Перевыборы Токаева. Итоги итогов - Exclusive
Поддержать

Перевыборы Токаева. Итоги итогов

Самая предсказуемая из всех предсказуемых электоральных кампаний завершена. Тем не менее, прошедшие выборы действительно являются рубежными и должны стать настоящим экзаменом для победителя. Полученный им на льготных условиях «кредит доверия» может быть отозван в любой момент, если кредитор посчитает, что его обманули. Тем более, что многие посчитали этот кредит немного завышенным, особенно если смотреть на результаты выборов по «экзит-полам».

Опасная победа

Напомним, что Exit-poll проводили три организации (у нас это могут только одобренные Центризбиркомом), которые показали от 82 до 85 % проголосовавших за «поддержку реформ» в лице Касым-Жомарта Токаева. Но что означает озвученный процент, учитывая, что «экзит-полы» у нас максимально приближены к официальным результатам ЦИК РК?

Напомним, в прошлый раз, когда Токаев впервые легитимизировался на президентской должности, он набрал 71 процент голосов. Слишком много не могли тогда нарисовать из-за внезапного роста политической активности граждан и наплыва наблюдателей во многих регионах страны. Кандидат Амиржан Косанов для многих воспринимался как альтернатива и глоток свободы. Однако нужно учитывать, что примерные итоги голосования подводятся задолго до самих выборов. Поэтому более важным фактором для определения этой цифры было то, что она не превышала показатель даже «раннего» Назарбаева. Так, на первых альтернативных президентских выборах в 1999 году Нурсултан Абишевич «набрал» более 79 процентов голосов, а потом с каждым разом все больше и больше, не стесняясь.

За неделю до выборов государственный советник Ерлан Карин заявил, что соцзамеры показывают, что более 70 процентов казахстанцев поддерживают курс, которым движется страна. В принципе, «поддержка реформ» являлась одной из фишек предвыборной программы Токаева и цифру, озвученную Кариным, можно было посчитать предварительным «экзит-полом». Меньше «основной кандидат» получить никак не мог, но нужно учитывать отсутствие интереса электората к выборам, поэтому процент отданных на них голосов должен быть максимально приближен к 80.

Интересно, что на прошлой неделе мы получили инсайдерскую информацию, согласно которой Касым-Жомарт Кемелевич должен был набрать 78 %. Обнародовать ее мы не могли, поскольку законодательством запрещено публиковать подобные данные за пять дней до дня выборов. Сегодня же эта цифра смотрится немного наивно – особенно на фоне заявленных и явно завышенных 85-ти.

Между тем, по проведенному нами полтора месяца назад опросу (когда только шло выдвижение кандидатов), за Токаева готовы были проголосовать 59% респондентов, более четверти опрошенных предпочли бы любого другого кандидата, а 15% затруднились с ответом – возможно, вообще не собирались идти на выборы. Почти 60 процентов это, конечно, большинство и дает право на легитимность, однако у нас кроме правовой победы нужна еще и моральная. Вот только те, кто не ходит на выборы чаще делают это осознанно и их вряд ли можно назвать теми, кто поддерживает курс действующего и переизбранного президента.

Теперь, если немного посчитать, то, учитывая низкую явку избирателей и озвученный предварительный «победный процент», то выходит, что за Токаева проголосовали около 7 миллионов избирателей, а это как раз меньше 60 процентов казахстанцев с правом голоса. В этом плане цифры можно посчитать близкими к реальности и они во многом совпадают с теми, кто поставил «да» на июньском референдуме (с учетом относительно низкой явки). Однако сама окончательная цифра все равно смотрится вызывающе, и победа «Токаева и Ко» таит в себе много опасностей. Но об этом немного ниже, а пока разберемся с этой самой явкой.

Явка без повинной

Главными героями прошедших выборов были независимые наблюдатели. К сожалению, покрыть 100 процентов участков им не удалось, однако общую картину того, что происходило (а кое-где – не происходило) на избирательных участках составить можно. В первую очередь это, конечно, явка избирателей. По закоренелой традиции вновь выходила странная особенность – участки, где сидели наблюдатели, показывали меньший результат по явке избирателей, чем в целом по области или городу. По всей видимости, электорат предпочитал идти туда, где нет независимого наблюдения.

Впрочем, по многим регионам разница между официальными и неофициальными цифрами была небольшая. Традиционно не ходящий на выборы Алматы и на этот раз был верен себе – даже по данным ЦИК явка здесь не достигла даже трети – 28,7 %. В Астане тоже проголосовало меньше половины жителей – 48,7 %. А вот область Жетысу оказалась лидером по посещаемости избирательных участков – здесь процент явки превысил 81. В целом по стране на момент окончания голосования в выборах участвовало 69,43 % граждан, обладающих избирательным правом. Не дотянули даже до 70, хотя, по социологическим исследованиям, минимальный порогом «доверия к выборам» является 65 процентов.

Понятно, что добиться большой явки опять помешали наблюдатели. Но, в любом случае, на этот раз выборы показали в этом плане наименьший результат. Так, по версии Центризбиркома от 2019 года пришло голосовать 77,4 % от всех избирателей, а в 2015-ом – аж 92,5 процента. Тогда, напомним, были последние выборы Нурсултана Назарбаева, и он взял 97,8 процента.

Повторимся, случаи вброса бюллетеней показывают, что от этой практики еще не отказались и она обратно пропорциональна наличию на участках независимых наблюдателей. Они также фиксировали другие «привычные» нарушения, которые, по мнению властей, хоть и были «в отдельных случаях», но на итоги голосования не повлияли и в целом все прошло хорошо. Впрочем, у нас, в Казахстане, вообще мало что влияет на исход выборов. С правовой точки зрения, на итоги не влияет и введенная графа «Против всех». Однако, как показывают полученные наблюдателями протокола с «мокрой печатью», на некоторых избирательных участках кандидат «Против всех» уверенно шел на втором месте (после «основного») и опережал всех оставшихся в разы.

Как бы там ни было, перевыборы Токаева прошли сравнительно успешно, хотя немного не так, как, по всей видимости, рассчитывала его администрация. Но теперь ей и самому переизбранному придется потрудиться, чтобы как-то увеличить доверие электората или хотя бы окончательно его не растерять.

Что дальше?

Вполне возможно, уже сегодня-завтра станет известна дата инаугурации переизбранного президента. С большой долей уверенности можно говорить, что Акорда не станет с этим медлить. Помнится, когда Токаев впервые проходил «испытание выборами», уже через сутки после официального объявления итогов голосования. Но тогда, как говорится, время было другое. Ведь, как отмечалось ранее, они перенесли внеочередные выборы со следующей весны на нынешнюю осень, да и по датам максимально подкоротили. Например, можно было спокойно назначить день голосования на 27 ноября или даже позже – чтобы успеть принять перед этим поправки в соответствующие законы. К тому же Касым-Жомарт Кемелевич в Оренбург на очередной форум межрегионального сотрудничества собрался, поэтому с Владимиром Владимировичем он встретится в обновленном статусе.

Судя по всему, правительство в отставку Токаев отправлять не собирается. По крайней мере, вчера, отвечая на соответствующий вопрос журналиста, он сказал: «Это делается в обязательном порядке после парламентских выборов. Что касается сроков проведения парламентских выборов, в конце года я сделаю специальное заявление. Поэтому правительство останется работать, но точечные изменения в составе правительства и других ведомств, конечно, будут произведены». К слову, вопрос был не очень корректный, как и ответ на него – ведь на тот момент голосование только началось и официально не было известно, кто станет следующим президентом.

Что касается правительства, то там едва ли будут большие перемены. Кого затронут «точечные изменения тоже сказать» трудно. Возможно, это будет касаться тех, кто станет отвечать за выполнение обещаний, данных кандидатом в президенты Токаевым. А обещаний, между нами говоря, он дал очень много. Даже слишком. Поэтому логично было бы начать их выполнять в кратчайшие сроки – буквально в ближайшие недели.

Понятно, что «социалку» за это время не улучшишь, материальное благосостояние народа не поднимешь и миллионы деревьев не посадишь (не сезон, однако). Но можно посадить кое-кого другого. Ведь именно этого сознательно и подсознательно ждут от президента миллионы казахстанцев. Другими словами, обществу и Акорде нужен какой-то показательный арест, который станет неким первым траншем по выплате взятого у народа «кредита доверия».

А еще нужно будет сделать практически невероятное – как-то доказать, что суды по январским событиям являются справедливыми. Начиная с процесса по делу «Масимова и Ко» и заканчивая судом над Жанболатом Мамаев. Судя по тому, как разгонялись митинги в день голосования, вряд ли можно ожидать, что обновленная власть откажется от репрессивных технологий по отношению к гражданским активистам, инакомыслящим и независимой прессе. Но какой-то позитив будет нужен.

Например, необходима будет регистрация партий, тем более, что Токаев вчера практически анонсировал назначение досрочных парламентских выборов, которые, возможно, пройдут уже в конце февраля (если в конце года его «специальное заявление» будет соответствующим указом). Однако если следующие выборы будут сооружены по образу и подобию прошедших, недовольство может увеличиться и народ захочет стать коллектором, чтобы востребовать тот самый «кредит доверия».

Мирас Нурмуханбетов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.