«Первая»: кто такая Алма Оразбаева?
Звучит парадоксально, но на самом деле о первой казахстанской феминистке знают немногие. Создатели пластического спектакля «Первая» восполняют этот пробел языком современного театра. Постановку о жизни Алмы Оразбаевой сначала показали в Усть-Каменогорске, а затем – в Алматы, в рамках проекта «Тссспектакль».

Немного биографии
Алма Динмухамбетовна Оразбаева родилась в 1898 году во Внутренней Букеевской Орде (сейчас Западно-Казахстанская область). Отец Алмы был рабочим-кустарем и «содержал большую семью благодаря тяжелому труду» – так обычно пишут в ее биографии.

Когда Алма пошла в школу, педагоги сразу отметили не только способности девочки, но и ее прилежность и тягу к знаниям. После окончания начальных классов Алма продолжила учебу во вновь открытой в Урде двухклассной женской школе, а потом – на трехгодичных учительских курсах. Получив квалификацию учительницы начальных классов, она поехала на работу (по направлению) в Жанакалинский район – аульной учительницей. Здесь ее и застала февральская революция в России.
В это неспокойное время Алма окунается в политическую и социальную жизнь страны. Так же, как и другие учителя аула, она с радостью воспринимает весть о падении царского правительства в феврале 1917 года. На собрании бедняков, состоявшемся в 1917 году в Урде, по инициативе нелегально прибывших из Астрахани коммунистов и местных активистов на всей территории Букеевской области была провозглашена советская власть. Алма принимала участие в этих событиях – вместе с опытными политиками Петром Ивановичем Варламовым, Сейткали Мендешевым и другими.
Примерно в это же время Алма начнет бороться за права женщин: с детства видя бесправное положение женщин в степи, она хочет говорить, как сейчас бы сказали, «о проблеме гендерного неравенства».
Согласно источнику «Литературная Алма-Ата», благодаря усилиям Алмы Оразбаевой 25 декабря 1920 года в нашей республике было принят Декрет, отменяющий калым. Было решено 4 января праздновать День независимости казахских женщин. А позже немало женщин благодаря заботе и вниманию Алмы получили образование и возможность активно участвовать в жизни страны.
Также первая казахстанская феминистка отменила закон аменгерства, согласно которому вдова должна выйти замуж за брата (или другого родственника) мужа.
«Меня сделала человеком Алма, – не раз говорила Нуржамал Саналиева, многие годы занимавшая должность заместителя министра социального обеспечения республики. – Отец мой Сейсенгали был бедным из бедных. Доведенный до отчаяния беспросветной нищетой, он, оказывается, позарившись на калым, помолвил меня, пятилетнюю девчушку, с придурковатым сыном бая по имени Сарыбай. Заступилась Алма. В то время мне шел 14-й год. Она сама отвела меня за руку, определила в школу ликбеза»

«Алма Оразбаева – молодая учительница, передовая воительница фронта освобождения женщин. Она имела серебряно звучащий голос – сопрано, была очень музыкальной. Ее пение глубоко волновало душу слушателей. Алма Оразбаева была первой казахской женщиной, горячо поддержавшей мою работу и давшей много ценных сведений», – такие строки посвятил ей исследователь Александр Викторович Затаевич.

Алма стала членом редакционной коллегии первой казахской комсомольской газеты «Өртен», которая выходила в Оренбурге. Она также была членом редколлегии журналов «Әйелдер теңдігі», «Жас Қазақ», «Жас большевик», «Жас қайрат». В 1927 году вышла ее брошюра под названием «Памятка женщины-работницы».
За десять лет, в течение которых Алма Оразбаева активно участвовала в общественно-политической жизни страны, ей удалось достичь немалого.
Вот лишь перечень ответственных постов, которые она занимала с 1919 по1928 годы: ответственный секретарь казахской секции Оренбурского губкома РКП (б), заведующая отделом Букеевского Губкома партии, член бюро и заведующая отделом по работе с женщинами Киробкома и краевого комитета партии, заведующая отделом главного управления по политико-просветительской работе. Судя по архивным документам, в ноябре 1925 года Алма Оразбаева исполняла обязанности председателя президиума Центрального исполнительного комитета Казахской АССР.
Наряду с исполнением ответственных государственных должностей Алма активно участвовала и в общественной жизни страны: являлась членом Центрального исполнительного комитета Казахской АССР, Всесоюзного исполнительного комитета, Комиссии по делам крестьянских и рабочих женщин при Центральном Комитете РКП (б).
При этом личная жизнь Алмы сложилась трагично. Ее мужем был Иван Дмитриевич Каширин – руководитель краевого управления ОГПУ, у них рос сын Алмарев (сокращенное «Алма-революционерка»). Перед отъездом в командировку Алма приглашает к себе свою племянницу Сакипжамал, дочь старшей сестры Канипы, чтобы она присматривала за двухлетним малышом, а вернувшись, узнает шокирующую новость: Сакипжамал ждет от Каширина ребенка. Возможно, это ужасное известие сильно подействовало на Алму, или сказались напряженные умственные нагрузки, но после этого она тяжело заболевает. Оправиться она так и не смогла.
Алмы Оразбаевой не стало в начале 1948 года – ей было всего 50 лет.
Такие женщины у нас были, есть и будут
Сегодня Алму Оразбаеву называют «основоположницей женского движения Казахстана». Есть улицы, названные ее именем, открыт музей на ее родине – Орде, на домах, где она училась и работала, висят мемориальные доски, но, несмотря на все это, многим до сих пор не известно имя Алмы Оразбаевой, которая так много сделала для наших женщин – первой казахстанской феминистки.
Именно так – «Первая» – называется спектакль об Алме Оразбаевой, который в рамках проекта «Тссспектакль» представила Настасья Коновалова.
«Тссспектакль» – это серия спектаклей, основанных на реальных историях. Началось все с десяти рассказов алматинок – о первом сексуальном опыте, девственности и сексуальности в целом. «О том, о чем не принято говорить вслух» – сказано в Инстаграме проекта. Идея и создание – Жанана Курмашева и Салтанат Науруз.
«Мы познакомились с Жананой в лаборатории документального спектакля, которая проходит в рамках платформы Adamdart, – рассказывает Салтанат Науруз. – И отсюда начали свое путешествие в мир документального театра.
К 8 марта мы решили подготовить программу, где бы больше было о правах женщин.
Настасья Коновалова из творческой студии «Studio 89» пришла к нам как художник-постановщик на документальный спектакль про девственность и сексуальность, мы разговорились, и она рассказала, как в 2024 году в Усть-Каменогорске поставила спектакль «Первая» – о жизни Алмы Оразбаевой. Я предложила поставить его в Алматы на сцене Grechka space.
Также мы представили спектакль-читку, где были озвучены четыре реальные истории современных женщин, отстоявших свои права на бытовом уровне».
Роль Алмы исполнила Айсулу Тастан – профессиональная актриса театра, организатор и куратор социальных театральных проектов.
В спектакле также задействованы Дина Мажиева (врач, педиатр и зоо-няня), Ксения Чадова (певица, композитор и поэтесса), Наталья Лю и Нургыз Мадикова (играет в постановках под режиссурой Елены Набоковой и Никиты Патуева).
На домбре во время спектакля сыграла Айдана Бестембекова – преподаватель Алматинского музыкального колледжа им. Петра Чайковского по теоретическим дисциплинам.
«Цель спектакля «Первая» – чтобы как можно больше людей узнали историю Алмы Оразбаевой. Для меня самой стало открытием, что в те времена, в начале прошлого века, в Казахстане были Алма Оразбаева и другие активистки. Теперь я хотела бы сделать спектакль двуязычным – совместить казахский и русский языки. Также сейчас работаем над расширением сценария и выбираем необычную локацию для показа. Очень хочется рассказывать о том, что такие женщины, как Алма Оразбаева были, есть и будут в Казахстане», – резюмировала Настасья Коновалова.
Комментариев пока нет