Парламентская реформа требует пересмотра порядка выдвижения кандидатов в президенты Казахстана
Парламентская реформа в Казахстане может стать фундаментом исторических преобразований нашей страны, а может на долгие годы затормозить демократический процесс. Она может изменить приоритеты социальных ценностей, превратив их в эпицентр прав и свободы человека, а может провозгласить их только на бумаге.
Не секрет, что реформа парламента повлечет не только изменение Конституции РК, но, так или иначе, коснется и института президента. На это указывает хотя бы то, что упразднение сената приведет к изменению механизма преемственности президентской власти.
В настоящее время в соответствии с п.1 ст.48 Конституции РК «В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти полномочия Президента Республики на оставшийся срок переходят к Председателю Сената Парламента …».
Политолог Петр Своик считает, что положение данной нормы стало одним из поводов к проведению парламентской реформы и упразднению Сената. В частности, по его мнению, механизм, изложенный в этой статье оказался апробированным в 2019 году. Но он продемонстрировал, что при досрочном освобождении должности президента такая ротация породила не только неустойчивость президентской власти, но и скепсис со стороны общества. Она стала поводом для проведения, в том же году, досрочных президентских выборов, хотя согласно закону бывший глава сената мог бы исполнять обязанности президента до конца президентского срока, без проведения выборов.

Исходя из этого, Петр Своик предположил, что повторное применение данного механизма передачи власти вряд ли будет безоговорочно поддержано обществом, что и стало поводом к упразднению Сената.
Конечно, такой вывод может носить надуманный характер, но и исключать его тоже нельзя. Но еще один, более важный вопрос, поставленный Своиком, на наш взгляд, заслуживает внимания – это порядок выдвижения кандидата в президенты РК.
Действительно, в нашей Конституции нигде не идёт речь о порядке выдвижения кандидата в президенты. В ст.41 Конституции РК можно найти требования, которым должен отвечать кандидат, но нет описания процедуры его выдвижения.
Такая процедура изложена в ст. 55 Конституционного закона «О выборах». В этой норме назван круг субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатов в президенты. Им наделены республиканские общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке. Они действуют как на основе Закона РК «Об общественных объединениях», так и Закона РК «О политических партиях». Такие организации создаются на добровольной основе и могут быть различной направленности от политических партий и профсоюзов до благотворительных обществ и творческих союзов. Иными словами, они могут иметь различные организационно-правовые формы, например, такие как общественные организации, общественные фонды, общественные движения и т.д. Столь широкий круг субъектов выдвижения кандидатов в президенты направлен на обеспечение альтернативности выборов главы государства.
Механизм выдвижения, заложенный в ст.55 Конституционного закона о выборах, был оправдан тогда, когда во главе государства находился фактически несменяемый первый президент РК. В те времена ему для легитимации своей власти каждые пять – семь лет нужны были дежурные альтернативные кандидаты, которые в реалии никогда не могли победить на выборах в силу разных объективных и субъективных причин.
После конституционной реформы 2022 года ситуация с выдвижением кандидатов в президенты РК в Казахстане не изменилась, но был введен принцип однократности и изменился срок нахождения президента у власти.
Кроме того, в это же время в Казахстане, в силу объективных причин, начал меняться состав властного управленческого корпуса, представители которого в будущем могут претендовать на выдвижение своих кандидатур на должность президента. Однако в их среде трудно найти кандидатов, имеющих фундаментальные знания в области теории и практики своей профессиональной деятельности. Среди них нет специалистов, которые прошли все этапы профессионального, политического роста снизу доверху. Для этой категории управленцев, в большинстве случаев, характерен такой стиль руководства, как «знание общего освобождает от знания частностей». Нельзя также сбрасывать со счетов и специфику казахстанского общества, в котором традиции трайбализма сохранили глубокие корни.
В силу этого, любой новый потенциальный кандидат в президенты не будет иметь той жизненной и профессиональной школы, которая была у их предшественников. Если учесть, что за тридцать лет в Казахстане не сложилась и партийная система, то фактически в нашей стране нет и политиков, имеющих огромный политический опыт и столь же необъятные общественные связи.
Отнесение же политических государственных служащих к разряду профессиональных политиков является, на наш взгляд, не совсем верным. Здесь мы разделяем мнение академика Сапаргалиева Г.С. который отмечал, что, «во-первых, не все политические государственные служащие участвуют в определении политики и не несут ответственности за реализацию политических целей и задач. А во-вторых, административные служащие зачастую обладают более высоким уровнем профессиональной компетенции по сравнению с политическими государственными служащими. Средний срок пребывания политического служащего на одной государственной должности как правило не превышает двух-трех лет. Как следствие, он заинтересован «в быстрых победах» для дальнейшего продвижения по политической лестнице или уйти в частный сектор за деньгами. А административный служащий связан с перспективой постоянной работы на одном месте и поэтому старается просчитывать долговременные последствия решений и действий, стремиться повысить свой профессионализм».
Несмотря на то, что это мнение было высказано еще в 2002 году, мало что изменилось. Добавим только, что лица, сделавшие карьеру в системе государственной службы и власти, в силу аппаратной работы, как правило, являются хорошими исполнителями, но лишены инициативы, а также не имеют навыков коммуникации с обществом. Конечно, это не аксиома, бывают иногда и исключения.
Сегодня такая проблема присуща не только Казахстану, но и другим странам. В последнее время в окружающем нас мире так же произошла масштабная трансформация всей мировой элиты. И как, правильно отмечают М.Хазин и С.Щеглов «в такие периоды во власть могут попасть самые разные, и чаще всего неподготовленные, люди».
Поэтому, чтобы избежать прихода во власть случайного ставленника той или иной клановой группировки, считаем необходимым изменить порядок выдвижения кандидатов в президенты страны.
Ранее нами этот вопрос уже поднимался, но в свете предстоящей парламентской реформы, он может стать поводом для научной дискуссии и выработки нового механизма выдвижения кандидатов в Президенты РК.
Какой недостаток имеет действующая система выдвижения кандидатов в Президенты?
Сам факт выдвижения общественными организациями кандидата в Президенты внешне выглядит демократично, но это не означает, что все выдвинутые, таким образом кандидаты будут зарегистрированы для участия в выборах. На допуск тех или иных претендентов к регистрации оказывает большое влияние ЦИК РК.
Такой порядок позволяет, во-первых, всегда держать под контролем круг претендентов, а во-вторых, формировать из их числа такой состав, который никогда не составит реальную конкуренцию кандидату, на которого сделала ставку власть.
Казалось бы, ЦИК является тем органом, который допускает к участию в выборах лишь наиболее профессионально подготовленных кандидатов. Однако это не так. Прежде всего, отсев выдвинутых кандидатов в президенты начинается с проверки их соответствия избирательным цензам, которые закреплены в п.2 ст.41 Конституции РК, п.4 ст.4, п.1 ст.54 Конституционного закона о выборах. Если проанализировать их содержание, то в них нет прямого требования о профессиональной подготовке кандидата. Там есть лишь указание на наличие высшего образования кандидата и на пятилетний стаж его работы на государственной службе, на знание государственного языка, но эти требования не являются показателем профессионализма и личностных качеств кандидата. Кроме того, сам порядок формирования ЦИК РК, не позволяет судить о его независимости и беспристрастности. Всё это вызывает сомнения в объективности отбора кандидатов на высший пост.
Полагаем, что такое выдвижение должно осуществляться депутатами нового законодательного органа, как из своего депутатского корпуса, так и из числа лиц, которые, не будучи депутатами, получили широкую известность в масштабах всей страны и зарекомендовали себя как компетентные политики или общественные деятели. Иными словами, кандидаты должны быть хорошо известны общественности. Перед тем, как выдвинуть того или иного кандидата, политические партии или инициативные группы депутатов должны быть утверждены на заседании парламента тайным голосованием.
Безусловно, все кандидаты, выдвинутые депутатами, должны отвечать тем избирательным цензам, которые указаны в Конституции РК, а не в Конституционном законе о выборах. Депутатский корпус должен будет выдвинуть не менее двух, а то и более кандидатов. Такой порядок выдвижения, во-первых, позволит качественно поднять состав депутатского корпуса. Во-вторых, каждая партия или депутат, избранные в парламент, начнут более тщательно готовить свои избирательные программы. В-третьих, позволит качественно повысить состав претендентов на пост президента страны. И наконец, создаст возможности для реальной, а не бутафорской конкуренции, исключит различные избирательные технологии, связанные со спойлерами.
Впоследствии кандидаты, выдвинутые таким образом, должны будут пройти регистрацию в ЦИК и приступить к избирательной кампании, по итогам которой избиратели на избирательных участках осуществят голосование.
Чтобы избежать в депутатском корпусе возможных договоренностей, когда в оппоненты к сильному кандидату будут выдвинуты более слабые кандидаты, в Конституции должно быть закреплено, что в случае, если на выборах ни один из кандидатов не наберет должного числа голосов, весь состав парламента должен будет самораспуститься. Тем самым повышается ответственность парламента за выдвинутых им кандидатов, а избранный президент получает двойную легитимность, как от Парламента, так и от избирателей, поддержавших его кандидатуру. Кроме того, сама процедура выдвижения кандидатов будет транспарантной, а последнее слово при выдвижении кандидатов будет за депутатами, а не за ЦИК РК. Этот орган должен только организовывать выборы, а не влиять на отбор кандидатов.
Конечно, данный механизм будет результативным только в том случае, если изменится порядок создания и регистрации политических партий, а также будет изменен порядок формирования ЦИК РК и других избирательных органов.



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.