Почему казахи забыли о своей первой Конституции партии Алаш
В Казахстане 30 августа отмечают День Конституции, но мало кто знает, что первую Конституцию казахов в далекие царские времена, еще в 1911 г., создал Барлыбек Сырттанов по просьбе руководителя партии «Алаш» Алихана Бокейханова. Многие ее положения сегодня стали еще более актуальны.
Ликург – великий спартанский законодатель, живший в 9-веке до нашей эры. Отец его был царем Спарты и погиб в одной из уличных стычек. Ликург правил Спартой в качестве опекуна своего племянника Харилая. Он учредил совет старейшин – Герусию, в который было 30 членов – 28 самых авторитетных людей старше 60 лет и два царя. Причем Герусия разрешала споры и давала указания даже царям. У народа должна быть высшая власть и сила, считал Ликург, поэтому учредил народное собрание – Апеллу, которая и выбирала членов Геруссии, а также контролирующий царей и правительство орган – Эфорат, тоже избираемый Апеллой. Спарта стала государством с ограниченной царской властью. Ликург создал общество равных, заставил олигархов отдать свои земли государству, затем разделил государственную землю на равноценные неотчуждаемые участки – клеры – каждой семье Спарты. Нечто подобное мечтал создать Барлыбек Сырттанов для своего народа.
В Казахстане 30 августа отмечают День Конституции – в честь принятой в 1995 г на всеобщем референдуме. Это третья Конституция, разработанная по инициативе Елбасы и утвержденная на всеобщем референдуме, после разгона Верховного Совета Депутатов в 1994 г. К сожалению, эта Конституция была сформирована под автократическую модель, когда все решает президент страны: назначение акимов в области, министров в Кабинета министров, судей – вплоть до районного уровня, депутатов в мажилис и в Ассамблею народов Казахстана, руководителя Центральной избирательной комиссии и Счетной Палаты и так далее.
Но мало кто знает, что первую Конституцию казахов в далекие царские времена, еще в 1911 г., создал патриот из рода Найман-Матай-Каптагай Барлыбек Сырттанов, назвавший свой труд «Казак Елінің Уставы» по просьбе руководителя партии «Алаш» Алихана Бокейханова. Оба они тогда приехали в Санкт-Петербург для восстановления избирательных прав казахов, ликвидированных Столыпиным, а также защиты прав и земель казахов Семиреченской области, отнятых русскими переселенцами.
Текст прошения составили Барлыбек Сырттанов с Ибрагимом Жайнаковым, а приняли решением 50 делегатов – казахов из всех волостей и уездов Семиреченской области на тайном съезде в с. Узун-Агаш. Собраться удалось под предлогом празднования 50-летия битвы российских войск с Кокандским ханством, когда в 1860 г. его войска были разбиты под Узун-Агашем. Праздник проводили здесь же, с участием генерал-губернатора, днем. Так делегаты тайного съезда сумели собраться и вечером провести съезд. А. Бокейханов ввел пункты Устава в Программу партии «Алаш» и в Программу первой казахской республики «Алаш Орда», просуществовавшей три года – с 1917 г. по 1920 г. – со столицей в Семее.
СССР сделал все, чтобы уничтожить все следы этого события. Только в 1965 году о нем впервые написал земляк Барлыбека из Аксуского района Талды-Корганской области, писатель-фронтовик Танирберген Калилаханов на казахском языке, назвав статью «Сырттанов Барлыбек кім еді» в газете «Акикат». Лишь после обретения независимости появилось научное исследование, проведенное Сакеном Озбекулы под руководством академика С. Зиманова. Результатом исследования стала книга «Барлыбек Сырттанов», изданная в 1996 г. С тех пор и по настоящее время вышло более 50 научных, публицистических и даже стихотворных публикаций. Поэтесса Гулбакыт Касен-кызы опубликовала в областной газете «Жетісу» (16. 14. 2017 года, № 138) прекрасную поэму «Алаштың Барлыбегі».
