English version

Почему Казахстан отказался от «Оскара»?

Общество — 18 октября 2023 10:00
0 -1

В этом году казахстанский Оскаровский комитет – совещательный коллегиальный орган при Союзе кинематографистов Казахстана – не выдвинул на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» ни одной картины от нашей страны.

Об этом просто и буднично, без объяснения причин сообщил на своей странице в Фейсбуке исполнительный директор Союза кинематографистов Казахстана Канат Торебай: «Оскаровский Комитет при Союзе кинематографистов Республики Казахстан постановил: От Республики Казахстан на соискание премии Американской академии кинематографических искусств и наук («Оскар») в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в 2023-м году кинокартину не выдвигать».

Тем временем казахстанское кино в последние годы громко заявляет о себе на фестивалях класса «А», а в 2022-2023 годах было произведено 58 фильмов, то есть оскаровской комиссии было из чего выбирать. Однако некоторые кинематографисты связывают это с позицией председателя Союза кинематографистов Казахстана Ермека Тусунова, который не раз публично заявлял обратное – «казахстанское кино очень слабое».

– При чем здесь он? – заявил автор скандального поста Канат Торебай на просьбу прокомментировать свое заявление. – Турсунов не является членом Оскаровского комитета. Все нормативы и регламент деятельности этого органа можно найти на сайте американской киноакадемии Oscars.org. Председатель Союза кинематографистов утверждает только список членов казахстанского комитета после согласования с головным Островским комитетом. В этом году в него входит 7 человек, среди них председатель Оскаровского комитета киновед Балбек Ногербек, Олег Борецкий, Назира Мукушева, Анара Кашаганова, Абай Карпыков. Сабит Курманбеков, Жайдарбек Кунгужинов. Это абсолютно не аффилированные, самостоятельные креатуры с незапятнанной репутацией.

– А вы какую там функцию выполняете? Ведь информация о том, что Казахстан в этом году не будет номинировать ни один свой фильм на «Оскар» исходила от вас.

– Я секретарь этого комитета, который занимается организаторской работой – обеспечивает членам комитета доступ к фильмам и т.д. Члены казахстанского филиала в соответствии с требованиями головного комитета могли выбрать любой произведенный в нашей стране фильм. Но они, во-первых, посчитали, что в этом году, к сожалению, нет достойных работ. По их мнению, этот факт, как раз и иллюстрирует ситуацию в отечественном кино. То есть кинопродукции выходит много, но их художественный уровень не соответствует требованиям Оскаровского комитета. И я вас уверяю, что Союз кинематографистов не вмешивался в независимое решение членов комитета. Если кто-то пытается хайповать на этом, то сначала надо, наверное, ознакомиться с ежегодным требованием американской киноакадемии: фильм должен быть произведен с 1 первого октября прошлого года до 30 ноября этого года. Но, к примеру, кинопродюсер Баян Есентаева подала свой фильм, который был произведен в 2019 году.

– Но не только она, многие отечественные киноведы и кинокритики очень негативно отозвались о таком решении Оскаровского комитета Казахстана

– Во-первых, мне абсолютно все равно, что они пишут лично в мой адрес. Во-вторых, перед кем вообще Союз кинематографистов и Оскаровский комитет Казахстана должны оправдываться? Перед теми, кто, называя себя киноведами и кинокритиками, пишут порой рецензии на фильмы в соцсетях нецензурным языком?

И тем не менее, если у кого-то есть вопросы, позвоните, мы ответим, но ходить с пояснениями к каждому не будем. Все было прозрачно, мы для всех открыты и всегда готовы ответить на любой вопрос. Надо же выяснить все вначале, а потом уже писать, но не хайповать за спиной. Тем более, что за всем этим стоят такие «одиозные личности» как Ермек Турсунов и Канат Торебай. Как, если представился случай, не плюнуть в их сторону? Но давайте на вещи смотреть трезво. Кто больше киновед – профессор Национального университета искусств Назира Мукушева, которая написала несколько книг по истории казахского кино и тот же Балбек Ногербек, или же журналистка Галия Байжанова? У Назиры Мукушевой есть только один недостаток – не публичность, отсутствие стремления набрать дешевую популярность, тем более, что она про казахское кино пишет на казахском языке. Но последнее как раз и является плюсом. Я высоко ценю киноведов и кинокритиков, которые владеют казахским языком. Не потому, что я националист, но о фильмах, снятых на казахском языке, может судить только казахоязычный специалист, все остальное, я считаю, околокиношными разговорами. Кроме того, писанину в виде хайповых постов в соцсетях я также не считаю профессиональной работой про кино. Работы настоящего киноведа должны быть представлены в СМИ или опубликованы в виде книг. Вот такое мне старомодное мнение. Больше я ничего добавить не могу.

– Есть мнение, что Оскаровский комитет Казахстана не стал номинировать свои фильмы на «Оскар» в знак солидарности с Россией.

– Постановление Оскаровского комитета Казахстана было принято намного раньше российского. У нас все было решено уже 10 сентября, но надо было написать протокол, собрать подписи, а все члены комитета очень заняты. Кстати, я занимаюсь этим на общественных началах. К сожалению, я заболел и процесс затянулся. Поэтому, пока подготовил и опубликовал результат, к которому пришел Оскаровский комитет Казахстана, решение Российского Оскаровского комитета тоже уже было опубликовано. Я даже не знаю, к какому выводу они там пришли – не интересовался, но заключение нашего комитета абсолютно не связано с российским, мы работаем самостоятельно.

Кинорежиссер Сабит Курманбеков:

– Я вообще первый раз участвовал в работе комитета. Секретарь Откаровского комитета при Союзе кинематографистов Канат Торебай позвонил мне буквально за неделю до голосования, поэтому я был последним, самым поздним участником этого процесса: пришел к моменту, когда из всех заявленных было отобрано четыре фильма для номинации на «Оскар».

Комитет, ссылаясь на неформат, общим голосованием решил не выдвигать на «Оскар» ни одну из них, но некоторые, в их числе и я, предложили все-таки выдвинуть на главную кинопремию мира фильмы от Казахстана. Кто-то – картину Адильхана Ержанова «Обучение Адемоки», а я и киновед из Астаны Гульнара Мукушева – «Бауырына салу» Асхата Кучинчерекова, которая сейчас хорошо пошла по фестивалям.

Надо иметь в виду, что все фильмы, претендующие на «Оскар», действительно, должны иметь четкую драматургию и посылы, основанные на общечеловеческих ценностях. Консервативные американские киноакадемики не терпят (не рассматривают), к примеру, чрезмерно авангардные, сюрреалистические и артхаусные картины. За последние пять лет, кажется, был только один прецедент, когда на «Оскар» прошел фильм чуть-чуть не в его формате. Это «Паразиты», странная полуартхаусная, полукомедийная, полуфилософская социально-сатирическая картина южнокорейца Пон Чжун Хо, рассказывающая об одной бедной семье, которая обманом устроилась на работу в богатый дом. Выбранный мною фильм «Бауырна салу», на мой взгляд, тоже отвечал вышеназванным требованиям.

Потом я узнал, что изначально рассматривалось очень мало фильмов, поэтому я согласен с кинопродюсером Баян Алагузовой и с другими кинематографистами, которые возмущены тем, что не было расширенного рассмотрения картин, произведенных в Казахстане, и что все это делается очень кулуарно. Возможно, среди не дошедших до финала голосования картин, были и стоящие ленты. Поэтому я за то, чтобы процессы выдвижения и голосования на «Оскар», как и все другое в нашей стране, делать максимально открытыми.

 – А ваши фильмы когда-нибудь номинировались на «Оскар»?
– Нет, я, как и многие кинематографисты, даже не знал толком о работе казахстанского отделения Оскаровского комитета, также, как и о том, кто в него входит, по каким критериям отбираются его члены и т.д. Разве что краем уха слышал, что когда-то был номинирован Бодров-старший от Казахстана с фильмом «Монгол» и Ермек Турсунов со своей «Келин».

– Как вы думаете, была ли в этом году какая-то предвзятость в работе Оскаровского комитета Казахстана?

– Не знаю. Голосование проходило в режиме онлайн, мы друг друга даже не видели. Я против таких форматов, поэтому, поблагодарив организатора в лице секретаря этого комитета за доверие, сказал, что больше не хочу участвовать в таких мероприятиях.


Мерей Сугирбаева

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.