Почему большинство казахов – «неосознанные» тенгрианцы? - Exclusive
Поддержать

Почему большинство казахов – «неосознанные» тенгрианцы?

Первый курултай казахских шаманов-тенгрианцев собрал в Алматы исследователей, ученых и служителей культа со всего мира. Тенгрианство — это часть богатого культурного наследия Казахстана, которое продолжает оказывать влияние на современное общество. Старейшая религиозная система, которая процветала среди народов Центральной Азии и Сибири, учила людей жить в гармонии с природой и друг другом.

В Казахстане нет отдельной статистики по учету тенгрианцев, и узнать точные данные на сегодня не представляется возможным, однако по оценке организатора курултая Армана Нурмуханбетова в стране намного больше тенгрианцев, чем принято считать.

Как отмечали участники первого курултая казахских шаманов-тенгрианцев, само тенгрианство – это не просто религия, это образ жизни. Раньше люди молились Тенгри, прося плодородие земле, защиту от бед и благополучие. Обряды проводились на открытых полях, под голубым небом.

«Тэнгри выступал в виде синтеза всех астральных представлений, оно адекватно понятию «вселенная». В значении божества танри прилагалось не только к небу, но и к солнцу (кун танри), и к луне (ай танри), и к земле (жер танриси – танри жер), что свидетельствует о неразделенности божеств неба и земли», — писал в XX веке этнолог, тюрколог Саул Абрамзон. 

Основой тенгрианства являются ранние архаичные формы религии – тотемизм, анимизм, магия, «шаманизм» и другие, служившие духовной основой первобытнообщинного, родоплеменного прототюркского общества. Культ Тенгри включал в себя жертвоприношения, молитвы и различные обряды, которые проводились шаманами (баксы).

Как полагают последователи, эти ритуалы и обряды помогают поддерживать гармонию между человеком и окружающим миром, а также способствуют духовному развитию и общественному благополучию. Вероучение поощряет уважение к природе и подчеркивает важность живой связи с духовным миром.

На сегодня сохранились и исследованы более 800 письменных рунических памятников этой эпохи. Тенгрианство находило отражение во всех проявлениях жизни общества: от государственного устройства до регламентации жизни рядовых граждан.

«Оно выступало культурной и цивилизационной самоидентификацией империй древних тюрков, которые верили, что они являются исполнителями воли Бога, его детьми. Поэтому в рунических памятниках мы зачастую видим прямые приказы и поручения Тенгри», — отмечает президент общественного фонда по изучению тюркской письменности Ерлан Еспенбетов.

Важную роль тенгрианство играло в повседневной жизни, к примеру уже в те времена соблюдалась норма Жеті ата, а также использовался 12-летний цикл летоисчисления, который позже лег в основание казахского календаря Мүшел жас.

«Слово «баксы» встречается в Казахстане на тюркских памятниках периода IX-X веков. На самом деле, под этим термином подразумевался служитель культа. Можно сказать, что это был тенгрианский священнослужитель. Сохранились описания обрядов, связанных с очищением жилищ тюрков огнем», — рассказал Ерлан Еспенбетов.

Тенгрианство имеет длительную историю и продолжает оказывать влияние на культуру и духовность современных казахов — по сути, оно никогда не уходило из жизни казахского народа.

По мнению Армана Нурмуханбетова, казахский народ развил в собственном, уникальном проявлении древние духовные методы, сохранил и передал их через поколения.

«Большинство казахов продолжают практиковать тенгрианские обряды, сами не зная об этом. Делаешь Тұсау кесу, печешь Жетi шелпек — ты тенгрианец. Қырқынан шығару, Ас беру, Бет ашар — это все тенгрианские обычаи и практики. Поэтому я считаю, что если «осознанных тенгрианцев» где-то 17-20%, то «неосознанных» гораздо больше», — отмечает баксы (шаман) Арман Нурмуханбетов.

Участники курултая считают возможным, что тенгрианство будет способствовать укреплению духовных ценностей, единству общества вокруг общих идей и принципов, а также сохранению культурного наследия и традиций тюркской цивилизации.

«Курултай оставил глубокое впечатление своей актуальностью и значимостью для казахского общества. Наверное, главная обсуждаемая тема – духовность, Қасиет, в котором сейчас нуждается наше общество. Ведь это понятие из традиционной казахской культуры, обозначающее долг, обязательство, чувство ответственности перед обществом и семьей. Научных доказательств в традиционном смысле может и не быть, но значение қасиет в культуре является основой моральных и этических норм», — рассуждает участник курултая Ербол Бухарбаев.

Тенгри — это нечто большее, чем просто вероучение. Это связь с природой, с душами предков, с самой жизнью. Несмотря на периоды забвения, можно с уверенностью констатировать, что культ Тенгри в тюркских обществах «больше жив, чем мертв». Как считает известный тюрколог Н. Аюпов, сегодня нужны новые комплексные научные исследования по тюркской культуре в целом, и тенгрианству как ее составляющей.

Участники курултая уверены, что будущие исследования, новые открытия помогут людям вернуться к духовным корням предков, а современное возрождение тенгрианства в Казахстане можно рассматривать как часть более широкого движения к духовному обновлению и поиску национальной идентичности. В эпоху глобализации и культурного плюрализма тенгрианство предлагает уникальный взгляд на мир, который сочетает в себе древние традиции и современные ценности.

Аскар Хакимов




11 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Супер! Я смотрела эфир Курултая на одном дыхании! Очень рада и счастлива за нашу страну и за Тюркский мир! Тәңір жарылқасын! Әруақтар қолдасын!

  2. Сол дұрыс-өз тамырына оралса, қазақ қор болмайды, күшейеді💪🏻💪🏻💪🏻, көркейеді🍀, көбейеді👨‍👩‍👧👨‍👩‍👧‍👧👨‍👩‍👧‍👧👨‍👩‍👧‍👦👩‍👩‍👧‍👧👩‍👦👩‍👦👨‍👧‍👦👩‍👩‍👧‍👦👩‍👩‍👦👨‍👩‍👧‍👧👩🏾‍❤️‍💋‍👨🏽👩🏾‍❤️‍💋‍👨🏽👩🏾‍❤️‍💋‍👨🏽

  3. Аллах – Единственный Господь, сотворивший все сущее, безгранично могущественный и всем управляющий. Ислам – это религия единобожия, которая призывает поклоняться лишь одному Аллаху.
    Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников. (сура Аль-Маида (Трапеза), 72-й аят)

  4. Если вы обращаетесь с мольбой к ним [к идолам и измышленным божествам], они не слышат вашей мольбы, а если бы и слышали, то не ответили бы вам. А в День Воскресения они [те, кому вы поклонялись, кроме Аллаха] откажутся от вашего многобожия. И никто не поведает тебе (о, Пророк) так, как Ведающий (Аллах)!

  5. Необходимо углублять исследования и расширять доступ к новой информации о тенгианстве. С целью систематизации обобщение всех имеющихся знаний о тенгрианстве необходимо создавать институт по изучении тенгрианства. Государство должно выделять средства для статей, научных работ, курсовых и диссертаций, проведения научных конференций и привлечения историков, философов и других специалистов для понимания ситуации и перспектив этого мировоззрения древних тюрков в реалиях современных требований.

  6. В мартовском номере журнала «Мысль» (есть в Интернете) вышла моя статья «Тенгризм». Торегали Казиев

  7. Тенгрианство создало сапиенса. Это мировоззрение, свод морально-этических норм и традиции. Продолжающие жить согласно ему. являются в массе своей рекордсменами планеты по объему мозга, тогда как в целом по человечеству за три тысячи лет средний объем мозга сильно уменьшился. Это происходит из-за упадка морали эти три тысячи лет. Но в связи с процессами, которые происходят в мире и стране — рекордсмены быстро теряют позиции и уже в течении всего нескольких поколений их показатели могут скатиться ниже средних по планете. Зато сейчас они вице-чемпионы мира по разводам, а болонская учеба добьет этико-мораль вовсе. Об этом моя статья «Тенгризм».

  8. Специально для — Армана, Муслима и Мусульманина.

    В Турции есть партия — ««Серые волки» или «Бозкурт»» (тур. Bozkurtlar или тур. Bozkurtçular, официальное самоназвание тур. Ülkücülük — Идеалисты[2]) — турецкая националистическая[3] молодёжная организация.»

    В этой организации все Тюрки дают клятву — «Клятва идеалиста», но Тюрки, которые исповедуют Танры (Тэнгри и т.д.), они дают немного другую клятву (но тоже — «Клятва идеалиста») в отличии от всех Турецких мусульман.
    Есть утверждение:

    «Последователи Тенгрианства среди Серых волков, преимущественно поклонники творчества выдающегося Турецкого поэта, исторического романиста, идеолога Туранизма и сторонника Тенгрианства Нихаля Атсыза, как правило, заменяют арабское обозначение бога «Аллах» Тюркским — «Танры». Последняя фраза в таком варианте — Танры Тюркю корусун (Tanrı Türkü Korusun — Тенгри, благослови тюрков!) принадлежит Нихалю Атсызу. Получается, что Тюрки-Тэнгрианцы дают такую клятву:

    Клянусь Тангры, Родиной и её флагом (Тэнгри или Тангара, получается, говорит — кто/как).

    Наши герои и ветераны могут быть уверены: приверженная идеалам Турции молодёжь продолжит ваше сражение против коммунизма, капитализма, фашизма и любых разновидностей империализма. Наша борьба будет до последнего воина, до последнего вздоха, до последней капли крови. Наша борьба будет за националистическую Турцию, вплоть до [создания] Турана. Приверженная идеалам Турции молодёжь никогда не отступит, мы будем непоколебимы. Мы победим. Мы победим. Мы победим.

    Tanrı Türkü Korusun — Тенгри, благослови тюрков!

    Аминь.

    Возможно, вы будете утверждать, что в Турции, Турецкие мусульмане, они — не совсем «правильные», но это уже — ваше личное дело. Это взято из Википедии.

  9. Не шаманы, а камы. Шаманы — это уже деградировавшее тенгрианство в шаманизм, когда за религией нет государства. От слова кам произошло русское слово камлание.
    У японцев национальная религия синтоизм — ответвление тенгрианства. Иероглиф синто можно прочитать как ками. Верховный ками в Японии был император Японии до 2 мировой войны, потом американцы борясь с милитаризмом запретили ему быть ками