Почему казахстанцы поддерживают Палестину?
Война в Газе продолжается уже почти 11 месяцев и стала для всего мира привычным новостным фоном. За это время все, кто хотел, более-менее определились со своими позициями – на чьей стороне справедливость, и с какой стороны «наши». В случае с Казахстаном консенсус и в обществе, и во власти оказался на стороне Палестины. И причина этого не только в исламской солидарности.
Сейчас уже даже США, верный союзник Израиля, призывает к миру и предлагает план по урегулированию конфликта, который мог бы устроить в том числе и ХАМАС. Тем не менее на заседаниях Генассамблеи ООН Соединенные Штаты регулярно голосовали против каких-либо уступок Палестине и против осуждения действий Израиля. В отличие от Казахстана, который голосовал и за немедленное прекращение огня в Газе, и за возвращение Израиля к границам до 1967 года, и за расширение прав Палестины в ООН.
Официальную позицию РК по конфликту высказывал президент Токаев: создание Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме на основе формулы «два государства для двух народов». Казахстан даже отправил миротворцев на сирийскую сторону Голанских высот, большую часть которых занял Израиль в ходе Шестидневной войны 1967 года.
Заподозрить наших государственных деятелей в гуманизме сложно, поэтому причина (хотя и умеренной) поддержки Палестины явно не в сострадании к жертвам палестинского народа. Но и какой-то явной выгоды от такой позиции Казахстан тоже не получает. Скорее здесь действует пассивная солидарность с арабским миром и мусульманскими странами. Все-таки Иран и Пакистан входят в ШОС, Катар, ОАЭ в ШОС+, а Турция вообще один из основных партнеров Казахстана – и в экономике, и в международной политике. С арабскими странами Казахстан тоже активно сотрудничает в экономической сфере. К примеру, Tele2/Altel, принадлежавший ранее Казахтелекому, был продан катарской компании за 1 миллиард долларов. При этом с Израилем Казахстан связывает примерно ничего. Вот и ответ, откуда у Казахстана миротворческое видение палестино-израильского конфликта.
Другой вопрос – что происходит в обществе. Поддержка Палестины со стороны казахстанских мусульман очевидна, и варьируется от умеренной (в духе официальной позиции государства) до признания права палестинского народа на вооруженное сопротивление (что бы это ни значило). Явные призывы к джихаду «от реки до моря» наше государство не одобряет, поэтому публично такую позицию мало кто высказывает. Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) ожидаемо заняло умеренные позиции и пожелало, «чтобы проблема, которая длится уже на протяжении многих лет, была решена мирным путем в рамках взаимного диалога». Почти цитата официальных заявлений властей, за тем лишь исключением, что ДУМК ничего об осуждении «террористических методов» не говорило, в отличие от МИДа.
Молодежь смотрит на Запад…ный берег
Наиболее интересно, как отреагировала на конфликт либеральная часть общества, оппозиционная власти. Особенно – молодежь.
Начнем немного издалека. Казахстанские либералы, несмотря на ярую критику в отношении к России, всегда сильно ориентировались на российских оппозиционеров и правозащитников. Считалось, что вот у них все хорошо, они умеют делать политику. Многие современные медиапроекты прогрессивной молодежи вдохновлялись российскими аналогами. Например, ОБОЖАЮ явно копирует Илью Варламова с его походами к главам российских городов. Не говоря уже о медиа франшизах вроде The Village.
Российское влияние на казахстанскую оппозицию проявлялось и в идеологическом плане. Выражалось оно в весьма наивном либеральном взгляде на политику: «нужно, чтобы у нас было, как на Западе». Как на самом деле на Западе, никто, разумеется, не интересовался. Но все были уверены, что там хорошо – бесконечно свободный рынок, торжество прав и свобод, добрые полицейские, тотальная демократия и умные политики. Все это можно описать одним словом – «цивилизация».
