Почему Казахстан не смог стать одним из центров мирового майнинга - Exclusive
Поддержать

Почему Казахстан не смог стать одним из центров мирового майнинга

Стоимость биткоина в марте впервые превысила 72 тыс. долларов. Был побит старый рекорд в 69 тыс. долларов, державшийся с ноября 2021 года. К апрелю цена упала до 65,7 тыс. долларов, подтвердив реноме биткоина – капризного и волатильного актива. Но даже нынешняя цена помогла инвесторам заработать внушительные деньги.

Купившие биткоин три года назад, записали на свой счет свыше 8 тыс. долларов за единицу. Куш становится еще больше, если инвестор использовал удачные моменты для входа в биткоин: в декабре 2022 года биткоин был на минимуме и за него давали 16,7 тыс. долларов.

К историческому ценовому скачку биткоин подвели две причины. В январе Американская комиссия по ценным бумагам после долгих препирательств разрешила институциональным инвесторам официально покупать биткоин. Но делать это не напрямую, а покупая акции биткоин-ETFфондов – они-то и будут инвестировать в криптовалюту. Американскую комиссию беспокоит высокие риски биткоина. Но Северная Америка занимает 25% в мировых транзакциях с криптовалютами и регулятору пришлось уступить под давлением крупных инвесторов в лице Franklin, BlackRock и Fidelity, разрешив им создавать биткоин-ETFфонды. Bloomberg оценивает размер рынка биткоин-ETFфондов в 1,7 трлн долларов. С января на трех крупнейших биржах США торгуются 11 биткоин-ETFфондов. Стоимость биткоина с момента создания биткоин-ETFфондов сразу пошла вверх. Вливать деньги в спрос на биткоин стали огромные денежные «мешки» – институциональные инвесторы.

Резкий всплеск цены в марте обеспечен иным мотивом. Он возник из-за особенностей технологии получения биткоина. Процесс майнинга основан на использовании блокчейна – технологии сохранения и передачи данных в виде последовательности связанных блоков. Каждый блок содержит информацию и ссылку на предыдущий – вместе они образуют цепочку. Майнеры добавляют новые блоки в сеть блокчейн и в качестве награды получают биткоины. На данный момент получено порядка 19,6 млн биткоинов. Осталось поучить 1,4 млн биткоинов. Создатели ограничили количество биткоинов в сети объемом в 21 млн штук. Ограничение заложено в программный код биткоина. С этой целью каждые четыре года в сети происходит хэлвинг – плановое сокращение количества выпускаемых биткоинов. Каждый хэлвинг сопровождается двойным сокращением вознаграждения майнеров. Первый случился в 2012 году, когда награда снизилась с 50 до 25 биткоинов. С 2016 года майнеры стали получать 12,5 биткоина, с 2020 – 6,25 монет. В середине апреля этого года майнеры ожидают очередной хэлвинг. Точная его дата, конечно, не известна. Но с этого года за добытый блок майнеры будут получать только 3,125 биткоина при значительно возросшей вычислительной сложности добычи. По причине ожидаемого хэлвинга цены на биткоин в марте взлетели. Спекулянты покупают биткоин, чтобы получить побольше прибыли, когда он начнет дешеветь, «старые» инвесторы фиксируют прибыль, а майнеры отключают оборудование в виду снижения маржинальности добычи, – аналитики перечисляют мотивы резкого удорожания биткоина.

Аналитики прогнозируют, что биткойн достигнет максимальной цены летом этого года. Цены продержатся высокими несколько месяцев, после чего должны пойти вниз. Но сильно упасть они не смогут. Количество биткоинов ограничено и увеличение спроса ведет к росту курса. После хэлвинга в 2012 году рыночная капитализация биткойна выросла до 15 млрд долларов, а до хэлвинга 2024 года капитализация оценивается в 1,3 трлн долларов.

Казахстанский бизнес мог бы занять хорошие позиции в мировом майнинге. Для этого есть все предпосылки – дешевая электроэнергия, доступность оборудования и наличие больших территорий под майнинговые фермы. После запрета майнинга в Китае в 2021 году не случайно именно Казахстан стал одним из мировых центров майнинга. На север и в центр Казахстана в энергопрофицитные регионы переместились китайские майнеры и майнеры из других стран. По данным Кембриджского центра альтернативных финансов на август 2021 года, Казахстан был вторым в мире после США по объему затрачиваемой на майнинг электроэнергии.

В дальнейшем события развивались по непредвиденному сценарию. В 2022 году власти решили усилить контроль за майнингом, чтобы вывести майнеров в легальное правовое поле. С января 2022 года был введен налог на майнинг – майнеры стали платить 1 тенге за кВт\час электроэнергии, потребляемой при майнинге. В феврале того же года Министерство энергетики РК предложило увеличить налог на майнинг в 10 раз, до 10 тенге за кВт\час. Это предложение негативно сказалось на инвестиционном восприятии Казахстана. Публикации в СМИ отмечали, что от решений пострадали именно «белые» майнеры. Пока они старались соответствовать правилам, росло количество нерегулируемых майнеров.

Самой большой проблемой стала доступность электроэнергии. Из профицитной электроэнергия вдруг стала дефицитной. Оказалось, что развитием отрасли никто толком не занимался. Министерство энергетики стало говорить об огромной нагрузке майнинга на энергетическую систему страны и поменяло правило снабжения майнеров энергией.

Фермы получали электроэнергию напрямую от регулируемых и нерегулируемых энергопроизводящих и энергоснабжающих организаций. В декабре 2022 года фермы обязали покупать электроэнергию из общей энергосистемы в формате аукциона на специальной бирже, куда в качестве поставок должны отправляться излишки электроэнергии. В дополнение, в 2023 году майнеров обязали продавать 75% добытых криптовалют на зарегистрированных в Казахстане криптобиржах. Казахстанский бизнес продолжает добывать биткоины, но региональный центр из страны не получился. Думать об этом нужно было до 2021 года, заранее создавая экономические зоны для майнеров. Но воспользоваться ситуативно возникшей ситуацией власти не смогли. Или не захотели.

Татьяна Лановая




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *