Почему бедный Казахстан не стал богатыми Эмиратами? - Exclusive
Поддержать

Почему бедный Казахстан не стал богатыми Эмиратами?

Из всего абсурда нашей экономической и политической системы больше всего бросается в глаза то, что Казахстан очень богат полезными ископаемыми, но при этом очень бедный. Принято тут же сравнение с Арабскими Эмиратами – как им удалось достойно использовать нефтедоллары. Казалось бы, демократии нет ни в одной, ни в другой стране, наши шейхи тоже живут в Дубае, у нас тоже есть несколько свободных экономических зон… Так в чем их секрет? И может ли Казахстан им воспользоваться?

Граждане ОАЭ действительно имеют высокий уровень жизни. По ВВП на душу населения Эмираты традиционно входят в ТОП-10. По данным Всемирного банка, в 2023 году он составил почти 79 000 долларов. Для сравнения: у Казахстана 36 600 долларов и 65 место в рейтинге. Каждый эмиратец (мужчина, разумеется) получает от правительства земельный участок для строительства дома, беспроцентную ссуду на его возведение или приобретение квартиры (их потом нельзя продать, как и полученную землю). Государство оплачивает гражданам обучение в разных вузах мира.

Пенсионный возраст для мужчин – 55 лет (63 в Казахстане), для женщин – 50 лет (61 в Казахстане). Базовый размер пенсии – 3 тысячи долларов (почти полтора миллиона тенге), но в зависимости от стажа может быть больше. Зарплата эмиратцев, как правило, начинается от 6 тысяч долларов (почти 3 миллиона тенге) в месяц. Помимо этого, есть и пособия – и для тех, у кого нет работы, и для тех, у кого она есть. Работающий глава семьи будет получать от 1300 долларов ежемесячно. Каждые 10 лет трудового стажа сумму будут увеличивать на 500 долларов, до максимальной суммы в 3500 долларов (1,7 миллиона тенге) ежемесячно. Пособие начинают выплачивать с 30 лет. Для жены (неработающей) пособие составляет около 1000 долларов.

В общем, не жизнь, а сказка. Там – золотые горы, высокие зарплаты и пенсии, социальное обеспечение на высоком уровне. У нас – разве что позолоченный квадрат в центре Алматы, кредиты вместо зарплаты, и больницы, которые пугают сильнее морга. Так почему у них получилось? И нет ли в этом рае обратной стороны?

Контроль за добычей

Конечно, основная составляющая успеха – это нефть. Но черным золотом нужно еще уметь пользоваться. По данным ОПЕК за 2022 год, запасы нефти у ОАЭ составляют 97 800 млрд баррелей. Это много, но есть страны, у который больше: Венесуэла (почти 300 000 млрд баррелей), Саудовская Аравия (266 000 млрд баррелей), Иран (157 000 млрд баррелей), Ирак (148 000 млрд баррелей). Чуть меньше у России – 94 000 млрд баррелей. Глядя на этот список, уже ясно, что нефть очень нечасто приводит к процветанию страны и является больше проблемой, чем решением.

Если сравнивать с Казахстаном (40 000 млрд баррелей), то у Эмиратов запасов больше в 2,5 раза. То есть преимущество уже довольно сильное. Правда, Казахстан богат не только нефтью, но и многими другими ценными природными ископаемыми. Поэтому сравнение все еще имеет смысл.

Основное отличие в том, что ОАЭ гораздо больше прибыли от добычи оставляют себе. В любой компании, занимающейся добычей полезных ископаемых, правительству эмирата должно принадлежать минимум 60% акций. Налоги для иностранных нефтяных компаний тоже, как ни странно, высокие.  

В случае Казахстана только 33% нефти добывается госкомпанией КазМунайГаз, все остальное – иностранными корпорациями. Причем на американские компании Chevron и ExxonMobil приходится примерно столько же – 30,9% в прошлом году. Также иностранными компаниями добывается почти половина казахстанского урана. Да, Chevron является крупнейшим налогоплательщиком Казахстана, но, очевидно, отчисления в бюджет не сравнятся с прибылями от продажи нефти.

В общем, Эмираты смогли и привлечь иностранные технологии, специалистов и инвестиции, и при этом не прогнуться под международные корпорации так сильно, как это сделал на заре независимости отец казахстанской нации.

Гиперэксплуатация мигрантов, или почему в рай берут не всех

В ОАЭ живет около 10 миллионов человек, но граждан из них меньше 1,5 миллиона. А 85% всего населения – трудовые мигранты. И вот для них жизнь в Эмиратах еще хуже, чем в странах, откуда они приехали. Зарабатывать деньги в ОАЭ приезжают граждане Индии (из бедных штатов), Пакистана, Бангладеш, Филиппин, Ирана, Египта, Непала, Шри-Ланки, Китая и других не самых благополучных государств. Самое абсурдное, что для каждой нации закреплены определенные виды деятельности. Например, в качестве уборщиков нанимают преимущественно филиппинцев, на стройках работают в основном индийцы и пакистанцы, в гостиничном бизнесе – также индийцы.

Живут мигранты в трущобах за пределами (или в специальных резервациях) роскошных городов Абу-Даби и Дубая. Зарплата многократно ниже, чем у местных. По данным Human Rights Watch, в 2020 году трудовые мигранты в среднем получали около 500 долларов (примерно 250 тысяч тенге) в месяц, работая при этом по 12 часов шесть дней в неделю. Но вообще в Эмиратах нет понятия «минимальной заработной платы», а значит нет предела эксплуатации. Иногда платят и 100 долларов, иногда не платят вовсе. Почему на это соглашаются выходцы из южноазиатских стран? Да просто потому, что у них на родине либо нет работы, либо платят за нее в разы меньше.  

Конечно, забастовки и жалобы на условия труда в независимые СМИ (которых, по сути, нет) запрещены. Государственные ограничения дополняет система кафалы (не кабалы). Это частное спонсорство рабочих виз, система, в которой работодатель юридически и материально отвечает за трудового мигранта. Отвечает примерно также, как надзиратель в тюрьме за заключенных. Работодатели могут забирать у людей документы, штрафовать, ограничивать передвижение и препятствовать разрыву контракта.

Стоит оговориться, что все эти средневековые порядки касаются низкоквалифицированных рабочих. У тех, кто работает на престижных должностях, конечно, зарплата высокая. Причем если речь идет о частных компаниях, там на высоких и средних должностях работают в основном граждане западных стран. Но их очень мало. В госсекторе заняты преимущественно эмиратцы.

Эта неприглядная сторона раскрывает главную причину экономического чуда ОАЭ – эксплуатация дешевой рабочей силы. Именно рабский труд мигрантов обеспечивает благополучие эмиратцев. Небоскребы, роскошь, высокие технологии, развлечения для туристов, индустрия эскорта – всю эту систему обслуживают мигранты, а эмиратцы ей управляют. Картина эта напоминает, как в Египте рабы возводили пирамиды.

Если мы «хотим как в Эмиратах» придется откуда-то пригнать несколько десятков миллионов дешевых работников. В принципе, в России как раз сейчас гонения на наших центральноазиатских братьев. Так что можно приютить узбеков, таджиков и кыргызов на «кафальных» условиях. Есть еще вариант – сильнее эксплуатировать свое собственное население. Сейчас казахстанцы живут лучше, чем пакистанцы в Дубае. Но если начать выжимать последние соки из наименее защищенных слоев – может, наконец у нас появится средний класс, размером в 15%.