С тех пор появилось целое направление в исторической науке под названием «Барлыбектану». Одним из самых эффективных стал молодой исследователь Елдос Токтарбай. Все публикации о Барлыбеке Сырттанове, а также текст Устава есть в свободном доступе в Интернете, на казахском и русском языках.
Большая часть положений Устава стала еще более актуальной сегодня, спустя больше века. Вот некоторые из них.
3. Бұдан былай Қазақ елі Россиямен достастық, яғни доминион дәрежесіндегі қарым-қатынаста болып тұрады – Казахский народ будет находится по отношению к России в форме доминиона. Этого не было до обретения независимости в 1991 году.
4. Қазақ елінде ең басшы орыны – Ұлт мәжілісі. Оған дауыспен өткендер Қазақ елінің басшысы Президентті төрт жылға сайлайды. – Самым гланым органом управления казахского народа является Национальное собрание – мажилис. Те, кто прошел в состав мажилиса, избирают Президента на 4 года.
К сожалению, до сих пор управляет народом не мажилис, а президент, сроки правления которого продлевались последние 30 лет.
5. Бір Президент екі реттен асып ел билеуге хұқы жоқ.Президент не имеет права быть избранным более, чем на два срока.
13. Қазақ елінде адам баласының еркін сөйлеуге, ұйым құруына һәм партияларға кіруіне тыйым жоқ. В казахском народе нет запрета на свободу слова, на создание обществ и партий каждому желающему гражданину. Тем временем, у нас до сих пор негласно запрещена регистрация партий, кроме «Аманата» и 5 провластных партий. То есть полностью не исполняется 13 пункт Устава.
15. Қазақ елінде соттың рұқсатынсыз адам баласы ұсталмайды, абақтыға қамалмайды. Ұсталғандарға сот 24 сағатта хүкім беруі шарт, болмаса қамаудан босатылады. Законды бұзумен қамаған сот алдында сазайын тартады. Никто не может быть арестован иначе, как по решению суда.Если в течение24 часов суд не вынес определение, гражданин освобождается. В случае незаконного ареста нарушители этой нормы должны быть наказаны.
Все эти годы мы являемся свидетелями несоблюдения этой нормы.
24. Қазақ елінде бар судьялар Ұлт мәжілісіне өмір бойы сайланады. Законды бұзған һәм орындамаған судьялар орындарынан алынады.
У казахов все судьи избираются пожизненно решением депутатов Национального Мажилиса. Судьи, нарушившие Закон, освобождаются от должности.
Мы знаем, что у нас до сих пор судьи назначаются президентом, поэтому они полностью зависимы. Законы нарушаются судьями сплошь и рядом, но пока мы не видели ни одного резонансного увольнения судьи.)
26. Судьялар қазақ тілін білуі шарт. Басқа нәсілдердің сотта өз тілдерінде сөйлеуге хұқы бар.
Все судьи должны знать казахский язык. Другие участники судебного процесса имеют право говорить на своем языке – Единственный пункт Устава, который, к счастью, соблюдается сейчас.
Правда о Барлыбеке
К сожалению, в биографии этого выдающегося человека до сих пор много белых пятен. Почти все исследователи его трудов и биографии взяли за основу тезис из книги С. Озбекулы «Сырттанов Барлыбек» от 1996 г. где автор пишет, что он родился и умер в Капальском уезде, местечке Карашокы, возле Арасана. На самом деле Барлыбек родился и умер в Суттигене, отделении с. Кызылту, Аксуского района.
Автору довелось в детстве, в 1962-1969 годах общаться с потомками Сырттана в Аксуском районе, где в то время жил пожилой правнук Сырттана по имени Кумаркан, игравший по вечерам в Аксуском народном театре роль Абая. Руководителем театра был тот самый писатель и фронтовик Танирберген Калилаханов, первым написавший про Барлыбека. Видимо, первые сведения о Барлыбеке писатель получил от своего актера Кумаркана. В селе Кызылту (ныне Аул Сырттанова) жил еще один правнук Сырттана, учитель в школе – Найманханов Мырзабек. Моя двоюродная бабушка Нуржикен, жена дедушкиного брата – Сыздыкова Нуртлеу, была правнучкой Сырттана и знала всю родословную своих родственников. По словам этих трех потомков Сырттана, Барлыбек родился в местечке Суттиген весной, приблизительно в мае 1866 г, ныне отделении совхоза Кызылту, который в 2016 г. переименовали в Аул Сырттанова. В то время, естественно, не было ЗАГСов и дату рождения ребенка письменно не регистрировали. В Интернете есть текст дневника сына Барлыбека, Какена – «Сары дәптердің сыры», в котором он прямо пишет о том, что отец его Барлыбек родился в Суттигене и умер у него же на руках тоже в Суттигене.
И последнее. В Аксуской районной интернет – газете ««Аксу өңірі» опубликованы цикл публикаций о Барлыбеке, в одной из которых местный исследователь-писатель опубликовал творчество своего земляка и привел стихи, написанные самим Барлыбеком. Вот те строки, которые он написал, летом приехав в Суттиген в 1914 г. для лечения кумысом от туберкулеза, и которые не оставляют сомнений о месте его кончины:
«…Қайта оралдым, қамығып Суттігенге
Патшамен алысып бітті демім де
Қаламымда жұрмейді бурынғыдай…
На русском языке звучит примерно так:
«Опять вернулся я уставший в Суттиген
В борьбе с царем опустошилась моя душа
И даже перо не пишет как раньше …»
Мало кто знает, что Барлыбек, кроме Устава, опубликовал статью «Ынтымак ережесі», в которой прописал, как и по каким правилам должен жить казахский аул. В качестве примера он взял аул Боконбай. К сожалению, распри, барымта, сутяжничество и другие пороки казахов, осужденные еще великим Абаем, коснулись и семьи Барлыбека. Дело в том, что, по рассказам потомков Сырттана, отца Барлыбека звали не Сырттан, а Дуйсенбі. Дедушку звали Батырқул, сокращенно Баке, а по-русски Бакы. У него было несколько братьев, которые враждовали настолько, что братья накинулись на Батыркула с намерением убить его, и тот вынужден был с семьей бежать к родственнику по имени Шакы, когда Дуйсенбі было не более 7 лет. Родственники приняли семью Бакы хорошо, а чтобы мстители в будущем не причинили вреда мальчику Дуйсенбі, посоветовали переименовать его. Недолго думая, все единогласно решили назвать мальчика Сырттан – что по казахски означает «Сырттан келген», что по-русски переводится как «пришлый». Вот так и пошла фамилия Сырттановых.
И последнее. Барлыбек четыре года занимался размежеванием границы с Китаем, для чего был введен в состав делегации в г. Кулжа в Китае – как один из первых руководителей, имеющий чин статского советника, что сейчас равносильно званию полковника. И он так смог размежевать границу, что сохранил все исконно казахские земли и граница оставалась легитимной для обеих стран вплоть до 1991 г. К сожалению, сейчас наша граница – от Джунгарских ворот и до Нарынкольского района – отошла вглубь Китая на ширину местами не менее 80-100 км, особенно в горах Джунгарского Алатау и мы потеряли несколько тысяч квадратных километров земли, которую когда-то отвоевал Барлыбек Сырттанов за годы изнурительных споров с китайской администрацией. Для примера: печально известная застава Аркан-Керген была не заставой, а охотничьим угодьем и граница при СССР проходила по южным склонам гор на расстоянии 80 километров южнее и вглубь Китая. Так что теперь мы знаем, какой ценой была легитимизирована граница с Китаем под неусыпным контролем Елбасы, подписавшего унизительный для нас Договор с КНР.
Наверное, прав профессор Елдос Токтарбай, призывающий ввести информацию о Барлыбеке Сырттанове в школьную программу. Возможно, в будущем, когда избавимся от наследия автократов, День Конституции будет праздноваться 13 июня, по дате первой Конституции, пусть даже она называлась «Казак Елінің Уставы».
Комментариев пока нет