Почему Азиатский Валютный фонд был мертворожденной инициативой
2 июля 1997 года тайский бат рухнул. После волн спекулятивных нападок у правительства закончилась иностранная валюта, и оно стало неспособным поддерживать привязку своего обменного курса к доллару США. Итак, бат поплыл, уйдя в свободное падение. Волна финансовых и нефинансовых тайских корпораций, которые взяли значительные кредиты в долларах, объявили о банкротстве. Начался азиатский финансовый кризис.
Будучи не в состоянии обслуживать свой внешний долг, Таиланд, Индонезия и Южная Корея обратились за поддержкой к Международному валютному фонду. Но спасательные пакеты МВФ были слишком малы, слишком запоздали и сопровождались чрезмерно жесткими условиями. Как это происходит все чаще, Восточной Азии было бы лучше спасти себя самой.
У региона, безусловно, были ресурсы. Хотя у некоторых стран, таких как Таиланд, был дефицит текущего счета, Восточная Азия в целом имела внешнее положительное сальдо. Таким образом, в сентябре 1997 года Япония предложила объединить валютные резервы региона и использовать их для спасения стран, находящихся в тяжелом положении. Было обещано, что “Азиатский валютный фонд” (AMF), созданный для управления этим механизмом, будет действовать быстрее и навязывать менее жесткие условия, чем МВФ. Но США и МВФ выступили против этой инициативы, и АMF оказался мертворожденным.
Вместе с тем, региональные субъекты не отказались от сотрудничества. В мае 2000 года десять стран АСЕАН – Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам, а также Китай, Япония и Южная Корея (АСЕАН+3) подписали Чиангмайскую инициативу (ЧМИ), первое соглашение о валютном свопе в регионе.
Предоставляя странам возможность обменивать свои местные валюты на доллары США в течение фиксированного периода времени, ЧМИ должна была помочь региональным заемщикам преодолеть краткосрочные проблемы с ликвидностью, тем самым выступая в качестве дополнения к МВФ. Это открыло путь к выполнению обещания AMF: в 2009 году ЧМИ стала Многосторонней Чиангмайской инициативой (ЧМИМ), многосторонней схемой объединения резервов на общую сумму 120 миллиардов долларов. В 2014 году фонд был расширен до 240 миллиардов долларов.
Еще одна важная веха наступила в 2002 году, когда АСЕАН+3 запустила Инициативу азиатских рынков облигаций (ABMI) в надежде, что региональный рынок облигаций укрепит финансовую стабильность, уменьшит уязвимость к оттоку капитала, смягчит последствия несоответствия валютных курсов и сроков погашения и будет противодействовать “избытку банковских услуг”. В марте 2022 года растущий рынок облигаций развивающихся стран Восточной Азии в местной валюте оценивался в 23,5 триллиона долларов.
В 2005 году Азиатский банк развития предложил самую амбициозную попытку регионального финансового сотрудничества: Азиатскую валютную единицу (ACU). Будучи корзиной валют АСЕАН+3, ACU была разработана в качестве якоря, к которому страны региона могли бы привязать свои собственные валюты, тем самым сдерживая конкурентную девальвацию и позволяя валютам стран региона коллективно плавать по отношению к доллару США. Это позволило бы быстрее скорректировать дисбаланс текущего счета и способствовало бы региональной торговле и финансовым потокам.
Опираясь на идею ACU, группа японских экономистов разработала дополнительную концепцию: Азиатскую денежную единицу (AMU), стоимость которой будет отражать средневзвешенное значение восточноазиатских валют. Но несмотря на то, что азиатские ученые приветствовали предложения как возможные первые шаги к созданию общей региональной валюты, ни ACU, ни AMU не получили поддержки среди директивных органов.
К сожалению, в последние годы азиатское финансовое сотрудничество ослабевает по ряду причин. Во-первых, необходимость региональной поддержки ликвидности стала менее острой. У большинства стран АСЕАН+3 большую часть времени положительное сальдо счета текущих операций, и к началу мирового финансового кризиса в 2008 году регион накопил около 3,7 трлн долларов валютных резервов – более чем в шесть раз больше, чем 542 млрд долларов США, которые они держали в 1997 году.
Во-вторых, несмотря на то, что за последние десять лет азиатский рынок облигаций добился впечатляющего прогресса, развитие рынков облигаций в местной валюте определяется внутренними финансовыми потребностями, а не региональным финансовым сотрудничеством, а трансграничные облигации в национальной валюте выпускаются редко. Фактически финансовое развитие отдельных стран значительно опережает развитие инфраструктуры для трансграничного выпуска облигаций в местной валюте. В результате такие факторы, как нестандартное регулирование, неадекватная рыночная ликвидность и отсутствие эффективной системы расчетов по ценным бумагам, продолжают препятствовать развитию трансграничного выпуска облигаций в местной валюте в регионе.
В-третьих, после азиатского финансового кризиса большинство стран Восточной Азии приняли режим регулируемого плавающего обменного курса. Однако ни одна из них не привязала свои валюты к корзине восточноазиатских валют на основе ACU главным образом потому, что они не желают принимать ограничения на свои обменные курсы ради стабилизации обменного курса между региональными валютами.
В целом, расширение экономического и финансового сотрудничества жизненно важно для долгосрочного процветания Азии. Вместе с тем, его реализация, включая возможное создание Восточно-Азиатского экономического сообщества, по своей сути является политическим, а не экономическим вопросом. Из-за географической близости и экономической взаимосвязанности стран Восточной Азии, правительства стран АСЕАН+3 должны в срочном порядке включить в свои повестки дня дело, начатое 25 лет назад.
Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет