Платежные организации просят спасти отрасль от уничтожения - Exclusive
Поддержать

Платежные организации просят спасти отрасль от уничтожения

5 июня Мажилис во втором чтении принял Закон об игорном бизнесе и направил его на рассмотрение в Сенат. Согласно документу, платежные функции и электронные кошельки теперь перейдут к Единой системе учета (ЕСУ) взамен нескольких десятков частных платежных организаций. Поскольку норма принята во втором чтении с нарушением процедуры – не был проведен анализ регуляторного воздействия и не учли мнения финансового регулятора,Ассоциация платежных организаций обратилась к Генеральному прокурору с просьбой выразить Прокурорский протест и вернуть норму на повторное рассмотрение с соблюдением всех установленных процедур. На пресс-конференции 13 июня участники рынка платежных организаций также обратились к сенаторам с просьбой не принимать закон в третьем чтении в Сенате Парламента РК.

Представитель Ассоциации платежных организаций Ирина Давиденко сравнила текущую инициативу с системой ЦУС (Центр учета ставок), которую планировалось ввести несколько лет назад.

– После первого чтения норма про ЦУС была предложена к исключению из закона. Было много выступлений депутатов на эту тему. И вдруг, буквально накануне второго чтения без предварительного ознакомления появляется норма «Единая система учета», которая не просто оставляет ЦУС, но дополняет его функциями, которые до этого принадлежали свободному рынку, а именно платежным организациям. Теперь рынок платежей объемом 1,2 триллиона тенге в год с доходами, распределенными по нескольким десяткам платежных организаций, их агентов, платежных терминалов и заводов их производящих, будет изъят из зоны конкуренции и отдан одной частной организации–посреднику. Причем регулировать этого финансового посредника предполагается подзаконными актами Министерства туризма и спорта, – сказала Давиденко.

По ее мнению, это приведет к формированию частного монополиста, которому просто «дарят» рынок. То есть новая норма предполагает осуществлять государственную регуляцию с помощью отдельного частного юрлица, которое будет осуществлять платежи, вести единый электронный кошелек, производить расчеты с клиентами.

Ирина Давиденко считает, что государство уже выполняет все функции по регулированию и налогообложению игорного бизнеса, а данная поправка приведет только к ухудшению положения частных платежных организаций и созданию монополиста. Так, все функции, расписанные в ЦУС–ЕСУ, уже выполняются госорганами. За налоговое администрирование отвечает прямая интеграция с органами госдоходов, которая и внедрялась законодательно как альтернатива ЦУС, за биометрическую идентификацию «отвечает» дочерняя организация Нацбанка, за сверку с запретительными и ограничительными списками – информационная система АФМ. И только одна функция не была учтена в госрегулировании – положить в частный карман монополиста–посредника целый рынок, объемом более триллиона тенге в год.

Юрист Сауле Габдулгазизова прокомментировала юридические аспекты нормы о Единой системе учета. По ее словам, включение данного положения в законопроект нарушает статью 83 Предпринимательского кодекса РК. Согласно этой статье, при введении регуляторного инструмента, к которому относится Единая система учета, нужно обязательно провести анализ его регуляторного воздействия, в первую очередь на состояние конкурентной среды, то есть существующего рынка платежных организаций. Однако этого не было сделано. Более того, проект не был согласован на этапе разработки с Национальным банком.

– Также следует отметить наличие коррупционных рисков. Так как Единая система учета может быть создана в виде частной компании, и в случае, если это будет находиться в подведомственности Министерства туризма и спорта, согласно действующей редакции, ему будут переданы также регуляторные функции по управлению финансовой сферой, по проведению платежей и выплат, – отметила Габдулгазизова.

Предприниматель Бейбут Асанбаев рассказал о возможных последствиях введения Единой системы учета для бизнеса различных сетей платежных терминалов. Сам он не только занимается установкой платежных терминалов, но и проинвестировал в казахстанский завод по их производству более 5 миллионов долларов.

– Я развивал этот бизнес 15 лет, а сейчас, получается, государство хочет залезть в карман и забрать часть доходов себе: «Вы зарабатывайте, а мы 40% дохода возьмем себе». Платежные терминалы устанавливаются не только в больших городах, но и в небольших селах, где отсутствуют банкоматы. Внедрение ЕСУ убьет наш бизнес и усложнит жизнь сельчан. Сокращение количества терминалов затруднит проведение социальных платежей, а также заберет доходы у малого и среднего бизнеса. Мы провели расчеты в компании и поняли, что от 5 тысяч терминалов у нас останется 2–3 тысячи и то, в основном, в крупных городах, – сказал Асанбаев.

Его мнение поддержал директор завода по производству платежных терминалов Almaty Enterprising Company Александр Сиротенко, который добавил, что в случае принятия закона трудности возникнут не только у финорганизаций, но и у производителей.

Коммерческий директор компании PayDala Илья Ефименко отметил, что разговор о ЦУС длится уже давно и все время сопровождался критикой.

– Я хотел констатировать, что 3,5 года назад на этом же самом мест мы уже все говорили. Мы сказали, как и чем это обернется. Да, из закона ЦУС исключили, но вписали Единую систему учета, что, в сущности, еще хуже. Поэтому мы констатируем, что на наших с вами глазах сейчас создается монополист, создается частный оператор, создается вопреки данных обществу обещаний от президента Токаева по перезагрузке госаппарата, по перезагрузке экономике. <…> Мне кажется, этим занимаются лоббисты «Старого Казахстана», – сказал Ефимов.

Он призвал сенаторов разобраться в «истинных целях создания Единой системы учета» и остановить этот законопроект, который производит монополию и мешает строительству «Справедливого Казахстана».

Похоже, история «новых монополистов–прокладок» только начинается. Депутаты перед вторым чтением «умыли руки», сказав, что Мажилис был против ЦУС и хотел исключить его из закона, но настояло Правительство и, превратив ЦУС в ЕСУ, дополнило регуляцию еще и функциями платежей и единого электронного кошелька. Сейчас очередь за Сенатом.




10 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Правительство вы что творите ??? Вы зачем своими руками уничтожаете отрасль ??? Руки прочь от малого и среднего бизнеса !!!!

  2. Правительство вы вообще в своем уме ??? Сколько можно душить бизнес ??? Люди создавали рабочие места, инвестировали, платят налоги а вам чужое добро спать не дает ???Руки прочь от малого и среднего бизнеса !!!

  3. Полностью поддерживаю!!! Под прикрытием Лудомании пытаются протащить законопроект без обсуждения, в нарушение Законодательства в попытках отобрать бизнес у честных людей, которые заработали и построили свой бизнес кровью и потом, без помощи государства, создают рабочие места, платят налоги а кому-то все мало и мало..!

  4. ЕСУ очередная прокладка, которая ничего не будет делать, но при этом иметь доступ к сотням миллиардам тенге, качая эти деньги с платежных систем.
    Весь этот рекет прикрывается борьбой с лудоманией. При этом просто качая деньги и ничего не делая не решить вопрос с зависимостью. Сейчас идет прозрачная система приема ставок, выплата налогов. Введя ЕСУ букмекеры вместе с лудоманами уйдут в darknet, там ни одно ЕСУ в мире их не достанет.

  5. Эти онлайн казиношки привыкли к сверх прибылям, вот и двигаются. А регулировать ставки нужно, иначе будем терять много людей

  6. Это про игорный бизнес? Лучше бы их вообще закрыли, из-за них страдают люди, распались семьи. Это ничем не отличается от алкоголизма. Никому не желаю, чтобы их дети стали игроками. И так ещё открыто распространяют наркотики. Соблазнов очень много. Жалко будущего поколения.