Почему бизнесмены не видят смысла вкладываться в Казахстан
В прошлом году президент Казахстана поставил задачу по увеличению ВВП страны к 2029 году в два раза. Предполагается, что задачу эту буду выполнять за счёт привлечения новых инвестиций и роста доходов бизнеса. Однако на площадке Kazakhstan Growth Forum 2024 крупные бизнесмены признались: при нынешних подходах правительства выполнить задачу практически невозможно.
Недавно международное рейтинговое агентство Moody’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг Казахстана до рекордного значения за всю историю независимости страны – с «Baa2» до «Baa1». В причине такого повышения утверждалось, что оно «обусловлено продолжающимся совершенствованием государственного управления и улучшением институциональной и политической среды в сочетании с устойчивыми темпами диверсификации экономики».
Казалось бы, новость позитивная и говорит об улучшении инвестиционного климата. Но, несмотря на это, при повышении кредитного рейтинга Moody’s снизило прогноз с «Положительного» на «Стабильный». Это может говорить о том, что, хоть экономика Казахстана и стала более заметной на международной арене, массово вкладываться в неё бизнесмены и банки пока не спешат.
Ключевая причина этому, как отметили спикеры форума Kazakhstan Growth Forum 2024, заключается в том, что правительство осуществляет исключительно реакционные меры, занимается популизмом и не имеет определённых планов развития, которые бы гарантировали, что государство улучшит свою экономику и вложения в страну окупятся.
Мажоритарный акционер группы компаний Aitas KZ Серик Толукпаев, занимающий 42 место в списке 75 богатейших бизнесменов Казахстана по версии журнала Forbes, напрямую признался, что из-за отсутствия у правительства стратегического взгляда инвестиционной политики на следующие 5-10 лет его бизнес сократил в этом году инвестиции вдвое – с запланированных 800 млн долларов в год до 400 млн.
– Вопросы, которые есть в взаимоотношениях правительства с бизнесом, сейчас имеют особую остроту не по той причине, что государство приняло или не приняло какие-то законодательные изменения, а в силу того, что со стороны правительства мы никогда не ощущаем какую-то определённость. И в такой ситуации для бизнеса характерно сворачивание инвестиционной деятельности. Некие сиюминутные решения, где-то популизм заставляют серьёзно задуматься: «Нужно ли в эту страну вкладывать сейчас? Сколько нужно? Каковы риски?», – считает Толукпаев.
По его мнению, в Казахстане наблюдается постепенный долгосрочный тренд ухудшения инвестиционного климата.
Другие участвовавшие в форуме бизнесмены с этой резкой позицией не согласились, но при этом также не стали откровенничать снизили они свои инвестиции в страну или нет. Тем не менее, они дружно поддержали точку зрения, что у правительства нет конкретной стратегии развития, из-за чего миссия по двукратному увеличению ВВП кажется невыполнимой.
– Мы очень зависим от развития государства, от его стратегии, от его реформ. И я лично надеюсь, что когда-нибудь в госуправление всё же придёт искусственный интеллект и всю нашу экономическую политику внятно проанализирует. Потому что сейчас, когда мы слышим о каких-либо достижениях страны от разных министров, то обычно это фиксируется какая-то цифра без динамики. Они никогда не рассматривают любые направления развития отрасли в динамике. А из-за этого получается, что у нас государство практически банкрот. Но если экономика будет правильно построена, то тогда бизнес начнёт зарабатывают больше денег и доходы населения начнут расти, – прокомментировал основатель и владелец АО «Technodom Оperator» Эдуард Ким, занимающий 43 место в списке 75 богатейших бизнесменов Казахстана.
Он отметил, что от достижений страны в различных международных рейтингах по типу недавнего заявления Moody’s жизнь лучше не становится.
Глава ForteBank Бекжан Пирматов считает, что инвестиционный климат в стране улучшился по сравнению с 2022 годом, однако для качественного улучшения жизни необходимо по максимуму убирать на рынке существующие нерыночные взаимоотношения и снижать участие государства внутри экономики.
– Мы сами как банк наблюдаем, что социальной направленности стало больше: государство устанавливает политику по регулированию, кого кредитовать, кого не кредитовать, как реструктурировать, как продавать наши непрофильные активы и так далее. Я считаю, что многие вещи должны решаться в рыночных условиях. В детальное оперирование бизнеса нужно меньше вмешиваться. В этой части мы наблюдаем небольшие перекосы. В целом, развитию экономики мешает то, что в ней всё ещё остаётся высокое влияние государственных компаний, – рассказал Пирматов.
Основатель группы компаний Alina Group Ерлик Балфанбаев, занимающий 26 место в списке 75 богатейших бизнесменов Казахстана, согласился с этой точкой зрения, указав, что для роста доходов необходима политическая воля для внедрения реформ в госуправлении.
– Если правительство будет продолжать делать то же самое, что делает сейчас и делало раньше, то, конечно, достичь поставленную задачу нереально. Не нужно быть доктором математических наук, чтобы это посчитать. Но если изменить подходы, то выполнить задачу будет возможно. Однако, к сожалению, насколько я сейчас вижу, настроя для осуществления такого радикального реформирования пока нет, – сказал Балфанбаев.
Совладелец ТОО «Ракурс Консалтинг Груп», член совета директоров АО «Лизинг Групп», независимый директор АО «Golden Compass Capital» Ораз Жандосов, занимавший в 1998-2001 годах пост вице-премьера страны и являвшийся в 2003 году помощником Нурсултана Назарбаева, указал на то, что диалог между правительством и бизнесом в последнее время в целом стал хуже.
– После января 2022 года в Казахстане улучшилась ситуация с цифровизацией. Власти облегчили определённые вещи для бизнеса, сделали их более диверсифицированными. Какие-то моменты, связанные с изменениями законодательства, улучшили ситуацию в отдельных секторах. Улучшился вопрос равного выхода на рынок. Но остаются тревожные контртенденции. Что, мне кажется, стало хуже, – это диалог между правительством и бизнесом определённый стал хуже. Первые месяцы после января его как такового совсем не было. Это необязательно индикатор того, что у вас невозможны улучшения. К примеру, в Китае, как известно, вообще диалогов нет, но явные и стремительные улучшения происходят. Однако в Казахстане я вообще ясной стратегии со стороны правительства по взаимодействию или, по крайней мере, имитацией такового, всё-таки, не вижу, – подчеркнул Жандосов.
Председатель правления Tele2/Altel Сергей Назаренко признался, что в его сегменте бизнеса диалог с властью всё же присутствует, однако для осуществления качественных изменений не хватает системности принятия властью решений.
– Мы видим, что для государства развитие цифровизации и цифровых технологий, действительно, является приоритетом, и мы на себе ощущаем конкретные меры, которые делают наш бизнес более привлекательным, то есть нас стимулируют инвестировать больше и быстрее. Но при этом между разными государственными структурами нет какой-то синхронизации. С одной стороны нам очень сильно помогают, а с другой стороны в каких-то вещах мы регулярно сталкиваемся с барьерами. Если говорить в практической плоскости, то строительство сети – это наша большая боль, победить «радиофобов» и получить разрешение для того, чтобы смонтировать нашу инфраструктуру, занимает много времени. Мы видим результат от наших инвестиций только через 6-12 месяцев. Так что я вижу одновременно и предпринятые государством меры, которые делают нашу экономику привлекательной, но и при этом, если посмотреть на региональный аспект и сравнить с соседями, я вижу усиливающуюся конкуренцию, наши соседи на месте не стоят. Нам нужно бежать быстрее, чтобы не оставаться на месте, – заявил Назаренко.
Он добавил, что глобально перспективы развития бизнеса в Казахстане появляются только при должном фокусе со стороны государства к конкретным секторам экономики.
В конце выступлений журналист Exclusive.kz задал спикерам вопрос: почему же всё-таки глава государства поставил задачу по удвоению ВВП, если при нынешних подходах такая мера нереалистична?
– Это понятно, что глава государства, избравшись на новый срок, должен был поставить задачу, которая бы вдохновляла народ. Я уверен, что он и правительство знают, что ситуация у большей части населения страны с точки зрения доходов не очень хорошая. Объективно, у нас бедное население. И поэтому без такого удвоения картина на будущее выглядела бы мрачно. Поэтому ставить такую задачу, в принципе, правильно для лидера, это отражает реальные цели, насколько нужно улучшить ситуацию в стране, чтобы в целом общественное самочувствие улучшилось, – ответил Ораз Жандосов.
Зависшим в воздухе лишь остался вопрос, как поставленную задачу можно было бы всё-таки достичь…
Как отметил модератор дискуссии, тот факт, что представители бизнеса спустя год после постановки задачи не видят перспектив и всё ещё задаются всевозможными стратегическими вопросами по данному поводу, очень пугает.
1 Комментарий
[…] […]