Индустриализация и постепенная диверсификация

Но нефть и дешевая рабочая сила – это еще не все. Эмиры заранее начали заботиться о том, чтобы диверсифицировать свою экономику, чтобы не зависеть полностью от нефти, ресурс которой ограничен. Значимую часть ВВП и товаров на экспорт занимают продукты промышленного производства. Большая часть заводов, понятное дело, занимается нефтепереработкой и производством материалов, необходимых для нефтедобычи. НПЗ у нас тоже есть, но они не сравнятся ни по масштабу, ни по глубине переработки. В ОАЭ также сильна фармацевтическая промышленность, которая снабжает весь регион, и строительная, направленная преимущественно на внутренний рынок бесконечного строительства элитного и не очень жилья.

Промышленность, кстати, тоже в значительной степени контролируется государством. И вообще не менее 51% акционерного капитала любой коммерческой компании, учрежденной в стране, должно принадлежать резидентам Эмиратов. Соотношение работников на высоких и средних должностях также должно быть в пользу местных.

Доля сырой нефти в экспорте ОАЭ в 2022 году составила 26%. У Казахстана – 48%, не говоря о том, что почти весь остальной экспорт тоже занимают природные ископаемые: уран, серебро, цинк, ферросплавы и так далее. Нефтяной сектор в структуре ВВП Эмиратов занимает около 25%. У Казахстан здесь показатель, кстати, меньше – около 16%. Однако если добавить опять же сектора, связанные с другими полезными ископаемыми, процент сразу вырастет.

Среди других важных составляющих экономики ОЭА – реэкспорт товаров. Из-за отсутствия налоговых пошлин ОАЭ может хорошо зарабатывать на перепродаже западных товаров с наценкой в другие (особенно соседние) страны. Благо транспортная инфраструктура в Эмиратах развита хорошо, особенно порт в Дубае, который является логистическим центром в регионе.

Другая отрасль, которую ОАЭ очень активно стараются развивать – это, конечно, туризм. Но пока его вклад в ВВП около 11%.

Казахстанские власти тоже в последнее время заговорили о необходимости диверсифицировать экономику. Правда, пока эти планы дальше разговоров не продвигаются. В то время как ОАЭ, только получив независимость в 1971 году, стали работать над созданием собственной промышленности. В Казахстане же промышленность, доставшуюся по наследству от СССР, наоборот, постепенно уничтожали. А сейчас оказалось, что зря.  

Шейхи делятся нажитым

К описанному выше можно добавить и другие экономические решения, например, умелое привлечение инвестиций и финансового капитала за счет создания свободных экономических зон (СЭЗ) и их грамотного регулирования. Однако есть элемент, без которого эта система довольно быстро превратилась бы в типичную олигократию. А именно – желание элиты делиться нажитым. Для монархии это не самая очевидная идея. Неочевидна она до сих пор и для наших властей.

Арабские эмиры поняли, что, если рационально использовать ресурсы, можно одновременно и наживаться, и вкладываться в развитие, и повышать уровень жизни населения. Более того, чтобы наживаться как можно дольше, гораздо выгоднее создать устойчивую систему, в которой большинство (коренного) населения тоже живет более-менее достойно. Некоторые аналитики считают, что это можно объяснить родоплеменным устройством общества. Якобы государство в Эмиратах – одна большая семья. В Казахстане тоже родовые отношения очень сильны и очень сильно влияют на политику. Только вот семейный круг оказывается ограничен семьями элиты.

Хотя бы поэтому Казахстану путь, выбранный ОАЭ, не подойдет. К сожалению или к счастью, нам надеяться на благодушие наших шейхов уже не приходится. А значит, без инструмента ротации политических элит, мы далеко не уедем. Рецепты по индустриализации, диверсификации и национализации ключевых отраслей (особенно добычи) могут оказаться полезными, но только в случае, если у общества будет возможность участвовать в управлении государством. Без этого условные дополнительные 40%, которые КМГ получила бы на Тенгизе, просто осядут в карманах топ-менеджеров и их покровителей в Акорде. Как оседают сейчас.

Руслан Ибрагим




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Одна тока семья и 100 олигархов живут как шейхи а мы как прислужники набрав кредиты в ихние банках каждую минуту их обогшаем