Озеро Балқаш заявило о своих правах на Берлинской биеннале
В Берлине идет 13-я Берлинская биеннале современного искусства – одно из самых заметных событий мирового арт-календаря. В этом году на выставке звучит и голос Казахстана – и буквально, и метафорически. Художественное объединение Artcom Platform представило видеоработу о Балхаше, экологии и кочевом наследии, вызвавшую заметный интерес международной публики.

О чем работа «Balqaş Jyry»
В здании бывшего суда на улице Lehrter Straße (одна из четырех площадок Берлинской биеннале) казахстанские художницы показали видеоэссе «Balqaş Jyry» – визуально-поэтическое высказывание от имени самого озера Балқаш.

Работа исследует пересечение образа жизни и знаний кочевников, колонизации и современных социально-экономических, экологических и климатических вызовов в бассейне озера, которые усугубляются решением о строительстве АЭС на озере Балқаш.
Видеоэссе обращается к наследию қазақылық – традиции вольной жизни, позволившей казақским сообществам выстраивать устойчивые стратегии выживания даже в условиях колонизации, насильственной седентаризации, и Ашаршылық. Эта традиция вдохновляет художественные и исследовательские стратегии коллектива.


В проекте «Balqaş Jyry» Балқаш обретает голос, телесность и право быть услышанным. Озеро рассказывает о разрушении экосистемы и заявляет о своих правах – на существование и справедливость. Видео сопровождается пространственной инсталляцией из шым ши, (степного тростника) отсылающей к трансграничности реки Иле — главной артерии озера Балқаш и коллективным формам искусства и взаимосвязанности с экосистемами.
Видео сопровождается пространственной инсталляцией из шым ши, (степного тростника) отсылающей к трансграничности реки Иле — главной артерии озера Балқаш и коллективным формам искусства и взаимосвязанности с экосистемами.
«Balqaş Jyry» – не просто художественный проект. Это продолжение инициативы Balqashqa Qamqor, экологического движения, инициированного Artcom Platform в 2020 году. Тогда художницы объединились с экологами, исследовательницами и местными жителями, чтобы создать новые формы заботы об озере для сохранения его экосистем.


От артефакта до анимации
По словам авторки идеи и сценария Айгерим Капар, в центре работы «Balqaş Jyry» – кочевое восприятие мира:
«Подлинно кочевым медиумом является движущееся изображение. Именно оно воссоздает взгляд всадника, преодолевающего степные просторы».
Кураторка биеннале Заша Колах отметила:
«Инсталляция разворачивается через видеоряд, усиливающий ощущение движения. Многоголосие произведения, акцентируется и воображается при помощи анимации, поэзии и архивных артефактов».
Над проектом «Balqaş Jyry» работала команда женщин-художниц: идея и сценарий – Айгерим Капар, операторская работа, монтаж и цветокоррекция – Асем Султанова, композитор, звукорежиссура и закадровый голос – Акмарал Мерген, анимация, дизайн и ассистентка монтажа – Карлыгаш Ахметбек, продюсер и соавтор концепции – Антонина ван Лиер, продюсер и иллюстраторка – Айгерим Оспан. Работа была создана специально для 13-й Берлинской Биеннале и коллекции музея FRAC Poitou Charentes (Франция), при поддержке Центра современной культуры «Целинный» и Гете-Института Казахстан.

Войлочный монумент героям справедливости
Кроме видеоинсталляции, коллектив Artcom Platform представил на биеннале войлочную скульптуру «Монумент обычным героям», коллективно созданную в память о людях, боровшихся за справедливость в Казахстане, Центральной Азии и всем тем, кто сегодня сопротивляется насилию по всему миру. Почему – войлочную? У тех, кто знает историю, свойства, и, главное – то, какое значение имеет войлок в жизни казахов, этот вопрос не возникает. В этом стойком и пластичном, теплом и «вечном» материале вся жизнь наших предков-кочевников, от рождения до смерти – и такая же вечная память о них.
О Берлинской биеннале
13-я Берлинская биеннале современного искусства «passing the fugitive on» («передать беглеца дальше» или просто «передача беглеца») проходит под кураторством Заши Колах и ассистентки кураторки Валентины Вивиани (Valentina Viviani).
Концепция выставки: биеннале исследует способность искусства устанавливать собственные законы перед лицом узаконенного насилия в условиях несправедливых систем и обращается к способности мысли развиваться даже в условиях преследования, милитаризации и экоцида. Участие в ней приняли более 60 художников со всего мира, а общее число представленных работ – более 170.
Место проведения: четыре площадки по всему Берлину, где каждая добавляет дополнительный смысл и глубину темам выставки.
Hamburger Bahnhof – Nationalgalerie der Gegenwart – один из главных музеев современного искусства в Берлине.
KW Institute for Contemporary Art – Институт современного искусства, лаборатория для сложных и ярких экспериментов.
Sophiensæle – арт-пространство, где проводятся независимые перформансы и проходят спектакли.
И, наконец, бывшее здание суда на Lehrter Straße в Моабите — добавляет тот самый политический и исторический контекст, напоминая о концепции нынешней Берлинской биеннале: исследовать способность искусства устанавливать собственные законы в условиях политических (и не только) потрясений и несправедливости. Именно здесь до 14 сентября 2025 года можно будет услышать голос казахстанского озера Балқаш.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.