Ya Metrika Fast


English version

Почему казахстанский хоррор «Дәстүр» оказался актуальным и для России?

Культурная среда — 26 июля 2024 10:00
0
Изображение 1 для Почему казахстанский хоррор «Дәстүр» оказался актуальным и для России?

В российский прокат вышел казахстанский фильм «Дәстүр», который зимой этого года установил в нашей стране абсолютный рекорд по сборам, собрав только за первую неделю больше миллиарда тенге. Для показа в России название картины не стали переводить на русский язык – на афишах написано «Дастур», то есть казахское слово в русской транскрипции.

Изображение 2 для Почему казахстанский хоррор «Дәстүр» оказался актуальным и для России?
Изображение 3 для Почему казахстанский хоррор «Дәстүр» оказался актуальным и для России?
Изображение 4 для Почему казахстанский хоррор «Дәстүр» оказался актуальным и для России?

Тем не менее, в каждой российской рецензии на фильм – и профессиональной, и зрительской – объясняется значение слова «дәстүр». И если большинство авторов пишут просто «традиция», то Мария Ракитина (forbes.ru) добавляет еще одно пояснение: «так надо».

Оставим в стороне «правильность» или «неправильность» такого перевода – в конце концов, главное – не перевод, а значение. А значение в данном случае абсолютно верное: весь этот «хоррор» (ужас), что происходит в фильме «Дәстүр», происходит из-за того, что «так надо».

Напомним сюжет картины. Она начинается совсем не как «ужастик», а скорее как социальная драма: две подруги, Диана и Айгерим, возвращаются домой после школьного выпускного вечера. Вдруг рядом с ними останавливается автомобиль местного «золотого мальчика» Болата: у его отца – большое скотоводческое хозяйство (дело происходит в ауле с говорящим названием «Болашак»). Понятно, что парень избалован донельзя (уже в трейлере мы слышим рассуждения его родителей: «Отправили в город – залез в долги. Устроили на работу – он устроил драку» – «Давай просто женим нашего сына») и привык получать все, что хочет, здесь и сразу. Сейчас он хочет Диану, и, когда девушка отказывается от предложения покататься на его машине, берет ее силой.

Чингиз Айтматов

Дальше сюжет может рассказать любой казахстанец, даже если он не видел фильм «Дәстүр»: обращение в полицию, крики матери Дианы – «Куда вы смотрели? Вы хоть знаете, что ваш сын сделал с моей дочерью?», бессилие «хорошего полицейского» перед аульными богачами, предложение решить дело «миром», цена вопроса – 10 миллионов тенге и… свадьба. Потому что «так надо». Потому что «ұят болады» – уже все село знает. И вот после этой свадьбы, где гости, опять же, как будто так и надо, желают счастья молодым, когда Диана попадает в дом родителей Болата, начинается обещанный «хоррор».

Обещанный как в «тизере» картины («фильм, завораживающий леденящей атмосферой ужаса, одновременно поднимает важный вопрос сексуализированного насилия»), так и уже в ней самой: «Будь ты проклят! Пусть Аллах никогда не простит тебя!» – кричит Диана Болату.

Ужасы в доме аульных богачей варьируются от почти бытовых: зрителю показывают кошару, где перерезан весь скот, но кто это сделал – человек или зверь, не понятно, и заевшего звука на телевизионном пульте – до нормальных мистических, то есть появления призраков.

Впрочем, как раз «хоррор» в казахстанском фильме, судя по отзывам, не особенно впечатлил россиян (пишут о вторичности самих идей, вспоминая американский «Экзорцизм» – в нашем фильме изгнанием нечистого, понятно, занимается мулла), в отличие от темы, ее решения в картине – и ее решения в нашем обществе. Забегая вперед: когда не живешь в стране и лишь читаешь о ней в Интернете, легко поверить, что у соседей борьба с домашним насилием идет намного успешнее, чем у тебя на родине.

Изображение 5 для Почему казахстанский хоррор «Дәстүр» оказался актуальным и для России?
Изображение 6 для Почему казахстанский хоррор «Дәстүр» оказался актуальным и для России?

