Почему для Halyk Bank стал важен Береке? - Exclusive
Поддержать

Почему для Halyk Bank стал важен Береке?

На прошедшем Конгрессе финансистов самым обсуждаемым событием оказалась нервная дискуссия между главой Halyk Bank и владельца Kaspi. Но все понимали, что на самом деле Умут Шаяхметова отправила определенный меседж присутствовавшим регуляторам о снижении доли государственного финансирования.

«Вот сейчас новый прецедент создался, государство купило коммерческий банк, который нарушает на сегодня коэффициент достаточности капитала и при этом у него не отзывают лицензию. И при этом агрессивно привлекает депозиты юридических и физических лиц и агрессивно выдает кредиты по пониженным ставкам. Что дальше будет? Сегодня это уже нужно — докапитализировать этот банк и не создавать арбитраж — присутствие банка с государственным участием, который впрямую нарушает коэффициенты достаточности капитала, и опять-таки рынок, коммерческий сектор. Эти правила должны быть едины для всех банков второго уровня коммерческого направления», – с негодованием сказала Шаяхметова, как глава банка, который в свое время совсем не гнушался той самой господдержкой.

Понятно, что речь шла о Bereke Bank. После долгой паузы его возглавил бывший глава Альфа-Банк в Казахстане Андрей Тимченко, который, кстати, в свое время являлся и топ-менеджером Казкома. Кстати, еще в 2017 году он, уже будучи главой Альфа банка, говорил, что без поддержки государства устойчивость банков была бы под вопросом.

Ранее мы уже писали, что Байтерек купил Сбербанк-Казахстан под благовидным предлогом снижения риска «социальной напряженности». Но на самом деле сделка продолжила порочную практику по развитию банковской системы за счет налогоплательщиков.

Тогда председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова заверила, что, несмотря на сокращение активов Сбербанк-Казахстан остаётся устойчивым, платежеспособным, обладает банковской лицензией и полностью стабилен, у него ликвидные активы и высококачественный ссудный портфель. В результате продажи 100% акций новый банк не будет образован, получения банковской лицензии не потребуется, «просто поменяется акционер». Банк обладает достаточным запасом капитала, соблюдает все нормативы и не нуждается в дополнительной капитализации.

Но если это действительно так, то причем тут «риск социальной напряжённости?» В чем смысл покупки частного «платежеспособного» банка государством? За чей счет банкет?

Рынок «проглотил» тот факт, что сам факт покупка Сбербанка полностью противоречит стратегии развития НУХ Байтерек, как государственному институту развития. Впрочем, это противоречит и в целом задаче снижения доли государства в экономике. Не говоря о том, что государство уже потеряло десятки миллиардов долларов при покупке крупных проблемных банков и, судя по всему, этот опыт ничему не научил наших чиновников.

Сегодня НУХ Байтерек судорожно ищет покупателя для Береке, но разве этим не должны были бы заниматься профессиональные инвестиционные банкиры. Если это было бы действительно выгодно, то они уже бы выстроились бы в очередь перед Сбербанком-Россия. Если же это не выгодно, то зачем государство собирается национализировать убытки?!

Как выяснилось, у «устойчивого» и «платёжеспособного» (по информации АРРФР) Сбербанка-Казахстан на самом деле есть серьезные финансовые проблемы. И нахождение под санкциями – только первая из них. В этом контексте ключевой вопрос – зачем в принципе правительство спасало Сбербанк-Казахстан?

До войны в Украине Сбербанк-Казахстан был вторым банком по размеру активов в Казахстане, что по методологии Нацбанка делало его системообразующим банком вместе Народным и Kaspi банками. После того, как началось военное вторжение России и были объявлены санкции США и ЕС, вкладчики Сбербанка в Казахстане (физические и юридические лица) побежали из него, и чтобы расплатиться с ними Сбербанк вынужден был продать часть своего кредитного портфеля и занял у кого-то денег. На конец апреля Сбербанк по размеру своих активов переместился со 2-го на 7-е место, перестав быть системообразующим.

Если у Сбербанка качественный кредитный портфель, то он мог бы легко продать его другим банкам, чтобы оплатить продолжающийся отток депозитов, которых и так осталось не совсем немного по сравнению с банками из первой десятки. То есть, судя по доступной информации, банк самостоятельно может ужаться до нуля и, если у него возникнут проблемы с ликвидностью, то их размер будет сравнительно небольшим и головной банк в России может легко закрыть эти проблемы безналичными рублями, которые остаются конвертируемыми в Казахстане.

Но есть большие опасения, что официальная информация АРРФР по Сбербанку неверна, как это уже было в прошлом с банками Казкоммерц-БТА и Цесна. Тогда тоже официальная информация банковского регулятора говорила, что с этими банками все нормально ровно до того момента, когда общественность вдруг узнала, что государство собирается потратить триллионы тенге на спасение этих глубоко проблемных банков. Очень хочется надеяться, что новый АРРФР не продолжает эту пагубную практику, публикуя недостоверную информацию.

Недавно председатель правления холдинга «Байтерек» сказал центру деловой информации Kapital.kz , что Bereke Bank интересный актив для международных инвесторов потому, что холдинг тесно работает с Управлением по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США, чтобы решить вопрос вывода Bereke Bank из санкционного списка SDN (Specially Designated Nationals). Он оптимистично рассчитывает, что этот вопрос будет решен до конца года.

На вопрос есть ли уже претенденты на покупку Bereke Bank, глава «Байтерека» уклончиво ответил, что холдинг рассматривает различные варианты, поскольку актив считается достаточно интересным для международных инвесторов. Кем считается? «У нас есть уже индикативные предложения. Однако мы считаем, что сначала банк нужно вывести полностью из-под санкций, а потом проводить формальный диалог с инвесторами», – признался он.

Со ссылкой на старшего аналитика AERC Евгению Пак отметил, что говорить о том, сколько времени понадобится для повышения привлекательности Bereke Bank пока сложно. Все будет зависеть от того, как быстро его удастся вывести из-под санкций, а также найти покупателя, который будет согласен купить фининститут без дисконта.

Кроме того, по мнению аналитика, ситуацию усугубил и тот факт, что фининститут в период неопределенности продал хорошие кредиты на 330 млрд тенге, чтобы ответить по обязательствам. Вследствие этого произошло ухудшение ссудного портфеля: доля займов с просрочкой более 90 дней в общем объеме кредитов выросла с 3,65% на 1 января 2022 года до 9,21% уже на 1 августа 2022 года.

Что касается гипотетического иностранного инвестора, то легко предположить, что он может быть обеспокоен тем, «что даже после ребрендинга восстановить прежние показатели без господдержки не удастся. С другой стороны, уже местные инвесторы могут не потянуть покупку банка. Так как Сбер Казахстан за восемь месяцев 2022 года вышел в серьезный убыток в 228 млрд тенге».

На этом фоне легко предположить, что слухи об очередях инвесторов на покупку бывшего Сбера подогревались искусственно. Между тем аналитики напоминают, что условия сделки по покупке «Байтереком» Сбербанка Казахстан не разглашаются, однако транзакция, скорее всего прошла с существенным дисконтом к рынку.

К сожалению, как мы уже писали, в то время как бюджету страны нужны деньги, крупнейшие банки страны очень неплохо зарабатывают на государстве. При этом, самые крупные из них Народный банк и Jusan Bank вполне могут дать мастер-класс, как получить бесплатно деньги от государства и заработать, нечего при этом не делая. И «все» предпочитают умалчивать про этот схематоз.

Напомним, чтобы понять масштабы помощи государства банкам достаточно сказать, что, например, борьба с коронакризисом стоила 6 трлн тенге, а помощь банкам за последние годы – около 5 трлн тенге за четыре года. Для сравнения, в госбюджете Казахстана наибольшей индивидуальной статьей госрасходов является — выплата пенсий. Так, в 2018 году сумма пенсий из бюджета была около 2 трлн тенге. То есть помощь банкам обошлась налогоплательщикам в 2,5 года содержания всех пенсионеров. И, кстати, больше всех на этой государственной «помощи» заработал АО «Халык Банк». Не с этим ли связано особое внимание Умит Шаяхметовой к сделке с Береке Банком?

Максат Нурпеисов




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *