Почему казахи стали беспамятным народом?
В РФ всюду устанавливаются памятнику Сталину. Сейчас, как утверждает Википедия, их количество достигло 36 и, вероятно, будет увеличиваться:
«…1 июня 2021 года установлен парный памятник Ленину и Сталину в Обнинске Калужской области… Этот случай стал вторым в истории современной России. Первый памятник «Ленин и Сталин в Горках» был восстановлен в 2003 году и располагается в Скуратово Тульской области…»
«В декабре 2022 года в Татарстане в Набережных Челнах, на территории частной школы, установлен оригинальный памятник Сталину…»
«15 августа 2023 года в Великих Луках в Псковской области, на территории завода «Микрон» был открыт памятник (в полный рост) И. В. Сталину».
Ностальгия по империи
– В России идет возрождение имперского дискурса, – утверждает доктор исторических наук Еркин Абиль. – Если отбросить оценочные суждения, то Сталин – это фигура, которая во многом является олицетворением советского империализма, централизованной власти, и, безусловно, роста международного авторитета после победы во Второй мировой войне. То есть обращение россиян к фигуре Сталина – это в какой-то мере психологический ответ на снижение роли их страны в мировом пространстве после распада СССР.

Но это не означает, что в других постсоветских странах отношение к Сталину такое же. Социолог, профессор Бирмингемского университета Каглар Кейдер назвал империю (любую) пережитком прошлого. Ее век прошел, как только началось интенсивное развитие экономики, а СССР являлся моделью экстенсивного, не модернизированного государства, которую Сталин довел до совершенства.
Но в Казахстане модель развития государства, как известно, направлена на строительство демократического государства с его либеральными институтами, поэтому сталинская модель не может вызывать у нас симпатии. Это – не говоря о трагическом опыте нашего народа, связанном с именем Сталина. Норманн Неймарк, американский историк, специалист по темам геноцида и этнических чисток, утверждает, что политика Сталина, как, впрочем, и вообще партии большевиков, была прагматичной. Он никогда не призывал уничтожать конкретно украинцев и казахов, но считал, что нужно уничтожить экономические и культурные условия, делающие украинцев – украинцами, а казахов – казахами.
К примеру, кратковременный союз в 1920-х годах с движением «Алаш Орда» был вызван необходимостью привлечь на свою сторону единственную в Казахстане по-настоящему авторитетную политическую силу.
Затем была коренизация образования. Сталин и его соратники понимали, что пропаганда, имеющая целью советизацию казахского общества, должна вестись на том языке, который понимает большинство населения.
О том, что советскому режиму интересно не образование как таковое, а именно основанное на советской идеологии, говорилось повсюду – из этого секрета не делалось.
Все, что не соответствовало этим критериям, истреблялось разными видами репрессий. Начавшись в первой половине 1920-х годов, они продолжались вплоть до последних месяцев советской власти. Во времена Сталина репрессии были наиболее бесчеловечными. Голодоморы и поголовное уничтожение интеллектуальной элиты были одной из таких форм.
– А почему голодомор в Украине международное сообщество признало геноцидом, а в Казахстане – нет, хотя в процентном отношении пострадавших у нас было больше?
– Для признания голодомора геноцидом требуется инициатива пострадавшей страны. Но я, например, как историк-исследователь, считаю, что прежде чем поднимать какой-то политический вопрос, нужно его тщательно изучить. Украина ведь провела очень большую работу по сбору фактических доказательств. Им это легче было сделать, потому что документов, подтверждающих геноцидальный характер политики Сталина, – решений партийных пленумов, исходивших лично от него писем и записок, направленных на борьбу «с украинским национализмом», – по Украине было гораздо больше, чем по Казахстану. Он очень сильно опасался излишней самостоятельности Украины. Если Алашская автономия добровольно объединилась с Россией, то там фактически было провозглашено независимое государство, где успело смениться два правительства – Скоропадского и Петлюры. И тем не менее вопрос о признании геноцида в Украине решался международным сообществом очень долго. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) в свое время принимала решение о том, что голодоморы и массовые репрессии являются преступлением против народов Украины и Казахстана, но парламенты многих западных стран признали голод в Украине актом геноцида гораздо позже. Многих подтолкнул к этому военный конфликт, спровоцированный Россией.
Если исходить из юридических принципов, то преступления сталинского режима в Казахстане тоже могут быть признаны геноцидом. Но для этого нужно, повторюсь, обращение (инициатива) Казахстана в международные организации.
– Апологеты Сталина говорят, что когда нацистская Германия напала на СССР, то все народы грудью встали на его защиту, хотя, воспользовавшись ситуацией, вполне могли выйти из состава Советского Союза.
– Это чистой воды манипуляция. Во-первых, в рядах Вермахта (вооруженных сил нацистской Германии) воевали так называемые вспомогательные войска, состоящие из граждан СССР. Среди этих коллаборантов было порядка 40 тысяч казахов, узбеков, кыргызов, почти миллион русских и полмиллиона украинцев.
Во-вторых, если брать Казахстан с конца 1920-х до 661937 года, то практически вся более или менее самостоятельно мыслящая интеллигенция была уничтожена. Поэтому формирование общественного мнения осталось исключительной прерогативой государства, а именно – партии большевиков. Высказываться в духе, противоречащем официальной линии, стало опасно для жизни, альтернативное мнение после 1936 года ушло даже не на кухню, а в подполье.
В-третьих, те, кто воевал на фронтах Второй мировой (Отечественной) войны, выросли в условиях, когда никакой оппозиции уже не было и выход из состава СССР нигде серьезно не обсуждался.
Когда память – это ад
– Почему у казахов как будто бы выпал из памяти целый пласт истории, связанный с голодомором?
– Страх! Казахи, воевавшие на фронтах Второй мировой, – это дети, выросшие во время голода и репрессий. Очень многие, если посмотреть биографии участников войны – это детдомовцы, которые фактически не знали своих родственников. Никто ведь не говорит про то, как Маншук Маметова оказалась в одном из детдомов Ленинграда. Ее отец был репрессирован, а с дядей, который жил в этом городе, она не общалась.
Мои чудом выжившие во время чудовищного голодомора собственные бабушка и дедушка вообще не хотели вспоминать свое детство, их память была для них адом. Да и советская пропаганда тоже сделала свое дело, а самое главное – выбора не было. Умные люди понимали, что фашизм – не лучшая альтернатива советскому режиму.
Первый казахский диссидент Мустафа Шокай после беседы с Гитлером и посещения концлагеря для военнопленных заявил министру иностранных дел Германии Розенбергу, что сотрудничать с нацистским режимом не считает возможным. Он, собственно говоря, являлся рупором мусульманской миграции, которая, кстати, как выясняется сейчас, поддерживала отношения с нашими партийными лидерами. Есть очень интересное письмо Сталина в партийную организацию Казахстана по поводу газеты «Ак жол», издававшейся в 1920-25 годах в Ташкенте как орган ЦК Компартии Туркестанской автономной республики, а в 1925-26 годах в Шымкенте как орган Сырдарьинского губкома ВКП(б). Оно появилось после того, как ему перевели один из ее номеров. По словам Сталина, материалы газеты полностью повторяют то, что говорит «белоэмигрантский публицист Шокай» в своих статьях за рубежом. Считается, что именно с этого письма началась волна репрессий конца 20 годов против высших слоев казахского общества, известная под названием «Малый Октябрь».
Но тем не менее, в 1941 году Сталин здорово струхнул. С началом войны он поменял риторику своих выступлений и стал обращаться не к классовым мотивам, а к национальным и религиозным. Было дано добро на изучение истории, связанной с именами «проклятых поработителей народа». В Казахстане, например, историком Ермуханом Бекмахановым было начато изучение национально-освободительного движения двадцатых-сороковых годов XIX века под предводительством последнего (нетитулованного) казахского хана Кенесары Касымова. ЦОКС (объединенная киностудия, эвакуированная в Алма-Ату) сняла фильм об Иване Грозном. Более того – по приказу Сталина в декабре 1941 года самолет с иконой Богородицы на борту облетел окруженную врагом Москву.
Однако сразу после войны генсек Сталин стал раскручивать тему «великого русского народа», и в СССР началось строительство не классовой, большевистской, а вполне откровенно русской национальной империи. То есть на фоне победы во Второй мировой войне он начинает открыто возрождать Российскую империю со всеми присущими ей дискурсами.
В это время меняется концепция по присоединению Казахстана к России. Если в 1930-1940-е годы это считалось абсолютным, а потом относительным злом, то в послевоенный период возрождаются все дореволюционные дискурсы о том, что вхождение народов в Российскую империю было для них абсолютным благом, и в 1950-е годы началось преследование историка Ермухана Бекмаханова, исследовавшего эту тему: его посадили на 25 лет.
Следом начинается борьба с национальными языками, продолженная при преемнике Сталина Никите Хрущеве. В 1961 году, на XXII съезде партии, он заявил, что в будущем в СССР появится единый советский народ, знать свои языки большой необходимости нет, всем надо учить русский язык, который культурно объединит советских граждан. В 1960-1970-х в СССР процесс русификации, начатый Сталиным после Второй мировой войны, шел повсеместно: часы, отведенные на изучение национальных языков, были сокращены, а знание русского языка стало обязательным для всех.
Коренизация, целина и Шаяхметов
– А с какими процессами была связана упомянутая вами коренизация – обязательное знание языка коренного народа республик, входивших в состав СССР?
– Дело в том, что когда в 1919 году был создан Казревком, а в 1920-м – Киргизская (Казахская) автономия, большевики столкнулись тем, что кроме алашординцев, выступивших с идеей всеобщего образования, других грамотных людей для административного управления краем нет. Казахи не воспринимали и не понимали чиновников, приехавших управлять Казахстаном из России. Эти профессиональные революционеры, прожив значительную часть своей жизни в Европе, даже о российском крестьянстве имели достаточно смутное представление, не говоря о казахах, кыргызах, узбеках и т.д. Вот тогда и возникла идея коренизации национальных окраин бывшей Российской империи. Ленин и Сталин решили привлечь на свою сторону население окраин, создав позитивную дискриминанту в виде открытия национальных школ и включения вчерашнего простого люда в управленческий аппарат. И примерно до 1925-1927 годов в Казахстане проводилась политика коренизации – все, кто работал в аппарате, должны были знать язык коренного населения. Кроме того, земля стала распределяться в пользу местного населения, прекратилась переселенческая политика, когда крестьянам из России и Украины отдавались лучшие земли. Но такое заигрывание продолжалось недолго. Уже в 1925 году Сталин столкнулся с тем, что национально ориентированная коммунистическая организация в Казахстане стала чересчур влиятельной. Алашординцев к этому времени уже отстранили от власти, но местные коммунисты – Смагул Садвокасов, Султанбек Ходжанов и другие – все равно находились под их влиянием. Они после распада в конце 1924 года Туркестанской автономной советской социалистической республики устроили мощнейшую акцию по передаче Ташкента в состав Казахстана, сопровождавшуюся массовыми демонстрациями. Кроме того, казахские коммунисты выступали за то, чтобы Казахстан был не автономной республикой в составе России, а также, как Узбекистан и Туркмения, союзной в составе СССР.
Слегка перепуганная Москва в своем специальном постановлении заявила, что ЦК не против создания еще одной союзной республики, однако этот вопрос надо тщательно изучить, чтобы знать – смогут ли казахи жить самостоятельно, а пока всяческие обсуждения этой темы запрещаются.
После этого Сталин прислал в Казахстана Филиппа Голощекина. Тот начал с того, что стал насаждать, во-первых, среди казахских коммунистов групповую борьбу. Во-вторых, заявил, что социализм в Казахстане формальный, аул остался традиционным, а все Советы находятся под влиянием «байских элементов», которые являются экономической основой национальной оппозиции Казахстана. Чтобы уничтожить ее (оппозицию), надо вначале расправиться с «байством».
Это совпало с общей политикой Сталина по борьбе с крестьянством, кулачеством и продвижением коллективизации. В Казахстане национальную оппозицию он уничтожил руками Голощекина, при котором коренизация – обязательное изучение казахского языка, внедрение делопроизводства на нем, увеличение процента казахских кадров в управленческих аппаратах – не успев начаться, была свернута. Второй ее виток усилиями местных партийных лидеров, в первую очередь – Жумабая Шаяхметова, возродился (совсем ненадолго) при Хрущеве. Он, собственно говоря, был первым и единственным казахом, руководителем партийной организации Казахстана, который начал активно внедрять местные кадры. Но когда Шаяхметов выступил против целинной эпопеи, то вторая волна коренизации также была свернута, и русификация Казахстана была продолжена с удвоенной силой.
– А почему Шаяхметов был против целины?
– Есть воспоминания Хрущева, где, он объясняя, почему снял Шаяхметов, рассказывает подноготную этой истории. Тот, зная, что у самих казахов не хватит сил освоить целину, всячески противился приезду жителей других республик, опасаясь, что в процентном соотношении коренного населения станет еще меньше и казахи потеряют свою национальную идентику.
– Следовательно, неслучайно многие считают его героем своей эпохи.
– Он – продукт сталинской эпохи, который будучи сотрудником спецслужб, занимался связями СССР с китайскими казахами. Когда в Восточно-Туркестанской республике (государство – сателлит СССР, существовавшее в 1944-1949 годах на территории трех северных округов провинции Синьцзян Китайской республики) шла гражданская война, Шаяхметов, тесно общаясь с одним из лидеров национально-освободительного движения тюркских народов в Северном Синьцзяне Оспаном-батыром, готовил на территории Казахстана казахских диверсантов из граждан Китая – командиров для повстанческих сил. Словом, был резидентом советских спецслужб в Китае, и многие моменты, связанные с деятельностью СССР на территории Восточного Туркестана, шли через него. В конце 1940-х годов он начал делать карьеру по партийной линии. Некоторые упрекают его в преследовании инакомыслящих. Но эти нападки в его адрес являются несправедливыми, так как он работал во внешней разведке, где отвечал за китайское направление – за живущих там казахов и уйгуров.
– Сейчас раздаются голоса, призывающие не рассекречивать архивы, чтобы не будоражить общество. Вы с этим согласны?
– Категорически нет. В прошлом у нас было очень много тяжелых ошибок, но если не предать огласке архивные материалы, то, что было, может быть воспроизведено в настоящем и будущем, что мы сейчас и видим на примере России. Однако сделаю оговорку: то, что Россия и СССР были империями, вовсе не означает, что мы сегодня должны предпринимать какие-то антироссийские действия. История существует не для сведения счетов, а для того, чтобы извлекать из нее какие-то уроки и взаимодействовать с соседями, исходя исключительно из сегодняшних интересов.
Пример надо брать с Франции и Германии. Они когда-то много лет воевали друг с другом. Но сейчас это два экономических партнера и союзника. И не будем забывать – советской империей правил не русский народ, а внеэтничная, партийно-хозяйственная номенклатура, которая использовала энергию народа для достижения каких-то узких целей. Русификация развивалась не потому, что было очень хорошее отношение к отдельно взятому народу и его языку, а исключительно из прагматических целей, потому что большинство населения СССР составляли русские, и традиционно, начиная с Российской империи, русский язык был официальным языком делопроизводства.
Да, бытовой национализм со стороны русских был побольше, чем у других народов, потому что им намеренно внушали – вы самые лучшие и культурные. Но мы же видим, что собственно национальная культура и в России тоже не развивалась. Ведь почему появились писатели-деревенщики Астафьев, Распутин и другие? Потому что они видели, что корневая русская национальная идентичность размывается и ассимилируется в общесоветскую. В Казахстане это было не столь заметно, потому что для нас все советское отождествлялось с русскими, которые «живут за счет национальных республик». А в центральной России, наоборот, считали, что она, Россия, кормит национальные республики. То есть никто не был доволен империей под названием Советский Союз.
Фото из открытых источников
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.
Русский, в чем сплошное вранье? Можешь обойтись без общих слов в духе Пескова по принципу «лишь бы сказать против»
Сталин был генералиссимус, зато ему памятники необходимо ставить, в том числе и в Казахстане. Голодомор был во всех областях РСФСР.
Сплошное вранье националиста.
Когда то,Сталин убил моего деда,так же как Питун убивает ему подобных сейчас. И ни какие «если бы»,тогда, и » не всё так однозначно «сейчас,это не оправдают . Моё мнение может не совпадать с мнением глубинного народа,но мне как-то всё равно))
Очередная госдеповская агитка. Достижения Сталина бесспорны — победа в ВОВ, индустриализация, космическая программа. Понятно, что американских sponsors это не устраивает.
Точные, мудрые и взвешенные слова. На ум приходят слова Мераба Мамардашвили: » Россия существует не для русских, а посредством русских».
Интересно кем бы сейчас был автор и эксперты если ли бы не империя СССР
Хорошо сказано. Точно.
Спасибо.