Почему казахстанские ученики считают, что в школе они теряют самое ценное – время?
Средняя школа считается серьезной проблемой во всем мире. В том числе – в странах бывшего СССР. Несколько лет назад один из украинских сайтов писал, что «по разным оценкам психологов и работников образовательной сферы, на постсоветском пространстве более 50% детей не хотят ходить в школу». Более того: некоторые исследования показывают, что во время первых лет обучения у детей резко падает мотивация к учебе и снижается способность к пониманию текстов. Размышления выпускников алматинских школ 2023 года это подтверждают.
– По школе не скучаю совсем, – говорит Амир (сейчас студент зарубежного вуза). – Я, да и все мои одноклассники были счастливы, что эти люди (учителя) больше не будут управлять нашей жизнью и шантажировать оценками. Они ставили их по своему усмотрению. Больше всего наши наставники не любили пятерки и двойки. Пятерки (особенно, если это твой профильный предмет на ЕНТ) – потому, что боялись взять на себя ответственность, а двойки – из-за того, что они могут испортить статистику.
Может, в Казахстане и есть какие-то школы (обычные, не элитные типа НИШа и РФМШ), где учат учиться, но я в это особо не верю. Все, кто отучился лет 8-10 назад, говорят примерно то же самое, что скажу я. Мелочные, обидчивые, ограниченные, мстительные люди – вот такими мне запомнились учителя той школы, которую окончила я. У нее имелись только два плюса: она была рядом с домом, а самое главное, благодаря завучу по воспитательной работе здесь не было буллинга одних школьников другими. Он жестко это отслеживал – у него везде были свои «уши» и «глаза».
Что касается знаний, то наши учителя или не умеют их давать, или же давно позабыли то, что знали когда-то. Над этим (пополнением знаний) надо ведь работать, но если их посылали на какие-то курсы, то они воспринимали это как наказание.
Однажды в начале 11 класса мы сдавали пробное ЕНТ – не для себя, а для них – чтобы учителя могли подтвердить свою квалификацию, но платили за это почему-то мы (кажется, по три тысячи с ученика). Чтобы, наверное, не опозориться перед начальством или не потерять работу, разрешили, во-первых, списывать, во-вторых, активно нам помогали, а потом нас же и обругали, что большинство все равно набрало мало баллов.
Мы вообще всегда были перед ними виноваты. За их маленькие зарплаты (говорят, им их подняли, но жаловаться они продолжают) и даже за то, что из-за нас, кого надо из-под палки заставлять посещать школу, они не успевают сбегать на маникюр. Но самый главный упрек – показатели по успеваемости низкие потому, что мы не хотим учиться. На самом деле, большая часть тех, кто выбрал 10 класс, а не колледж, рады бы брать знания, но что делать, если их нет в наличии? Поэтому, отсидев повинность (шесть часов), после школы многие из нас бежали к репетиторам или на курсы.
Не считая английского (на сертификат IELTS я сдал сразу после 10 класса), я ходил по трем своим профильным предметам к очень хорошим репетиторам. Благодаря им стал разбираться в сложных химических формулах, догнал, наконец, в 11 классе физику, а на биологии даже зарабатывал. К моменту сдачи этого предмета как профильного оказалось, что только у меня из всех слушателей курсов имеются самые идеальные и полные конспекты.
Классная, у которой я иногда отпрашивался на дополнительные занятия, советовала не упоминать о репетиторах вообще: пусть предметники думают, что это результат их работы, а то они, особенно химичка, которая объясняла тему так, что никто ничего не понимал, «обидятся».
У нас был только один учитель, который добросовестно выполнял свою работу. Она преподавала математику в казахских классах, наш класс был русским, и классная, не знаю, ради кого она старалась, – ради себя или ради нас, но смогла уговорить ее взять наш 11-Б. Это был настоящий подарок! Математичка не упрекала, не обвиняла и не навешивала ярлыки. Она нас просто учила. Так как этот предмет у большинства был страшно запущенным «благодаря» предыдущим учителям, она дважды в неделю проводила двух-трех часовые консультации. Бесплатно! С теми, кто выбрал математику как профильный, занималась даже на каникулах у себя дома. Подтянув самых безнадежных, она дала им не просто надежду, а шанс на будущее: они смогли набрать пороговые баллы в серьезные технические вузы. Я отчаянно завидовал этим своим одноклассникам, потому что другие учителя просто забили на нас. Они даже на олимпиады записывали, не предупреждая и не спрашивая нас об этом, а уж чтобы подготовить ученика к ней – это вообще из области фантастики. Для них главным было отметиться – они участвовали.
Уроки многие из них проводили спустя рукава или под разными предлогами не делали этого вовсе, поэтому, идя в школу, мы запасались, кто книгами, кто – фильмами.
Но эти учителя-халтурщики не уставали жаловаться (это вообще их любимое занятие), что работа у них адски тяжелая, зарплаты маленькие, а мы – неблагодарные. Наша классная, хорошенько нас поругав (это у нее был такой ежедневный ритуал) и приведя в пример свою великолепную дочку-умницу, заявляла, что надо задабривать учителей, чтобы они ставили нам, потенциальным «двоечникам», хорошие оценки. Раньше сбором денег занимался родительский комитет. Когда пришли в 10 класс, взрослые решили, что с этим мы уже вполне можем справиться сами. Но не тут-то было! Хотя деньги были не наши, а родительские, мы, когда классная пыталась нас раскрутить на подарки, «ловили тишину», не спорили (нас давно от этого отучили) и делали вид, что не понимаем, о чем идет речь. А что? Они же сами из урока в урок опускали нас ниже плинтуса, упрекая в тупости и лености.
– Наши учителя совсем не видели себя со стороны, – говорит Дания, выпускница той же школы. – «Англичанка» не умела читать транскрипцию, а казахского языка, преподавателем которого у нас числилась (именно числилась) завуч по учебной работе, у нас не было вообще. Этот предмет, также, как физкультура и информатика (на этот предмет тоже пришлось походить за деньги на каникулах, чтобы хотя бы хорошо знать свой компьютер), был только для галочки. Наглядными пособиями наши учителя никогда не пользовались. То есть химия и физика проходили без опытов, история и география – без карт. Когда об этом кто-то заикнулся, сказали, что у школы на покупку карт денег нет, а проводить опыты опасно. Видимо, поэтому, чтобы как-то занять время, учителя перемежали свои устные рассказы бесконечными нотациями и разговорами о наших недостатках. Нвпшник, правда, свои уроки добросовестно отводил. Иногда он нас учил собирать и разбирать автомат, хотел однажды провести уроки самовыживания с выездом в воинские части, где мы должны были собрать палатку, разжечь костер, но ему не разрешили. Поэтому на его уроках мы чаще тоже просто беседовали «за жисть».
Об уроках русского языка и литературы особый разговор. Их преподавала 82-летняя поклонница Сталина и Путина. Она считала, что Казахстану сильно повезло, что он был местом ссылки народов и КарЛАГа. Ссыльные и депортированные построили нам электростанции, школы, больницы. Для нее флаг над Рейхстагом водрузили Егоров и Кантария, и правильно будет про страну «нацистов» говорить «на Украине». Ответа на вопрос «тогда почему мы не говорим «на России» или «на Казахстане» мы не получили. Когда она тоненьким дребезжащим голосом говорила, что у нас нет критического мышления, потому что мы читаем не российскую прессу, а слушаем какие-то там BBC, да еще и на английском, хотелось закрыть уши и спрятаться под парту или вообще испариться с урока. Многие так и делали – подкладывали под голову рюкзак и засыпали. Те, кто выдерживал на уроках беседы-монологи на разные темы старушки-учительницы (практических занятий в виде диктантов, изложений, эссе у нас почти не бывало), тоскливо вздыхали: «Лучше пять уроков математики, чем один русского или литературы».
Спорить с ней было бесполезно. Во-первых, классная запретила: «Старость надо уважать, а вдруг ей станет плохо». Во-вторых, на все попытки сказать что-то альтернативное она привычно отвечала «не городи чушь». Итог – когда подходило время СОРов и СОЧей, мы не знали, как их сдавать, эссе так и не научились писать, вернее, если писали, то мысли у нас были «неправильные».
