Переходу к зеленой энергетике мешают климат Казахстана и отсутствие газификации
Как снизить выбросы углекислого газа и адаптироваться к изменению климата? Эти и другие вопросы обсуждались на Центрально-Азиатском форуме по чистой энергетике, который проходил при поддержке Агентства США по международному развитию (ЮСАИД). В дискуссиях приняли участие представители министерств энергетики Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
– Правительство США вот уже 30 лет работает со странами Центральной Азии над мероприятиями, связанными с экономическим ростом, модернизацией и устойчивостью энергетического сектора, управлением природными ресурсами, – отметил исполняющий обязанности директора Центра окружающей среды, энергетики и инфраструктуры ЮСАИД Лоренс Харди. – Самый сложный вызов нашей эры – изменение климата. Это угрожает экономическому развитию и продовольственной безопасности всех стран. Глобальное производство электричества составляет порядка 40 процентов от всех выбросов СО2 в энергетическом секторе. Чтобы затормозить губительные процессы изменения климата, требуется модернизация систем электроэнергетики, поиск инновационных способов справляться с возникшими рисками. Для этого мы и работаем с правительствами стран Центральной Азии. Наша конечная цель – улучшить показатель в производительности энергетических компаний, обеспечить приток денег в чистые технологии и диверсифицировать трансграничную торговлю.
По словам Лоренса, сегодня страны Центральной Азии, как и США, взяли амбициозный курс на достижение углеродной нейтральности в предстоящие несколько десятилетий они вполне могут полагаться на поддержку ЮСАИД. Организация готова предоставить поддержку через свой региональный проект «Энергия Центральной Азии», на реализацию которого выделяется 40 млн. долларов. Эти деньги направляются на поддержку всех пяти стран Центральной Азии, чтобы они могли развить свое сотрудничество и достигнуть международных задач в области энергетики, добиться стабильность в своем экономическом развитии.
Лоренс отметил, что Казахстан имеет самый большой потенциал генерации возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в регионе и поставил перед собой задачу – достигнуть углеродной нейтральности к 2060 году. Схожая ситуация в Узбекистане, где сокращаются традиционные заводы и тоже вводятся различные объекты ВИЭ – солнечные и ветровые станции, чтобы производить энергию с низкой углеродной нагрузкой. Аналогичные работы ведутся в Киргизии и Таджикистане. Там гидроэнергетика уже играет важную роль в генерации электричества. К слову, в Киргизии гидроэнергетика занимает 80 процентов, а в Таджикистане – 90 процентов ВИЭ. Там и дальше планируется подобным образом сокращать выбросы СО2. В Туркменистане проходит процесс определения низкоуглеродных целей и оценки возможностей по сокращению СО2 в секторе нефти и газа. Исследуются в этой стране и возможности ветровых ресурсов, запасы которых не меньше чем в Узбекистане и Казахстане.
ЮСАИД видит огромный потенциал для всех стран Центральной Азии по объединению и формированию регионального рынка электроэнергии, используя уникальные возможности каждого из государств.
Вице министр РК Жандос Нурмаганбетов подчеркнул, что Казахстан уверенно движется к достижению углеродной нейтральности в 2060 году. Однако эту сложную задачу трудно решить в одиночку.
– В Центрально-Азиатском регионе проживает 75 млн. человек. Для их нужд задействована большая энергосистема и важно, чтобы это происходило согласованно. Сегодня Казахстан и Узбекистан действуют синхронно, чтобы уменьшить выбросы на станциях, работающих на угле и газе. Кыргизстан и Таджикистан пытаются диверсифицировать свою, и так уже хорошо работающую на гидроресурсах энергетику, и использовать солнце. У каждой из стран Центральной Азии есть свои как сложности, так и возможности. Вместе с тем у нас разные структуры энергетики, разные экономики и те усилия, которые ЮСАИД прилагает к созданию регионального рынка, создания стимулов для развития зеленой энергетики, безусловно, будут полезны.
Нурмаганбетов отметил, что в целом энергосистема Казахстана сегодня вполне самодостаточна. В основном энергетика (69 процентов) работает на угле. Общая мощность наших станций – 24 тысячи мегаватт, из которых в данное время доступно 19 тысяч мегаватт. В прошлом году ими было выработано 114 млрд. киловатт часов электроэнергии. При этом 4,2 млрд. киловатт часов произведено отВИЭ, львиная доля которых принадлежит 142 солнечным и ветровым станциям. Общая же мощность станций возобновляемой энергии – 2,3 гигаватта. К слову, Казахстан один из первых на Евразийском пространстве начал поддерживать возобновляемые источники энергии.
– В 2020 году нами была поставлена цель – производить три процента такой энергии, и она была успешно выполнена, – говорит вице– министр. – 6 процентов будет спокойно достигнуто к 2025 году. К 2030 году правительством было поручено пересмотреть долю источников ВИЭ, увеличив их с 10 до 15 процентов. К 2050 году доля альтернативных источников энергии должна составить 50 процентов. Это не только зеленые источники энергии, но и альтернативные источники с минимальными выбросами, куда мы относим биоэнергетику, атомную энергетику, а в перспективе и водородную энергетику. В следующем году министерство планирует подготовить концепцию по разработке стратегии водородной энергетики. Мы хотим понять, способно ли это топливо заменить традиционные источники энергии, как его производить, хранить и перевозить, какая у него будет цена. Все это делается для того, чтобы к 2060 году Казахстан достиг углеродной нейтральности и тем самым присоединился к процессам, которые происходят в прогрессивных странах.
Рост потребления электроэнергии до 2035 года в Казахстане составит 153 млрд. киловатт часов. Но если использовать имеющийся сейчас парк оборудования, то ее выработка составит 89 млрд. киловатт часов. Поэтому до этого времени в стране предстоит построить новые источники энергии еще на 17,5 гигаватт. В прогнозе – возведение атомной станции как минимум с двумя блоками и проект по угольной генерации крупных блоков на Экибастузской станции. Существенное место отводится газовым электростанциям. Надежды возлагаются и на программу развития гидроэнергетики в тех регионах страны, где для этого есть потенциал. В стране планируется построить две гидростанции на 2 гигаватта. Это, по мнению вице-министра, позволит снизить долю угольной генерации с 70 до 40 процентов. Ожидаемая доля ВИЭ и газа составит около 40 процентов. 12 процентов энергобаланса правительство страны видит в атомной энергетике.
– Только наличие газовых станций позволяет нам строить больше ВИЭ. Сейчас мы уже можем возводить большие газовые подстанции с большим диапазоном регулирования, маленьким расходом топлива на киловатт час электроэнергии, – подчеркнул Нурмаганбетов. – Первые аукционы в этом году уже состоялись. Были разыграны проекты на 1240 мегаватт газовых станций. Это – крупная станция Туркестан, мощностью 926 мегаватт и станция в Кзыл-Орде на 240 мегаватт. Решены вопросы подведения газовой инфраструктуры, оплата мощностей. Два инвестора уже подписали контракты и к 2025 году они должны завершить это строительство. Также у нас в работе находятся другие проекты и сейчас мы определяем, в каком еще регионе могут быть построены другие газовые станции.
Но при этом Казахстан не намерен полностью отказываться от традиционных видов получения энергии.
– Казахстан – страна с холодным климатом, наши регионы не газифицированы и полный отказ от угля для нашей страны не приемлем, – подчеркнул вице-министр энергетики. – Поэтому место угля в электроэнергетике большое и из баланса оно никуда не денется. Более того, мы хотим нарастить новые угольные блоки, а уже имеющиеся угольные станции модернизировать.
Есть задумка возобновить программу «Тариф на инвестиции». До 2013 года Казахстан практически зависел от внешних поставок энергии. В 2009 году была задействована программа «Тариф в обмен на инвестиции» и цены на товары и электроэнергию отпущены. Это позволило привлечь в сектор довольно крупные средства – 1 триллион тенге. Благодаря этому в стране были восстановлен определенный объем традиционной генерации и построены 1200 мегаватт новых станций. Возобновленная программа, по мнению Нурмаганбетова, позволит поддержать имеющийся лот генераций, модернизировать и повысить его эффективность, принимая в учет требования экологического законодательства.
Комментариев пока нет