Но война в Газе заставила прогрессивную часть казахстанского общества сепарироваться от российской повестки. Если почитать российские оппозиционные СМИ – станет очевидно, что они все поддерживают Израиль. За редкими исключениями, к которым относятся в основном представители левого политического спектра. В Казахстане наблюдается обратная ситуация – образованная и политизированная часть общества чаще выбирает Палестину. В наибольшей степени это касается именно молодежи, поскольку среди старшего поколения симпатии к Израилю сохраняются.
Есть три главные причины, почему либеральные россияне заняли такую позицию. Во-первых, в Израиле проживает очень много русскоязычных евреев, которые репатриировались в разные годы. Максима «своих не бросаем» относится и к либералам. Вторая причина – обыкновенный «московский» расизм (хотя его не обязательно выражают москвичи). Его проявления были хорошо заметны, например, в Первую чеченскую войну – когда главный либерал страны Борис Ельцин не стеснялся бомбить столицу Ичкерии. Для белых господ из Кремля режим Дудаева выглядел сборищем дикарей, которых надо жесткой рукой усмирить, иначе они что-нибудь устроят. Третья причина связана со второй – идея о том, что существует деление на цивилизованные государства и варварские диктатуры. В этой картине мира все, что делают первые – безусловное добро, а вторые творят только зло. Поэтому Палестина, которая полностью отождествляется с ХАМАС, становится в глазах российского либерала в один ряд с режимом Путина – и там, и там жестокие террористы, варвары.
Теперь вернемся к Казахстану. Среди казахов евреев (почти) нет, поэтому по первому пункту расхождение очевидно. Тема расизма со стороны россиян всегда была острой для казахстанцев – не только из-за отношения в России к мигрантам из Центральной Азии, но также из-за общего снисходительного взгляда на казахов, как представителей «нерусских», а значит априори дефектных, неважно речь о культуре, работе или чем-то еще. Произраильская риторика сплошь пропитана расизмом – не только со стороны россиян, но и в не меньшей мере со стороны Запада и самого Израиля. И опять же сливается с желанием делить народы на цивилизованные и дикие.
Но ложность такого разделения становится для молодых казахстанцев все более очевидной. И все более ясно, что как из Парижа/Лондона/Вашингтона выглядят палестинцы, то точно так же выглядят из Москвы казахи. Поэтому солидарность оказалась на стороне Палестины, а не «цивилизованного» Израиля. И расизм стал связываться с колониализмом.
Во многом именно война в Украине запустила размышления в казахстанском обществе о колониализме и его современных проявлениях. Но если для россиян противостояние Украины и России видится противостоянием цивилизации и варварства, то все большее число казахстанцев начинает видеть в этой войне сопротивление украинского народа имперским амбициям России, которая отрицает право украинцев на независимое государство. Из этой перспективы становится сложно не замечать сходство российской и израильской политики. А высказывания сторонников спецоперации в Украине и антитеррористической операции в Газе становится сложно отличить друг от друга: «украинцы как отдельный народ не существуют, у них никогда не было своего государства», и «палестинской нации не существует, государство им придумали, а сами управлять им они не умеют».
Из этого не следует, что прогрессивная казахстанская молодежь скоро наполнит мечети и будет закупаться нитроглицерином. Но это значит, что их сочувствие теперь направлено не в сторону самоуверенных и лицемерных цивилизаторов с Запада, но в сторону угнетенных народов Востока и глобального Юга. И в первую очередь к самим себе.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.
Агрессия израиля очевидна как и провокация 07.10. Это длится 78 лет. Не видеть этого,когда столько инфо об этом, об отношении израиля к арабам, может только ленивый. Другое дело-заведомо закрывать глаза на геноцид еврееими палестинцев. Не понимаю как можно быть на стороне этих «цивилизованных» варваров. Один их вид вызывает омерзение. Любители еврейства может еще голощекину памятник поставят?
Международное право на стороне палестинцев. Всё остальное -эмоции.
Все смешалось в доме Облонских! Столь примитивно анализа, мне ещё не приходилось читать.
Не надо говорить за всех. Большинство за Израиль.