У меня такое ощущение, что в школе я теряла самое ценное – время, потому что, отсидев здесь бесполезно шесть часов, нужно было мчаться домой, быстро перекусить и бежать учиться по-настоящему, чтобы потом вернуться домой часов в 10 вечера. Кстати, нормальные курсы, где действительно давали знания, были почему-то подпольными. Набивалось туда от 15 до 20 человек (в моем школьном классе нас было 23 человека, ходили ежедневно от силы 20), но восемь уроков в месяц стоили достаточно недешево – 25 тысяч тенге наличными с человека, индивидуальные репетиторы, если повезет найти хорошего, – от 5 тысяч за урок.
Наша школа (потом мы узнали, что и в других такая же картина) только официально пребывала этом статусе, а по-настоящему – это был режимный объект для детей. Нас туда запускали, но не выпускали – боялись, что сбежим от невыносимо скучных уроков. Ради этого наглухо закрыли все окна (мы пытались, но открыть их было невозможно) под предлогом того, что вдруг дети, даже мы,11-классники, вдруг выпадем из окна. Духота, вонь… Мне вот интересно, что бы было, если бы вдруг случилось какое-то ЧП? Например, пожар?
Видимо, с них (с учителей) гораздо строже спрашивают не за качество знаний и настоящие, а не нарисованные для отчетов оценки, а посещаемость и внешний вид – единую форму. Наша классная с шести утра начинала строчить в родительские чаты – будите детей и чтобы все строго были в форме! «Вот было бы здорово, если бы все дружно отправились в один магазин и купили одинаковые формы», – мечтала она. Чтобы мы не вздумали самовольно пропускать уроки, привлекали правоохранительные органы. Женщина в форме полицейского, выступая на линейках, запугивала, что поставит нас на учет, а родителей привлечет к административной ответственности, если будем опаздывать и пропускать школу. Когда прозвучал последний звонок, мы все чувствовали себя так, словно нас выпустили из какой-то душной камеры.
Единственным выходом официально избежать этого кошмара и получить аттестат, ради которого все и отбывали повинность, был UStudy – образовательный центр по подготовке к ЕНТ, который наши учителя рекламировали изо всех щелей, даже на уроках НВП. Так и говорили, что не хотят, чтобы мы оставались в школе, потому что им за нас надо нести ответственность. Но этот и все другие подобные ему официальные курсы – так себе (я отходила месяц), потому что там натаскивают за немаленькие деньги (от 60 до 80 тысяч в месяц) действительно слабых, а тем, кто систематически занимался, там делать нечего – идет пережевывание неусвоенного раньше материала. Единственный плюс – в школу не надо ходить.
Аттестаты и после 9, и после 11 класса нам выдавали за деньги. От 1 до 1,5 тысяч «с носа» за то, чтобы их кто-то заполнил вместо классной. Учительница, которая довела нас до 10 класса, ссылалась на то, что она языком (казахским) не владеет. Когда мы заканчивали 11 класс, то были уже более подкованными в этих вопросах, поэтому двое наиболее смелых наших парней пытались возмутиться. Они сказали классной, прекрасно владеющей государственным языком, что это вообще-то ее работа. Она, назвав их мелочными и жадными, позвонила их родителям, а те «наехали» на сыновей. Итог такого заполнения – ошибки в аттестатах. У меня, например, неправильно просклоняли мое имя и я стала мальчиком с женской фамилией.
Свой монолог Дания закончила словами: «Неуважаемые (не все, но один-два человека не делают погоды) учителя! Если вы не любите свою работу, то, пожалуйста, найдите другую, не мучайте детей, не делайте из нас нравственных калек или «терпил», как сказала одна очень независимая девочка, которая пришла к нам в 10 классе из частной школы. Через год, громко хлопнув дверью, она ушла в этот UStudy. Лишь бы не видеть эти «ханжеские морды»…
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.
Раньше в 90х в наше время, учителя объясняли рассказ и давали домашнее задание эту же тему, чтобы ещё раз учили и рассказали так же как учитель на следующем уроке. А сейчас в школе вообще по другому, в школе дают одну тему, а на дом другую аж на три страницы. По математике также. По английскому букву только начали проходить, а домой дают целую статью, нужно перевести, и рассказать.
А мы родители приходим с работы и до часу ночи сидим с ними учим вместе.
Лучше советского образования нет
Здравствуйте как быть родителям, если учитель говорит ученику что не потянишЕНТ лучше в колледж. Не знаю зачем они это делают, по моему каждый ученик имеет право в 10ый или в колледж. Напуганы радитель и ребёнок, в итоге учились бы трое в классе двоих наверное не возмут,остаётся одна. И они же говорят определить её в другую школу .хочется до совершеннолетия была рядом, однако не дают такую возможность.
Сразу видно что человек с поверхностным мышлением, и любящий обменять всех кроме себя. В для начала учителем попробуйте поработать сами, а потом во всем их обвиняйте. учителей заполнением всяких отчетностей и кундиликов загружают так, что самому уроку по остаточному принципу приходится внимание уделять. Но учитель при этом всегда крайний
Да, мне жаль Вас, милая барышня…
Оказывается, ничего не поменялось. Сын заканчивал школу в 2006 году, было точно так, как описывается в статье. Жалко детей, родители которых идут на поводу у школы, у учителей. ДЕТЕЙ всегда надо поддерживать. И, всегда надо выяснять причину нежелания посещать уроки. Я, порой сидела на уроках, чтобы выяснить, почему сына не хочет посещать тот или иной предмет (педстаж 40 лет). Ведь должно быть так: ‘школьные годы чудесные…’ и вина в этом только учителей.
Единичный случай. Нельзя оговарить педагогов. Они не обязаны воспитывать, они вас учат. Воспитание дело родителей. Скорее всего ты высказал мнение родителей. Мажорчик
Кому-то очень выгодно иметь безграмотное население. Тупыми легче управлять для совершения протестов, погромов и беспорядков.
Однобокое суждение. Отсутсвует объектвный анализ ситуации. Учителя остаются одним из трёх субъектов в образовательном процессе, наряду с детьми и родителями. Не может быть что все учителя одной школы были злыми, тупыми и лениывми. Так не бывает!
Это ж надо так ненавидеть учителей
Я думаю ,что дело в авторе этого послания. За все годы обучения увидела только негатив. Так не бывает.Вы злой , ненавидящий человек. Не завидую людям,которые вынуждены находиться рядом с вами.
К сожалению, очень мало педагогов в школе. Единственная надежда на то, что оплату подняли и в школу приходят молодые учителя. Настоящие, любящие детей, только опыта маловато, вместе учатся. В нашем классе родители требовательные, это немного спасает ситуацию
Мин просвещения считает учителей роботами которые должны заполнять Кунделик каждый день выдумывать оценки и тратить время на её заполнения, а это занимает действительно время и нервы .Далее отчётов просто куча , Администрация, родители детей, секретари, психологи ,отделы кадров,соц педагоги это все люди которым должен прислушиваться классный руководитель
Вобщем тряпка для для всех и затычка для всего и всех
К сожаленью, есть учителя, которые с трудом идут на уроки, работают только потому, что учителям повысили зарплату. Говорят о чём угодно на уроке, но не на тему урока. И большой минус системы образования: учителей заставляют некоторым ученикам ставить высокие оценки. Почему — то если ученик силён в математике, то и по языку тоже должно быть «5». Это рейтинг школы. Поверьте, я сама учитель — языковед, но по математикем в школе всегда списывала, никогда ни одну теорию не могла доказать, получала двойки, троцки. Зато очень хорошая успеваемость по гумманирным предметам. Поэтому, выйдя на пенсию, с удовольствием ушла из школы.
Как ученица 11 класса скажу что полностью согласна со статьей. Образование в нашей стране катится непонятно куда. Столько тупых и бесполезных правил. Школа убивает индивидуальность детей,превращая нас в серую массу. Разве этим должна заниматься школа? Вместо того чтобы дать нам должные знания,и подготовить нас к взрослой жизни,нас все время упрекают в том что у нас отсутствует желание идти в школу. Из за кого интересно мы не хотим ходить в школу? Из за вечно недовольных учителей,из за отсутствий возможности получать качественные знания,из за бесконечных упреков. Почему нельзя сделать школу лучше? Мы ведь будущее нашей страны,почему взрослые так ненавидят подростков? Когда мы сможем свободно высказывать свое мнение,не боясь о своих оценках и аттестаций?
Когда наступит « жана Казақстан”?
Чтобы были знания у учеников. Они должны сами тоже заниматься. И слушать на уроках. А не винить учителей вас о всем. Часто по приходят в 10 класс , а н ер знают элементарного. Например, не возможно быстро усвоить материал 10 класса по математике не зная таблицы умножения и прочей элементпрн он й м АМ тематики. Не бывает такого, что знал и забыл. Не учили и не знают. Просто удалось обмануть учителя, списав на контрольных. Или списав у соседа, если мало вариантов. Если нормально учиться, не нужны для школьной программы репетиторы. Другое дело что-то продвинутое. И домашние сами должны делать, а не гдз использовать. Легче всего винить других. А сами ничего не делают.
Я думаю,что в любой сфере есть хорошие и не очень хорошие люди.а автор сам не наделён человеческими качествами. ОЗЛОБЛЕН
Несчастный автор статьи! А заниматься самообразованием и не тратить время и нервы на «недобросовестных» учителей не пробовали?
Дочь учится в 6-ом классе. Ненавидит уроки труда и музыки. Подошла к концу 1-ая четверть, а каждый из этих уроков — особенная пытка. Спрашиваю у ребёнка, над чем работали, какой была тема очередного урока, ответ один и тот же: «Ничего нового. Учительница (труда) сказала рисовать на свободную тему, а сама весь урок сидела в телефоне». Ничего не объясняет, не показывает, задавать ей вопросы нельзя. Интересуюсь, как реагируют одноклассницы. Дочь говорит, что всех устраивает, т.к. можно весь урок сидеть в телефонах, главное, сидеть тихо. По музыке ситуация не лучше. Проблема — в отсутствии компетентных узких специалистов. Жаль впустую растрачиваемого времени.
Проще всего свалить причину своей безответственности на кого то. Учитель всем объясняет одинаково и не шепчет одному или нескольким на ушко. Одну и ту же информацию он преподносит всем ученикам одинаково. Почему же из всего класса, эту информацию впитывают не все, а единицы ? Потому что основная масса не стремится получить знания и потом эти пробелы, естественно, они получают уже ближе ,когда приближается ЕНТ , они вынуждены эти же не полученные вовремя знания, уже получат платно, у этих же преподавателей . Но платно ! Все правильно, если не хотите учиться и получать знания бесплатно, то получайте эти знания платно ! Вы думаете,что эти репетиторы какие то особенные люди ? Это те же учителя, которым надоело учить безответственных детей, не думающих о завтрашнем дне и о карманах родителей, они же и уходят в репетиторство ! Очень жаль, что у вас такое мнение сложилось о большинстве учителей. Вы знаете, когда стараешься и пластаешься перед детьми, которые не хотят тебя слышать и воспринимать, то вообще не хочется стараться. Нет отдачи ! Да, вы правы в том лишь, что прежде,чем идти в эту профессию, нужно хорошо подумать об этом и очень любить и детей и свое дело !
Полностью согласна с этой статьёй! Более того, в школе дети учатся плохому. Условия, как в колонии для несовершеннолетних. Учителя прямо говорят-«У нас нет времени, занимайтесь по Youtube дома»
У меня вопрос-«Школа тогда зачем? «
Что за бред я только что прочитала?
С меня списали, я со школой распрощалась в 2000 году но как будто это про наш класс ÷))
Пусть идут в учителя молодые и продвинутые.И школу доведут до высокого уровня.Ведь молодежь не хочет идти в педагогику- причин много.И главное- в школе не знания дают,а оказывают педагогические услуги.Чтобы стать успешным педагогом нужно очень многое,полное погружение в работу.А учителя в основном женщины,семейные, с детьми ,часто немолодые,болеющие.Это жизнь.
Здравствуйте Мерей.
Знание — пища для ума. И «пища»специфическая, куму то она «заходит» сразу, а кому то нет. В жизни все знания пригодятся, только пока не все ученики это понимают.
Вы зря в статье своей не указали, Амир сам учебу оплачивает в зарубежном вузе? Грант? Свои деньги? Родители платят?