Почему Казахстан пошел на конфликт с нефтяными гигантами? - Exclusive
Поддержать

Почему Казахстан пошел на конфликт с нефтяными гигантами?

Правительство Казахстана судится с акционерами сразу двух крупных нефтегазовых месторождений – Кашагана и Карачаганака. При этом общая сумма исков превышает $21 млрд.

Государственная компания «PSA» – полномочный орган, представляющий интересы правительства в соглашениях о разделе продукции (СРП) по разработке нефтегазовых месторождений Кашаган и Карачаганак, начала арбитражное разбирательство с акционерами вышеназванных проектов. Кроме того, министерство экологии обвинило оператора Кашагана в нарушении экологических требований и оштрафовало компанию на крупную сумму. Также выяснилось, что NCOC в 2020-м и 2022 годах подала иски в международный суд на республику, оспаривая ее право проводить налоговую проверку и утверждать годовой бюджет оператора.

Не согласны с расходами

Самым крупным по размеру оспариваемой суммы в $13 млрд, является иск в отношении акционеров Северо-Каспийского проекта, в рамках которого разрабатывается морское месторождение Кашаган. Оператором проекта выступает North Caspian Operating Company (NCOC), а его акционерами являются КазМунайГаз (16,9%), Shell, Total, Eni, ExxonMobil (все по 16,8%), CNPC (8,3%) и Inpex (7,5%).

По данным PSA, с 2002 года, с момента начала обустройства месторождения по сегодняшний день консорциум потратил на разработку Кашагана более $60 млрд. Так вот, правительство считает, что расходы в размере $13 млрд, осуществленные в 2010-2018 годах были не целесообразными, а значит они не подлежат компенсации (в виде нефти) со стороны государства. Оператора обвиняют и в нарушении тендерных процедур.

Нурлан Серик, заместитель гендиректора ТОО «PSA», говорит, что стороны пытались решить вопрос путем переговоров, но они были безуспешны. Тогда полномочный орган вынужден был прибегнуть к помощи международного арбитража, что является стандартной процедурой, предусмотренной СРП, и, что здесь нет никакой агрессии или попыток экспроприации.

Однако, это не все претензии к консорциуму. Министерство экологии и природных ресурсов РК оштрафовало NCOC на 2,3 трлн тенге ($5,1 млрд) за загрязнение окружающей среды. Департамент экологии по Атырауской области в ходе проверки выявил, что на территории завода по подготовке нефти и газа «Болашак» оператор хранит свыше 1,7 млн тонн серы, имея разрешение на 730 тыс. тонн.

Также компания нарушает условия хранения и транспортировки серы, не выполняет в полном объеме и в установленные сроки план мероприятий по охране окружающей среды, не исполняет обязательства по увеличению повторного использования воды, сбрасывает сточные воды на пруд испаритель без очистки и без экологического разрешения и т.д.

В августе прошлого года на «Болашак» произошла авария – вышел из строя шламоуловитель, обеспечивающий отделение жидкости от газа, производство на месторождении остановилось. Чтобы побыстрее запустить завод оператор в период с 25 августа до 5 ноября переделал неисправное оборудование, но сделал это без какого-либо проекта и одобрения к его применению со стороны полномочного органа. Из 24 труб оборудования, обеспечивавших разделение влаги от газа, осталось только 12, а из 24 труб, обеспечивавших увод влаги от шламоуловителя осталось только одна. Специалисты NCOC уверяют, что работа оборудования находится в штатном режиме и ни на какие установки отрицательно не повлияла. Но привести его в первоначальное состояние планируется только в 2024 году.

Кроме того, обнаружились неполадки с компрессорами обратной закачки газа. Все это произошло после того, как на месторождении был проведен капитальный ремонт. Представители PSA говорят, что для них это стало неожиданностью, что история схожа с той, которая случилась в 2013 году, когда только начавшаяся коммерческая добыча нефти на Кашагане была остановлена из-за аварии на трубопроводе, по которому транспортируется сырье из месторождения на завод «Болашак». Тогда запуск производства был отсрочен на три года, до ноября 2016 года.

При этом, как сообщает PSA, консорциум не раскрывает информацию о причинах аварии, до сих пор нет результатов расследования инцидента.

Бей первым

Между тем, выяснилось, что акционеры Кашагана первыми подали иск против Казахстана. В 2020 году они инициировали арбитраж против республики, оспаривая право министерства финансов проводить налоговую инспекцию.

В прошлом году инвесторы запустили разбирательство, оспаривая право республики на утверждение или, наоборот, не утверждение годового бюджета. Стороны разошлись во мнениях по ряду расходов за 2022 год.

Гендиректор «PSA» Бекет Избастин говорит, что республика оценивает иски, инициированные акционерами Кашагана «как агрессивный и неоправданный шаг». Тем не менее, казахстанская сторона открыта к диалогу и считает, что еще можно прийти к соглашению, но при взаимном уважении и учете интересов.

Правительство связывает большие надежды с освоением Кашагана. Основной рост добычи нефти в стране должен произойти как раз благодаря дальнейшей разработке этого морского месторождения, потому что других таких крупных попросту нет.

«В данное время у нас новых открытий на суше нет, на Каспии проекты на этапе разведки. Кашаган – это единственный проект, у которого есть дополнительные объемы после 2030 года. Мы говорим о второй фазе Кашагана, о его полномасштабном освоении», – отмечает Нурлан Серик.

По его словам, проект чрезвычайно сложный, но тем не менее он работает. Сегодня уровень добычи достиг 420 тыс. баррелей нефти в сутки (б/с) или 18 млн тонн в год. При этом только 20% месторождения охвачено разработкой.

На протяжении последних пяти лет консорциум реализует проекты, связанные с усовершенствованием текущей инфраструктуры и повышением эффективности производства, однако это не приводит к значительному увеличению добычи нефти.

Кашаган находится на Фазе 1, то есть на этапе опытно-промышленной разработки. Основные ожидания республики связаны с реализацией Фазы 2 и полномасштабным освоением Кашагана. Согласно планам оператора, вторая фаза проекта в свою очередь разделена на три этапа. В частности, в рамках фазы 2A к 2027 году добычу нефти на месторождении планируется довести до 500 тыс. б/с, к 2030 году, 2B – до 700 тыс. б/с, к 2036 году, 2С – до 900 тыс. б/с, а к 2042 году уже в рамках фазы 3 производство должно достигнуть 1,1 млн б/с.

«К сожалению, данные прогнозы скорее всего не будут выполнены подрядчиком в запланированные сроки, по причине того, что, по нашему мнению, была выбрана «рискованная» концепция освоения Кашагана – предусматривающая поставку сырого газа так называемой третьей стороне», – считает Бекет Избастин.

Правда, он не объясняет, какую концепцию республика считает не рискованной. Возможно, правительство хочет, чтобы консорциум сам перерабатывал попутный сырой газ, инвестировав в строительство соответствующего завода. Сейчас в Атырауской области, недалеко от завода «Болашак» национальная компания «QazaqGaz» для переработки кашаганского сырого газа строит ГПЗ мощностью 1 млрд куб. м газа в год. Его стоимость 390 млрд тенге. Завод должен позволить увеличить добычу до 500 тыс. б/с. В дальнейшем с ростом производства нефти увеличится и объем передаваемого «третьей стороне» сырого газа с 2 млрд до 6 млрд в год и т.д. При этом, кто будет их перерабатывать и строить необходимые заводы, похоже, вопрос открытый.

PSA ожидает от консорциума, что он представит план по дальнейшему освоению Кашагана с четкими сроками, объемом инвестиций и обязательствами.

«Мы требуем от наших консорциумов, операторов, чтобы они по букве закона выполняли все, что записано там (СРП). Если речь шла о полном освоении, это не наши слова, то оно должно быть. Если речь шла о том, что оператор будет применять наилучшие практики и у нас будет добыча идти с надежностью свыше 90%, значит, так оно и должно быть. Урок 2022 года был неприятным сюрпризом для всех», – говорит Нурлан Серик.

Больше власти

Говоря о причинах штрафа $5,1 млрд за серу по отношению к NCOC, агентство Bloomberg со ссылкой на человека, близкого к проекту, сообщает, что требования властей связаны с тем, что Казахстан ищет способы установить больший контроль над проектом. Но не исключено, что это дело, а также претензия на $13 млрд направлены на то, чтобы инвесторы не только ускорили реализацию проектов дальнейшего освоения Кашагана, но и взяли на себя расходы по строительству ГПЗ.

Тем не менее, в истории взаимоотношений республики с инвесторами есть опыт, когда правительство получало долю в проекте в результате разрешения хозяйственного спора. В 2012 году Казахстан получил 10% в Карачаганакском проекте после того, как были урегулированы разногласия по поводу экспортных таможенных пошлин и налоговых претензий страны к оператору на $2 млрд.

Что касается нынешних претензий к акционерам Карачаганака на $3,5 млрд, то, по словам замдиректора PSA, ситуация немного иная. Проект реализуется довольно стабильно и успешно, и республика в целом удовлетворена, как идут дела. Оператором месторождения является компания «Karachaganak Petroleum Operating» (KPO), а акционерами – Shell, Eni (по 29,25%), Chevron (18%), Лукойл (13,5%) и КМГ (10%).

«Иски связаны с историческими обнаружениями, которые не могли найти своего решения. В данный момент и республика, и консорциум хотят цивилизованно поставить точку. Это в большей степени не судебное состязание, а урегулирование», – говорит Нурлан Серик.

Республика требует от оператора создать на Карачаганаке мощности по переработке газа. Сейчас KPO работает над подготовкой технических спецификаций к базовому и детальному проектированию ГПЗ. Стоимость завода мощностью 4,5 млрд куб. м в год, который планируется построить на месторождении, оценивается, как раз, в $3-3,5 млрд.

Объем производства на месторождении сейчас зависит от работы Оренбургского ГПЗ россисйкой компании «Газпром». В прошлом году из-за остановки данного завода на Карачаганаке снизилась добыча нефти. Учитывая, что месторождение обеспечивает 40% потребности республики в товарном газе, правительство заинтересовано в его бесперебойной работе.

Различные варианты строительства ГПЗ, которые предусмотренв в окончательном СРП по Карачаганаку, изучались многократно с 2002 года. Однако, только в прошлом году этот вопрос перешел в практическую плоскость.

По словам представителей PSA, стандартный график по реализации проекта строительства ГПЗ занимает 6-7 лет с готовностью ввода его в эксплуатацию в 2030 году. Но полномочный орган предлагает консорциуму максимально ускорить технико-экономическое обоснование проекта и принятие решения об инвестициях. Правительство хочет, чтобы завод был готов к пуску уже к 2027-2028 годам.

Дулат Тасымов




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.