English version

Почему детям президентов нравится диктовать моду?

Общество — 22 июня 2023 14:00
0 -1

Когда Дональд Трамп стал президентом США, а его дочь Иванка – его старшим советником (на безвозмездной основе), она решила закрыть свой бренд Ivanka Trump, который выпускал одежду и аксессуары. Писали, что таким образом молодая предпринимательница хочет избежать конфликта интересов – ведь после инаугурации Трампа его дочери не раз ставили в вину наличие у нее вполне успешного модного бизнеса (вещи Ivanka Trump находились в сегменте «доступной роскоши»). Совсем по-другому поступают дочки президентов стран – бывших союзных и автономных республик СССР: они, наоборот, открывают свои модные и ювелирные дома после того, как их папы становятся президентами. Оглашаем список «принцесс» пост-советского пространства, которым нравилось и нравится диктовать моду.

Гульнара Каримова

Когда сегодня в СМИ пишут о старшей дочери бывшего главы Узбекистана Ислама Каримова – в частности, о возврате в страну ее капиталов – мало кто вспоминает ее бренд GULI. 10 лет назад ситуация была обратной: масс-медиа (и не только узбекские) часто и подробно рассказывали о разных направлениях деятельности Гульнары Каримовой в сфере моды и косметики.

Она запустила свою марку в начале 2000-х, начав с одежды prêt-a-porter. Потом появились коллекция ювелирных украшений, линия натуральной косметики GULI Collection of well-being for Soul&Body и парфюмы.

«Коллекции бренда GULI – это поэтический образ XXI века…» – было написано на главной странице официального сайта GULI collections, упоминание о котором сегодня можно найти только в Twitter и на специализированных парфюмерных сайтах. Там до сих пор «висит» информация о женском аромате Mysterieuse Guli («Таинственная Гюли») с рекламной фотографией Гульнары Каримовой и о мужском Victorious Guli («Победоносный Гюли), «лицом» которого был исполнитель роли султана Сулеймана в сериале «Великолепный век» Халит Эргенч. Впрочем, Халит-бей – не единственная звезда мирового масштаба, имевшая отношение к парфюмерной линии Гульнары Каримовой: сами ароматы создал знаменитый французский парфюмер Бертран Дюшофур (автор Fahrenheit 0 Degree Christian Dior).

Похожая ситуация была и с ювелирными украшениями дочки узбекского президента: в 2009 году на знаменитой выставке-ярмарке часов и ювелирных изделий BASELWORLD в Швейцарии была представлена коллекция Guli для известного швейцарского бренда Chopard. Тогда вице-президент компании Chopard Каролина Груози-Шофель сообщила, что средства от продажи украшений пойдут на благотворительность, которой занимается фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана». Уточним: фонд Гульнары Каримовой.

Впрочем, даже в то время у «узбекской принцессы» далеко не все складывалось гладко: в 2012 году в США отменили официальный показ ее коллекции в рамках Mercedes-Benz New York Fashion Week – этого потребовала противозащитная организация Humans Rights Watch, назвав Гульнару Каримову официальным представителем репрессивного режима и страны, где используется детский труд.

Алия Назарбаева

Если Гульнара Каримова сотрудничала с швейцарской маркой Chopard, то младшая дочь первого президента Казахстана – с итальянским ювелирным Домом Damiani. Первая коллекция Alsara by Damiani (название «собрали» из двух имен – Алии Назарбаевой и ее матери Сары Алпысовны) была представлена в 2011 году, и, как писали модные масс-медиа, «пользовалась таким успехом, что ее решили сделать регулярно обновляющейся линией».

«Alsara – хороший промоушн Казахстана. Коллекция показала всему миру, как разные культурные традиции могут быть связаны и что в одном проекте можно соединить Восток и Запад, прошлое и настоящее», – говорила в 2018 году в своем видеообращении к гостям московской презентации коллекции Алия Назарбаева. К слову, украшения Alsara by Damiani были представлены не только в Казахстане и России, но и в Италии, Великобритании и ОАЭ. Их можно купить и сегодня на официальном сайте – скажем, браслет, своей идеей отдаленно напоминающий казахский «бес блезiк» (розовое золото, бриллианты) стоит 699 700 тг, а браслет, где мотив казахского орнамента создается, опять же, бриллиантами – 8 692 100 тг.

Алия Назарбаева тоже решила не ограничиваться только ювелирным направлением, и в 2016 году представила свой бренд одежды – Alsara Couture. Первая коллекция была выдержана в стиле «деми-кутюр», то есть сочетание pret-a-porter и haute couture. Ну и, конечно, этника – современное прочтение чапана и тюбетейки.

Айшат Кадырова

«Основа мужской коллекции – это мюридский костюм, впервые разработанный кутюрье бренда в 2009 году по заказу Рамзана Кадырова», – говорится на сайте модного дома Firdaws, на арабском языке – «Райский сад». Марка была основана женой президента Чечни Менди Кадыровой, но в 2016 году первая леди республики передала руководство своей 18-летней дочери Айшат. Вскоре Айшат Кадырова показала свою первую коллекцию на Mercedes-Benz Fashion Week Russia в Москве, а потом запустила производство парфюма.

Главное отличие бренда Айшат Кадыровой от марок ее «коллег по происхождению» – здесь занимаются modest fashion, то есть «скромной одеждой», в более узком значении – мусульманской.

«Я считаю, что мусульманская мода и мировая мода уже давно друг с другом дружат. Это видно по показам домов высокой моды», – сказала в одном из интервью Айшат Кадырова.

А министр спорта Чечни Хамзат Кадыров, комментируя награждение в 2020 году главы модного дома медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой», написал в соцсетях: «Это очень закономерное и справедливое признание той многогранной и кропотливой работы, которую Айшат проводит как директор Дома моды FIRDAWS на ниве популяризации красоты и духовности Ислама, прославления лучших традиций чеченского народа».

Осенью 2022 года дом моды Firdaws попал в расширенный санкционный список США – сама Айшат Кадырова, так же, как и ее отец, находится под персональными санкциями, которые включают запрет на въезд и арест активов.


Гульнара Маликова

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.