Почему Казахстан никак не станет «нормальной» страной? - Exclusive
Поддержать

Почему Казахстан никак не станет «нормальной» страной?

Как часто мы говорим, что хотели бы жить в «нормальной» стране. Но любые уточняющие вопросы, что конкретно имеется ввиду под «нормальностью» и что нужно сделать, чтобы наша страна стала «нормальной», вызывают агрессию. После того, как заканчиваются лозунги и обобщенные ответы, люди срываются на крик и даже оскорбления и угрозы о повторении Қаңтара. 

Развитые страны – это аномалия

С точки зрения общественных наук, когда речь идет о властях и народе, наука не проводит четкой границы между «они» и «мы», а объективно доказывает, что есть общество, где «они» – это концентрированное выражение иерархических традиций общества – «мы». Поэтому, если кому-то кажется, что с нами «что-то не так», то я хочу сказать, – нет, с нами как раз всё слишком «так», и ниже я постараюсь раскрыть эту мысль.

Так, в мире существует около 200 стран, из которых только около 30 стран считаются развитыми. И если понимать слово «нормальность» в общепринятом значении, как соответствие норме, то возникает вопрос, чем же характеризуется норма в отношении стран?

Нормой считаются устойчивые, объединенные общими признаками явления, присущие большинству наблюдаемых объектов. Допустим, норма температуры человеческого тела 36,6 градусов. Есть «нормальные» значения человеческого роста, веса и пр. И в этом смысле всякое отклонение от нормы является аномалией. В свою очередь, аномалии возникают благодаря каким-то особенным усилиям, либо комбинациям редко сочетаемых друг с другом факторов. Получается, что развитые страны – это аномалия, а не нормальность. Нормальными являемся как раз мы – отсталые страны. Другими словами, есть традиционные общества, которых подавляющее большинство, и есть современные общества, которым удалось стать аномалиями, отличными от исторической нормы.

Интеллектуальная инфантильность нашего общества

Эту, на первый взгляд простую и при этом элегантную мысль я впервые услышал от известного социолога Есета Есенгараева. Но мысль на самом деле не так проста. Она принуждает задаваться вопросами.

Итак, что же позволило развитым странам стать аномалиями – вырваться из прочных устоев традиционных обществ?

Развитость предполагает прогресс – процесс движения во времени, перехода от традиционного в качественно новое современное состояние и непрерывную модернизацию. Более того, само общество – это не статичное сборище людей, а социальный коммуникативный процесс, который возникает и воспроизводится на основе определенных нарративов. Само по себе движение времени не является прогрессом. Подавляющее большинство стран столетиями не могут добиться прогресса – вырваться из традиционного состояния. Прогресс предполагает качественные изменения, и именно качество нарративов на основе интеллектуальных инноваций и меняет общество. Получается, чтобы достичь таких изменений, недостаточно повторять как мантру лозунги о демократии и рыночной экономике, требуются определенные интеллектуальные результаты, чем и обусловлены лидирующие позиции развитых стран в современном мире.

И напротив, в традиционных обществах преобладает интеллектуальный инфантилизм. Оппозиционеры часто говорят об инфантилизме, подразумевая нежелание людей участвовать в протестных акциях и всевозможных митингах. На самом же деле под инфантильностью нужно понимать нежелание людей прилагать усилия в интеллектуальном развитии.

От патернализма до социального взрыва – и обратно

Таким образом, становится очевидно, что развитие опирается на ресурсы, прежде всего интеллектуальные, а не материальные. Ну не может спортсмен выиграть соревнование, если он не прилагал достаточных усилий на тренировках.

Патернализм, по сути – это негласный общественный договор между властью и народом, когда власти обязуются обеспечивать гражданам базовый уровень социальных благ, а народ признает право властей диктовать им то, как надо жить.

Однако такая модель общественного устройства не только не способна развиваться, но и не может существовать долго без социальных потрясений. Проблема заключается в том, что после потрясений система воспроизводит себя вновь и вновь.

Дело в том, что с течением времени требования граждан к базовому минимуму только растут: люди быстро привыкают к тому, что имеют, и начинают требовать новые блага – это общечеловеческое явление. И наоборот, экономические ресурсы под неэффективным управлением властей только снижаются. В результате власти не могут обеспечить статус-кво общественного договора, люди выходят на улицы и власти теряют контроль над ситуацией. Происходит социальный взрыв. Но через какое-то время, при отсутствии интеллектуальных ресурсов, общество, неспособное к интеллектуальному развитию, вновь воспроизводит патернализм, меняются только фамилии автократов и олигархов.

Как сделать так, чтобы наши люди стремились к изменению себя и своей жизни, были более самостоятельны, ответственны и дисциплинированы? Прямые призывы не работают. Люди делают только то, что знают, а при отсутствии новых знаний повторяют только то, что делают всегда. Недавно я спросил своего друга-интеллектуала – а что делают и какую пользу обществу приносят наши популярные, оппозиционно настроенные «говорящие головы» из YouTube? Он ответил: возможно, «будят» общество. Я засомневался – а может, нужно не будить, а учить, создавать новые смыслы, сложные нарративы? Ведь в обществе эта функция в первую очередь возлагается именно на интеллектуалов. И если они не только декларируют, но и искренне считают себя патриотами, то вопрос лишь в том, способны ли они создавать новые знания, или их интеллектуальных возможностей хватает только на то, чтобы транслировать призывы?

Поэтому я убежден, что нужно воздействовать на наиболее важные сферы жизни людей через обучение компетенциям.

Финансовой грамотности нужно учить в школе

И одна из таких наиболее важных сфер нашей жизни – личные финансы, которые играют огромную роль. Являясь результатом деловой активности человека, компетенции в сфере личных финансов – для увеличения собственной производительности, чтобы качественно обустроить свою жизнь – когнитивно принуждают людей расти профессионально. И если научить людей правильно планировать свою жизнь с точки зрения финансов, тогда мы добьемся большого прогресса в излечении общества от патернализма и привития современных установок и ценностей.

Я уже писал, что уровень нашей финансовой культуры соответствует представлениям о богатстве какого-нибудь афроамериканского наркодилера. При этом нужно понимать, что именно культура является почвой и климатом, на которых модернизируются или стагнируют социальные институты. Поэтому я настаиваю, чтобы в школах преподавали основы финансовой грамотности, а дисциплина – «Личные финансы» входила в обязательную учебную программу в вузах, потому что это знания, устремленные в будущее, способные менять сознание, принуждающие людей задаваться вопросами – «кто я», «кто мы», становиться ответственными людьми современного мира.

Управляйте своей жизнью и личными финансами грамотно.

Сила в знаниях!

Оркен Динасылов

Финансовый консультант




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *