English version

Почему для Узбекистана важен выход к Черному морю?

Политика — 18 июня 2025 12:00
0

Война в Украине создала на геополитическом пространстве Евразии новую реальность, где Центральная Азия обретает исключительное значение в стратегических коммуникациях между Востоком и Западом. Связующая роль региона вкупе с его огромным ресурсным потенциалом открывают широкие возможности для укрепления экономической мощи Европейского союза в стремительно меняющемся мире.

Центральная Азия как формирующийся самостоятельный субъект международных отношений настроена на открытый, прагматичный диалог с Евросоюзом, что было продемонстрировано проведением первого совместного саммита высокого уровня 4 апреля 2025 года в городе Самарканде (Узбекистан). Он позволил обозначить и сверить позиции сторон относительно приоритетов стратегического партнерства, продекларированного в итоговом документе самаркадской встречи, что может стать ценным руководством в реализации обновленной Стратегии ЕС по Центральной Азии, принятой в 2019 году.

На современном этапе сотрудничества Центральная Азия и Евросоюз отдают высокий приоритет развитию торгово-экономических и транспортных связей. Оба направления имеют взаимовытекающий характер, поэтому их нельзя рассматривать обособленно. Интенсификация торговли стимулирует рост грузоперевозок, что требует создание эффективных логистических маршрутов. Тот же эффект, только в обратном порядке, возникает при налаживании надежных транспортных коммуникаций – наличие и разнообразие торговых путей дает импульс увеличению товарооборота.

Исходя из текущих геоэкономических интересов ЕС в Центральной Азии, можно выделить три триггерных точки роста межрегиональных перевозок. Это сотрудничество в сфере торговли, энергетики и критических минералов, где Узбекистан готов выступить ключевым партнером.

Внешняя торговля Узбекистана, включая показатели экспорта демонстрирует устойчивый рост. Благодаря системе преференций GSP+ с 2021 года экспорт в ЕС увеличился почти втрое, достигнув $1,15 млрд. Налажена беспошлинная поставка свыше 1 100 из доступных 6 200 товарных категорий, включая сельскохозяйственную, текстильную, электротехническую и химическую продукцию.

В 2024 году объем международных перевозок грузов в Узбекистане составил порядка 60 млн тонн. Доля европейского направления в нем продолжает расти, что представляется долгосрочным трендом с учетом политики Ташкента по развитию транзитного потенциала республики путем реализации перспективных транспортных коридоров. В этом отношении партнерство с Румынией – одним из крупнейших торговых проводников между Центральной Азией и Европой – представляет критическую важность.

На логистическом треке Узбекистан и Румыния взаимодействуют в рамках масштабной программы TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia) и Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). В 2019 году по предложению узбекской стороны был запущен мультимодальный коридор «Страны АТР-Европа», также известный как CASCA+. В нем задействованы порты Туркменистана, Азербайджана, Грузии, Румынии и Болгарии. Между тем Бухарест продвигает свой проект международного транспортного коридора «Каспийское море – Черное море» (МТК-КМЧМ), где порт Констанца рассматривается в качестве главных ворот в Центральную Европу. Идея соединения двух морей поддержана Ташкентом ввиду его активного стремления диверсифицировать транспортные потоки в западном направлении, а также тяготения к использованию туркменского транзита для выхода к Каспию и Южному Кавказу.

В перспективе представляется возможным гармонизация обоих коридоров, что приведет к взаимовыгодному результату. Это очевидно пополнит состав участников стыковочного маршрута по оси «Китай-Центральная Азия-Европа». Потенциальными интересантами могут стать Кыргызстан и Таджикистан, которые традиционно опираются на транзит Узбекистана при перевозках в ЕС через Каспийское и Черные моря. Строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» с годовой расчетной мощностью до 15 млн тонн, стартовавшее в декабре 2024 года и ее дальнейшее расширение до каспийского порта Туркменбаши повысит провозную способность коридора CASCA+, обеспечивая стабильный грузопоток в направлении румынского порта Констанца. Такое развитие, с одной стороны, укрепит транзитные позиции Ташкента и Бухареста, а с другой – подвигнет страны к усилению взаимной кооридинации по вопросу межрегиональной связности.

Динамичный рост торговли Узбекистана с ЕС, который в 2024 году достиг €6,4 млрд в унисон с далеко идущими планами сторон по углублению инвестиционного партнерства в таких критических отраслях как «зеленая» энергетика и добывающая промышленность, создает прочный задел для интенсификации международных перевозок из Центральной Азии в Европу с использованием транспортной инфраструктуры Румынии. Причем речь идет о доставке товаров широкой номенклатуры, включая энергоносители.

Обладая стратегическим расположением на перекрестке торговых путей Европы, крупнейшим портом на Черном море, а также интегрированной сетью железных и автомобильных дорог, Румыния по праву претендует на роль транзитного энергетического хаба. Страна содействует продвижению Южного газового коридора, направленного на диверсификацию источников поставок энергии на европейский рынок. Проект вызывает особый интерес среди государств Центральной Азии, которые стремятся расширить географию экспорта энергоресурсов, активно взаимодействуя в этом направлении с Азербайджаном и Грузией, выступающими ключевыми транзитными узлами в поставках между Центральной Азией и ЕС.

Узбекистан активно наращивает мощности солнечной и ветровой энергии, доля которых в энергобалансе страны должна составить 54% к 2030 году. Примерно 10−15 млрд кВт/ч электроэнергии будет передаваться в Европу. В этих целях формируется «зелёный энергетический коридор», который предполагает прокладку кабеля по дну Каспийского и Чёрных морей. Партнерская инициатива Узбекистана, Казахстана и Азербайджана перекликается с стратегической задачей Румынии стать распределительным узлом энергопотоков из Южного Кавказа и Центральной Азии, что позволит вывести узбекско-румынские отношения на качественно новый уровень.


Наргиза Умарова

Старший научный сотрудник Института перспективных международных исследований УМЭД, аналитик ННУ «Bilim karvoni», Узбекистан

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.