Почему казахи плохо и мало говорят по-английски - Exclusive
Поддержать

Почему казахи плохо и мало говорят по-английски

На протяжении более десяти лет Казахстан находится в аутсайдерах по уровню знания английского языка в рейтинге EF English Proficiency Index (EF EPI). Что делать Казахстану для улучшения своих позиций в этом рейтинге? Главное – не паниковать, а настойчиво работать, считают казахстанские филологи.

Эксперты Международной языковой академии EDU Stream рассказали о стандартах этого рейтинга, на что важно обращать внимание и как улучшить отечественные показатели по иностранному языку.

EDU Stream – международная языковая академия с офисами в Алматы, Астане, Москве и Вене, основанная в 2014 году как школа английского языка. Сегодня она переросла в многоотраслевой кластер, создавая учебники по английскому, французскому, немецкому и русскому языкам, проводит бесплатные семинары для школьных учителей, оказывает консалтинговые услуги по поступлению в зарубежные учебные заведения и консультации по профориентации.

EDU Stream является эксклюзивным представителем Британского издательства Express Publishing в Казахстане. 70% школ Казахстана обучаются английскому языку по УМК Express Publishing в соответствии с программой обновленного содержания министерства просвещения РК.

Прежде всего, пояснили педагоги, EF EPI – это стандартизированный тест, отражающий навыки чтения и восприятия иностранной речи на слух. И только! Соответственно, в данном тесте не проверяются такие способности респондента, как разговорная или письменная речи. Целью EF EPI является определение, к каким из 6 уровней владения английским языком (в соответствии с классификацией CEFR – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком) обладает человек. По результатам тестирования страна попадает в один из рейтингов по уровню знаний английского языка.

Наши граждане на протяжении тринадцати лет участия в данном рейтинге набирали 412-447 баллов, что говорит о низком уровне владения английским языком. Это означает, соотечественники, участвовавшие на этих тестах, могут на английском языке рассказать о себе (имя, возраст, страна), понимают простые символы, способны понять и дать указания иностранному туристу.

– Особо хочу отметить, что международный рейтинг EF EPI – это рейтинг стран по уровню английского языка у взрослого населения, – пояснила Генеральный директор Международной языковой академии EDU Stream Наталья Мухамеджанова. – К примеру, в 2024 году тест проходили казахстанцы в возрасте от 18 лет. Если учесть, что мы в этом рейтинге участвуем вот уже на протяжении 13 лет, то средний возраст тестируемых – 26 лет. Соответственно, это показатели прошлых, а не нынешних образовательных программ. И это говорит скорее о низком уровне подготовки по английскому языку в университетах и колледжах, а не в школе. И еще важный момент, если смотреть на все показатели тринадцати лет, то все же результат показывает, что мы не падаем вниз, а держимся на одном уровне – что уже хорошо.

В мире множество разных тестов, однако лидерами на сегодняшний день остаются IELTS и TOEFL, считает Диляфруз Сайлаубекова, директор академического развития и экспертизы компании EDU Stream. В компании работают педагоги филологи и эксперты по иностранному языку с многолетним опытом не только по обучению английскому языку, но и разработке школьных учебников английского, французского, немецкого и русского языков. Эти тесты охватывают полный спектр навыков речевой деятельности человека: умение читать, писать, говорить и слышать. Поэтому, по словам экспертов, необходимо всегда помнить, что тест выводит средний балл по всем показателям. И для того, чтобы улучшить знание иностранного языка, необходимо относиться к этому достаточно серьезно.

Что же качается рейтинга EF EPI, то к нему у экспертов есть много вопросов. Так как рейтинг добровольный и спонтанный, то совершенно неизвестно, кто именно, какие люди, с каким багажом знаний его проходит. И неизвестно даже сколько человек из Казахстана его прошли! Их может быть как тысяча, так и сто, и десять… Этих данных организаторы рейтинга на предоставляют. К тому же, заявленная изначально ограниченность критериев оценки не позволяет полностью доверять его объективности, считают эксперты. И уж, во всяком случае, ничего не говорит о состоянии изучения английского во всей стране.

Впрочем, организаторы этого международного рейтинга такой задачи и сами не ставят. На своем сайте они признают, что репрезентативность рейтинга носит ограниченный характер – он прежде всего направлен на взрослых. «EF EPI— это широкий тест взрослых людей трудоспособного возраста по всему миру с использованием общего метода оценки. Другого набора данных сопоставимого размера и объема не существует, и несмотря на его ограничения, мы, как и многие политики, ученые и аналитики, считаем, что наши результаты—это важный ориентир в глобальной дискуссии об обучении английскому языку.»

Взрослые, обучавшиеся по старым программа и методикам, очень часто забывают английский язык. Как и любой инструмент, который долго не используется, языковые навыки разрушаются, уходят из памяти. Поэтому, считают педагоги, к иностранному языку человек должен относиться активно – продолжать учить его, стараться общаться, читать книги на нем. Человек должен ощущать, что английский язык ему нужен, ему интересно общаться на нем.

– Для изучения иностранного языка очень важна мотивация. И для достижения этой цели мы на протяжении 8 лет проводим конкурс «EDU Stream Zhuldyzdary» для учеников и учителей школ страны. И с 2016 года – с момента внедрения обновленной программы обучения – мы видим улучшение уровня и популярность английского языка в среднем образовании.

– Я всегда говорила и повторюсь: важно не мешать детям учиться! Они показывают хороший результат. Мы все видим, что большинство современных детей говорят на двух иностранных языках. – заявила она. – Они имеют другие навыки и более способны к коммуникациях, чем старшее поколение, которое участвовало в тесте EF EPI. Ведь рейтинг показывает, что мы, старшее поколение, в общей массе, сами владеем английским языком на уровне «очень низкий».

Второй важный момент: наши учителя должны в срочном порядке максимально ответственно поднимать свой уровень английского языка, свою функциональную грамотность, читательскую грамотность, совершенствовать свои методики и ИКТ. Нужно честно признать, что наши педагоги сегодня не всегда могут эффективно обучать современного ребенка. Нам нужно самим меняться, иначе сопутствующая проблема, с которой мы столкнемся в будущем – это Искусственный Интеллект, – считает Наталья Мухамеджанова.

Слова коллеги подтвердила Сауле Алимгазы, Академический директор Алматинской школы EDU Stream. Она рассказала, как по новым методикам учатся сегодня дети и какие замечательные результаты приносит такое обучение.

Но с педагогами в стране действительно тяжело. Прежде всего, их банально не хватает. Многие не владеют современными методиками обучения. Наталья Мухамеджанова рассказала о случаях, когда педагоги «в штыки» принимали современные учебники по иностранному языку только потому, что те требовали от них гораздо больше знаний и активности, чем старые. В Казахстане, как рассказали эксперты, практически потеряна база обучения немецкому, французскому языку. На всю страну у нас осталось практически примерно по 150-200 педагогов по этим видам языкового обучения… Вот на чем должны быть сосредоточены усилия педагогического сообщества и соответствующих государственных органов.

На сегодняшний день в перечне Министерства просвещения английский язык представлен 5-ю ведущими международными издательствами, по учебникам которых учат английский язык во всем мире. У учителей отечественных школ по этому предмету достаточно большой выбор разработанных учебно-методических комплексов. Это значит, школьники страны занимаются по самым лучшим методикам английского к мире, другой вопрос – уровень педагогов.

Академия EDU Stream создал свой пул ведущих методистов и международных авторов, который перерос в метод-лабораторию и уже несколько лет разрабатывает и проводит уникальные бесплатные обучающие семинары и вебинары в разных регионах Казахстана. Но результаты положительные обновления учебных программ мы увидим, по мнению экспертов, не раньше, чем нынешние старшеклассники войдут во взрослую жизнь. Так что придется подождать еще несколько лет, чтобы результаты международного рейтинга нас не огорчали.

Дмитрий Слинько




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *