Петер Хефеле: В Европе нет консенсуса по новой архитектуре безопасности - Exclusive
Поддержать

Петер Хефеле: В Европе нет консенсуса по новой архитектуре безопасности

Центр европейских исследований Вильфрида Мартенса является одним из крупнейших партийных аналитических центров в мире, который способствует развитию политической программы влиятельной Европейской народной партии (ЕНП). В интервью exclusive.kz ее политический директор Петер Хефеле признал, что начинать разработку новой архитектуры безопасности в Европе необходимо уже сейчас.

– Казахстан сегодня находится в сложном треугольнике между различными интеграционными векторами: Россией, Центральной Азией и так называемым коллективным Западом. В то же время мы провели исследование (по ссылке), которое свидетельствует о популярности тюркской интеграции с одной стороны, а с другой стороны, молодежь больше ориентирована на европейскую систему ценностей. Как вы оцениваете эти три вектора по приоритетам?

– Я не удивлен результатами ваших исследований. В последнее время Турция играет очень активную роль в регионе, и в Казахстане в частности, и проводит политику, направленную на сближение с тюркским миром. В то же время цифры для России в контексте происходящего тоже не удивительны. Что касается отношений между Европейским Союзом и Казахстаном, то стоит подчеркнуть, что для развития этих отношений приложено немало усилий. ЕС является крупнейшим торговым партнером Казахстана, но мы понимаем, что это в основном экспорт сырья из Казахстана и необходимо диверсифицировать его структуру.

Это сложно, учитывая геополитическое положение Казахстана. Тем не менее, необходимо искать альтернативные методы, и переговоры идут десятилетиями. К сожалению, здесь, в Брюсселе, этой связи еще не уделяется того внимания, которого она заслуживает. В то же время в новой Стратегии ЕС для Центральной Азии Казахстан играет ключевую роль как огромная страна с большими ресурсными возможностями. Но сейчас, на фоне войны на Украине, Казахстан вновь пересматривает свое место и мы во многом удивлены тем, какую позицию занял Казахстан в этом треугольнике: Россия, Евросоюз и Центральная Азия.

В Евросоюзе растет восприятие роли Казахстана как балансирующей точки между сферами влияния Юга и Севера в целом, и России в частности. Этот вопрос был рассмотрен в Европейской стратегии по Центральной Азии. Но мы также понимаем, что в целом развитие внутрирегиональных связей приобретает все большее значение. Если взять Узбекистан и другие страны, то мы увидим достаточно интересную динамику развития, хотя Казахстан на данный момент в своем развитии пошел вперед по сравнению с другими странами Центральной Азии, особенно в сравнении с Таджикистаном и Туркменистаном.

– Недавно президент ЕС Шарль Мишель посетил Казахстан и Узбекистан. Он дал понять, что Стратегия ЕС для Центральной Азии нуждается в доработке и расширении. Какие сферы нуждаются в этом, на ваш взгляд?

– Стратегия ЕС в Центральной Азии учитывает особое место Казахстана в регионе. На данный момент она занимает наиболее выгодное положение по уровню своего экономического и политического развития по сравнению с другими государствами региона. Но мы также видим усиление динамики политических реформ в Узбекистане. Большую озабоченность у ЕС вызывает риск эскалации конфликтов на кыргызско-таджикской границе, а также роль России в регионе в контексте войны на Украине. Но стоит подчеркнуть, что Евросоюз не будет вмешиваться в процессы, которые происходят в Центральной Азии.

– Тем не менее, каких шагов вы ожидаете от нашего региона?

Мы предоставляем свое экспертное мнение как одна из ведущих политических партий Европы. В последнее время мы наблюдаем некоторый прогресс в Казахстане, молодое поколение очень хорошо образовано, часто учится за рубежом. Верю, что эти люди смогут создать хорошее будущее для Казахстана. Но с европейской стороны по-прежнему не хватает опыта. Нам нужно привлечь больше экспертов, которые работают конкретно по Центральной Азии в Брюсселе. У нас есть несколько специалистов, которые очень давно работают над вашим регионом, но их немного. Аналогично это касается и других регионов, например, стран Латинской Америки. Но здесь стоит учесть, что Центральная Азия в настоящее время представляет большой экономический и политический интерес. И поэтому экспертиза, обмен опытом, дискуссии между специалистами становятся как никогда популярными. И, конечно, нам нужно продолжать развивать те образовательные программы между вашим регионом и ЕС, которые уже показали свою эффективность. И, наконец, туризм имеет огромный потенциал. Для европейцев Казахстан имеет потрясающий природный ландшафт, и здесь нам также нужно более активно использовать возможности.

– К сожалению, сейчас Казахстан и Центральная Азия стали интереснее на фоне войны на Украине. Какие сценарии развития отношений между Европой и Россией Вы видите? Какие факторы могут на них повлиять? В общем, у Европы сегодня есть варианты, что делать с Россией?

– Сейчас сложно говорить о каких-то сценариях. Существует консенсус, что Украина должна выиграть эту войну и сделать все возможное для того, чтобы война закончилась. Другое дело, что страны Центральной Европы поддерживают Украину больше, чем страны, например, Южной Европы. Поэтому более чем необходимо начать диалог о том, какие сценарии возможны. Этот вопрос очень остро стоит на европейском уровне. У ЕС нет никакого консенсуса, как есть, например, США, которые подталкивают к более активным действиям. Европа, на мой взгляд, должна играть роль архитектора безопасности, который мог бы предложить некоторые возможные проекты будущего. Одним из предложений является создание какого-то санитарного коридора, или буферной зоны, которая будет сдерживать российскую агрессию до определенного момента. Позиция ЕС всегда была направлена на снижение воздействия этой агрессии более целенаправленными действиями и принятием быстрых мер реагирования на агрессивные действия России. Сейчас Центральная Азия является важной стороной в треугольнике между Россией, ЦАР и Европой. И это еще более усложняется, если учесть интересы Турции и Ирана, а также других стран Ближнего Востока. Все эти вопросы должны быть изучены более подробно и интегрированы во всеобъемлющую стратегию, которая выходит за рамки энергетики и логистики.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *