знавших ни русского языка, ни системы делопроизводства, ни законов российской империи.

Кроме этого, Альжанов настроил против себя духовенство, поскольку в Семипалатинской области занимались обучением детей татарские муллы, прибывшие из Уфы, Казани, Оренбурга, Троицка. Со своими «новометодными» школами он грозил разрушить их монополию на образование қазақских детей.

Другая группа, которая была не рада появлению О. Альжанова в Кокпекты, состояла из сконцентрированных здесь татарских и башкирских купцов. Они скупали у қазақов скот по низкой цене и перепродавали в России. Привезенный же из России не самого лучшего качества товар продавался по завышенной в несколько раз цене.

Наконец, Альжанов доставлял неприятности переселенцам. Кокпекты был центром русских и казацких переселенцев, и он видел, как происходил отъем қазақских земель в их пользу. Имея опыт работы в суде, он писал о нарушении законов: «…в отношении землепользования киргизы – бесправный народ. Кто только захочет, тот может беспрепятственно и свободно пасти свой скот на киргизской земле» (Движение Алаш: Сборник материалов судебных процессов над алашевцами: Трехтомный сборник документов и материалов. – Т. 1. – Алматы: «Ел-шежіре», 2011. – С. 127). Қазақам, в отличие от переселенцев и представителей казачества, не выдавали паспорта на землю. И потому қазақи не могли отстоять свои законные права на землепользование, взимать плату за потраву своих пастбищ.

Его активность не нравилась многим, и вскоре он попал под негласный надзор местной полиции. На него пишут доносы и вскоре власти начинают дознание. Чиновник особых поручений сообщает: «Альджанов же пользуясь тем, что приговорам съезда выборных Нарынской волости от 3-го августа 1907 года ему вместе с двумя другими киргизами между прочим представлено право выступать в судебных и административных учреждениях по всем делам, касающимся земельных интересов киргиз упомянутой волости, стал забирать мещанский скот, переходящий за границу выгона, и предъявлять к владельцам скота требования об уплате денег за выпас скота на летовках, окружающих городской выгон и принадлежащих киргизам не только Нарынской волости, но и других волостей», «…произведенным дознанием его деятельности установлено, что он, Альджанов, занимался подпольной адвокатурой, и, имея большое влияние на степь, постоянно внушает киргизам, что занимаемые ими земли есть их собственность, а не принадлежность государства. Вследствие этого, эти земли не могут быть отчуждены для русских переселенцев» (Там же. – С. 132, 134-135).

В 1909 году О. Альжанов был сослан на 5 лет в Лепсинский уезд Семиреченской области. Он лишался права поступать на государственную службу и зарабатывать частными уроками. На его попечении находились трое детей, супруга, мать и младшая сестренка. Он подает прошение о сокращении срока необоснованной ссылки. Вероятно, такая возможность рассматривалась, потому что на запрос о возможном возвращении О. Альжанова домой от губернатора Сокольского был получен ответ: «Так как водворение переселенцев в области ещё не закончилось и приток их из европейской части России ежегодно увеличивается, то нахожу возвращение О. Альжанова на родину нежелательным, ибо благодаря его антиправительственному направлению мысли, он может принести много вреда в деле заселения области» (Альжанова С., Тулемисова Г. Отыншы Альжанов – «Беркут Алаш Орды». – Алматы, 2008).

 Альжанов продолжает публиковаться в газетах, откликаясь на злободневные проблемы. Статьи подписывает псевдонимами «Бабай-Бүркіт», «Средний жүз».

В июле 1917 г. он принимает участие в Первом Всеқазақском съезде (Оренбург). Он был избран делегатом от Семиреченской области вместе М. Тынышпаевым, С. Аманжоловым, М. Шокаем и Ы. Жайнаковым, став одним из 15 членов правительства «Алаш-орды».

О. Альжанов наряду со многими алашордынцами придерживался идеи о выходе из состава России.

На первом Семиреченском областном қазақском съезде (январь 1918, Верный) О. Альжанову, Ы. Жайнакову и С. Сатылганову было поручено создание алашской милиции в Семиреченском регионе. Под руководством О. Альжанова в Лепсинском уезде был сформирован Алашский военный отряд в составе 300 человек.

В начале июня отряды Алаша под командованием Альжанова участвуют в боях против «красных» в районе Бахты, о чем сообщил в телеграмме российский консул в Чугучаке Долбежев.

На его родине, в районе Сергиополя и Урджара, сменяющие друг друга «красные» и «белые» уничтожали аулы, заподозренные в поддержке противников. Красные сжигали трупы прямо в юртах. Казачество убивало қазақов целыми аулами, отнимая у них скот, лошадей, гужевой транспорт, седла и многое другое. Под шашками и пулями гибли женщин и дети.

В телеграмме Альжанова от 29 июня 1918 года сообщается: «В Верненском уезде совершенно уничтожены станицы Малая, Большая Каскелен[ская], Тастаг, некоторые киргизские старожильческие селения. Большая часть населения без различия полов возраста вырезана большевиками. Беженцы в дороге расстреливаются. [По] Декрету об[оих] Совет[ов] казаки лишены звания, земли и общественных прав, и киргизы ограничены в правах. Присланные из Верного отдельные отряды вооружены пушками, пулеметами приближаются к Урджару. И поэтому умоляем прислать помощь через Сергиополь, Урджар. Ответить через Зайсан Чугучакскому консулу. Члены комитета спасения Алъджанов, Суменков» (Движение Алаш: Сборник материалов судебных процессов над алашевцами. – С. 127).

Альжанов уже понимал, что ни при большевиках, ни при прежней колониальной власти қазақам ничего хорошего ждать не приходится. Он отказывается поддержать как одних, так и других. Свои отряды он направляет на защиту местного населения. Позже он принимает решение уйти за границу и присоединиться к М. Шокаю для дальнейшей борьбы. Он сообщил своим сарбазам о решении перейти границу и предложил желающим идти вместе с ним. Многие не поддержали его и направили своих коней домой.

Отыншы Альжанов отправляет весть М. Дулатову: «Для моего народа наступила лихая година, он умывается кровавыми слезами. Я не могу оставаться в стороне. Приезжайте и заберите мою семью. Пусть я умру, но буду со своим народом». Эти слова будут приведены М. Дулатовым в его некрологе на гибель О. Альжанова, опубликованном в газете «Қазақ» в августе 1918 года.

О. Альжанов получил известие о том, что в плену у «красных» оказались Шакарим и двоюродный брат Отыншы – Кажыгайдар. Зная, насколько дорог для народа Шакарим, он решает вызволить их из плена и переправить за границу. Освобождение пленников состоялось. Перед переходом границы сарбазы Альжанова решили остановиться в селении Коктум, чтобы выспаться и дать отдых коням. Там их ждала засада.

Отыншы и Шакарим были ранены. Отыншы отправил Шакарима с Кажыгайдаром, а сам остался прикрывать их отход. Он взобрался на крышу водяной мельницы и обстреливал нападавших из пулемета. «Красные» пожгли крышу мельницы. Бывший рядом с Отыншы боец не выдержал огня, соскочил с крыши и тут же был убит. Отышны продолжал стрелять. Потом пулеметная очередь замолкла, горящая крыша обвалилась…

О гибели Отыншы Альжанова сообщил в телеграмме Временному Сибирскому правительству М. Тынышпаев: «В Маканчах убит зверски большевиками Отунчи Альджанов, ранен Аманжолов. Отправил последних в Чугучак. Приняв сотней полувооруженных джигитов участие в неудачном уджарском бою, прибыли горами в Сергиополь хлопотать перед местным штабом о формировании вооруженных киргизских отрядов…» (Абдыгалиұлы Б. Войско Алаш. – Астана: Фолиант, 2017. – С. 156).

Со студенческих лет до начала гражданской войны Альжанов записывал қазақский фольклор, собрав несколько десятков тетрадей с записями народных сказок, легенд, поговорок, пословиц, поверий, описанием обрядов и религиозных ритуалов. Он переводил их на русский язык, планируя издать в Омске. Саквояж с рукописями сопровождал его по дорогам в Омск, Кокпекты, Леспы, Урджар. Рукописи пропали в 1918 году вместе с обозом, на котором было все имущество и ценные вещи семьи Альжанова (Альжанова С., Тулемисова Г. Отыншы Альжанов – «Беркут Алаш Орды». – Алматы, 2008).

Отыншы Альжанов, мечтавший принесли своему народу просвещение, погиб в бою 12 августа 1918 года в поселке Маканши Семипалатинской области.

Мыржакып Дулатов скажет о нем в некрологе: «Дорогой Отыншы, не сетуй, что ты ушел, не увидев осуществленной мечту Алаша. Народ, который рождает подобных тебе сыновей, не будет жить хуже других».

Айнаш Мустояпова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.