Почему алматинцам приходится отстаивать свое «право на красивое»?
Как живопись вписывается в городское пространство и почему алматинцам приходится отстаивать «право на красивое»? Художница Сауле Сулейменова показала ранние работы и рассказала, как алматинцы восстанавливали мурал «Апашка с биноклем».
В Алматы появилось новое выставочное пространство: на базе Школы городского дизайна (Almaty City Design School) в здании Генплана. Мероприятия здесь планируется проводить тематические: на стыке урбанистики и искусства. Жители города смогут посмотреть на развитие Алматы через призму творчества.
Выставка Сауле Сулейменовой «Неофициальные городские хроники» – первое событие в новом камерном пространстве. Художница показала свои архивные работы – на них запечатлена Алма-Ата начала 2000-х годов.
«Это часть моей биографии, связанная с городом. Я хочу показать движение – с чего все начиналось, какие работы я делала в начале. Мне очень интересна попытка срифмовать искусство и урбанистический дизайн», – говорит Сауле Сулейменова.
На выставке представлено всего 10 работ, и они очень хорошо вписались в минималистичное пространство. На картинах мы можем увидеть автобусные остановки, всегда «ностальгический» для алматинцев трамвай, но главное для Сауле – люди и атмосфера города.
Такое ощущение, что ты смотришь на свою жизнь со стороны. Ведь город – тоже часть тебя – именно такие ощущения передает автор.
В рамках выставки также прошел небольшой artist talk с Сауле Сулейменовой, на который пришли немало желающих – не только студенты Школы городского дизайна, но и те, кто не равнодушен к искусству и городу.
«На этой встрече я хотела рассказать и еще раз объяснить для самой себя, как я пришла к произведению Yellow Blue Bus, которое я сделала в прошлом году», – говорит художница.
Как создавалась работа Yellow Blue Bus
Работа Сауле Сулейменовой Yellow Blue Bus выполнена в технике «целлофановой живописи» и полностью сделана из пластиковых пакетов, которые художнице с радостью передавали жители Алматы.
«Работа рассказывает про матрицу города, его жителей, автобусные маршруты, и про то, как важны любовь, мир и поддержка», – говорит художница.
Название работы как бы намекает зрителю на то, что художница посвящает ее Казахстану и Украине. Также здесь есть игра слов: yellow blue bus – искаженное «я люблю вас», так англичане учат русский.
Работа висела на боковой стене Национальной библиотеки в Алматы со стороны улицы Байсеитовой в рамках фестиваля Artbat Fest. Размер произведения – 4,5х12 метров.
«Я сделала эту работу благодаря поддержке семьи. Фотографии людей в автобусе предоставила моя дочь Суинбике. Она целый год делала фотографии в разных автобусах. Рабочие процессы организовал супруг Куаныш Базаргалиев. Из внушительной коллекции получился коллаж из 78 фото», – рассказывает художница.
Сауле «рисовала» этот огромный мурал, посвященный городу и алматинцам, в непрерывном творческом потоке: художница работала по 14 часов в день и похудела на семь килограмм.
«Я очень хотела высказаться. Признаться в любви нашим людям, которых мы видим на улицах, в автобусах. У каждого своя история, и как-то невидимо мы поддерживаем друг друга», – говорит художница.
Отметим, что Сауле Сулейменова – одна из немногих авторов, кто «рисует» картины из полиэтилена. С пластиком художница работает более 10 лет. И причина – не только призыв задуматься об экологических вопросах.
«Это также попытка найти эстетику в современном мире», – поясняет Сауле.
Как закрасили и снова нарисовали мурал
В 2019 годуна фасаде старого дома на улице Сейфуллина выше улицы Кабанбай батыра в рамках фестиваля монументального искусства «MURAL FEST» появился мурал «Ожидание» («Апашка с биноклем).
Авторы произведения – Сауле Сулейменова и Куаныш Базаргалиев (КуБа).
Сюжет мурала повторяет известную картину художницы Сауле Сулейменовой «Ожидание» 2008 года. В своих картинах художница совмещает образы традиционного казахского уклада жизни на фоне современной действительности. За основу картины «Ожидание» взята фотография конца 1970-х годов. Позднее в городе появился мурал, однако в 2022 году он был закрашен из-за ремонта многоквартирного дома.
После скандала акимат Алмалинского района Алматы пообещал восстановить изображение. Работой занялись несколько молодых стрит-арт-художников, которых выбрали сами Сауле и Куаныш.
Как говорить с городом…
Несмотря на спорное отношение к городским граффити и современному искусству в Алматы в целом, люди продолжают заниматься творчеством и делать наш город лучше.
Алматинская городская школа дизайна, где сейчас проходит выставка Сауле Сулейменовой, – это годовые мультидисциплинарные курсы для студентов разной степени подготовки.
«У курсов несколько направлений. Первый – коммуникационный дизайн – вывески, указатели, иными словами, то, как город с нами разговаривает. Второе направление связано с промышленным дизайном – скамейки, фонари, остановки и прочие городские объекты.
И еще одно направление – урбанистическое. Оно посвящено тому, как придать облик каждому району города (у специалистов даже есть для этого специальный красивый термин – вернакуляр). Также мы планируем регулярно знакомить алматинцев с творчеством дизайнеров и современных художников, которые «говорят» с городом», – рассказала сооснователь Алматинской городской школы дизайна Аэлита Жумаева.
…И со всем Центрально-Азиатским регионом
В прошлом месяце на IV международной конференции «Эсимде» Сауле Сулейменова провела воркшоп по целлофановой живописи.
Участники воплотили свои мысли и чувства о воде – жизненно важной для Центральной Азии, чтобы в конце объединить их в единый пазл, отражающий разные взгляды на водные ресурсы региона: проблемы, страхи, надежды.
«В 2022 году меня впервые пригласили провести мастер-класс по целлофановой живописи для молодых лидеров Центральной Азии, и я подумала, что было бы здорово поговорить о воде – общей проблеме нашего региона. Тогда в первом мастер-классе про воду участвовало 50 человек.
Следующий мастер-класс был проведен в Атырау в рамках инициативы Tabiğat Labs в сентябре 2023 года. В Атырау участвовало 29 человек совершенно разного возраста – от 4 до 84 лет и разного бэкграунда – от художников до водителей.
В октябре того же года я участвовала в выставке Kuzeu. Displaced Identity в Фрайбурге (Германия) и тоже провела мастер-класс Plastic Su.
И, наконец, последний мастер-класс прошел в Бишкеке в рамках конференции и выставки «Караван по дорогам памяти», организованными «Эсимде». Там участвовало 27 человек самых разных возрастов и профессий.
На сегодня общее количество всех визуальных воплощений воды с помощью пластиковых пакетов получилось – 120.
Три страны, четыре города и 120 пластиковых работ», – подвела итоги Сауле Сулейменова.
Таким образом, из этих работ появился еще один коллаж – про страну, регион, город, мир и всех нас.
Фото предоставлены Сауле Сулейменовой
Комментариев пока нет