Итак, что пишут российские журналисты и критики?


«Хоррор Куаныша Бейсека «Дастур»… вышел в казахстанский прокат в конце декабря 2023 года. К тому времени в соцсетях уже шел флешмоб с требованием наказать экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева, задержанного за убийство своей гражданской жены Салтанат Нукеновой, но до окончания громкого судебного процесса и принятия поправок, криминализирующих семейно-бытовое насилие, оставалось еще несколько месяцев. Фильму, который резонировал с социальной повесткой, был обеспечен кассовый успех — в первую неделю на экранах он заработал рекордные 1 млрд тенге ($2,1 млн). В своем полнометражном режиссерском дебюте модный клипмейкер Куаныш Бейсек обличал коррупцию, чинопочитание и оправдание патриархальной жестокости, поэтому попал в нерв времени». (Forbes.ru)

«Картина затронула болезненные темы коррупции, гендерного насилия и принудительных браков, что вызвало живой отклик у зрителей». (rbc.ru)

Но, пожалуй, самое важное и самое честное написал theblueprint.ru. Тоже напомнив о процессе над Куандыком Бишимбаевым, журналист Мария Кувшинова пишет:

«Насилие редко оправдывается напрямую, но часто отрицается и замалчивается — Россия и Казахстан в этом смысле мало отличаются друг от друга и от других человеческих сообществ. Однако Казахстан на официальном уровне сделал большой шаг для признания проблемы, в то время как в нашей стране аналогичный закон все еще лежит под сукном, несмотря на то, что своя Салтанат в России уже была — Анастасия Ещенко, убитая партнером, доцентом Олегом Соколовым в 2019 году (по странному совпадению она погибла почти в тот же день, что и Нукенова, накануне 9 ноября). Соколов, также длительное время истязавший женщин, получил вдвое меньше, чем Бишимбаев, — 12 с половиной лет».

То есть выход в российский прокат казахстанского «ужастика» дал возможность журналистам говорить о проблемах собственной страны. И не только.

«Процесс Бишимбаева, хорошо известный в России, и всплеск бытового насилия на фоне боевых действий приводят к новому витку полемики о законе, – пишет theblueprint.ru. Об интенсивности этих споров можно судить хотя бы по тому факту, что в июне уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова предложила вновь обсудить введение ответственности за домашнее насилие (побои в семье были декриминализированы в 2016 году). В этом намерении ее поддержала председательница Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, однако уже через неделю та же Останина обратилась к участникам Юридического форума в Петербурге с просьбой дать негативную оценку закону, потому что, по ее мнению (и по мнению Российской православной церкви), мы рискуем разрушить институт семьи, называя его источником насилия.

Изображение 7 для Почему казахстанский хоррор «Дәстүр» оказался актуальным и для России?
Изображение 8 для Почему казахстанский хоррор «Дәстүр» оказался актуальным и для России?

Однако в контексте процесса Бишимбаева противники профилактики домашнего насилия в нашей стране оказываются в двусмысленном положении: дружественная страна, менее урбанизированная, чем Россия, не планирующая вступать в ЕС и не ратифицировавшая Стамбульскую конвенцию Совета Европы о предотвращении домашнего насилия, уже признала проблему и приступила к ее решению, а мы все еще маркируем подобные разговоры как происки иноагентов. Но какими бы причинами ни руководствовались противники закона о домашнем насилии в России и кем бы они ни были, сколько бы времени ни заняло его принятие, в конечном итоге он не может не быть принят, не только потому, что это вопрос гуманизма, — это вопрос сбережения человеческого ресурса, психического и ментального здоровья будущих поколений, а также вопрос современных стандартов городской жизни. Но сколько еще Нукеновых и Ещенко должны погибнуть, прежде чем это случится?».

Мы, живя в Казахстане и понимая, что на самом деле ситуация – даже с принятием «закона Салтанат» – пока не особенно изменилась, можем только присоединиться к этому вопросу. И еще раз поблагодарить авторов казахского «хоррора» за то, что они, да, может, небезупречно, но громко и ясно еще раз заявили об этой, по-прежнему существующей проблеме.

И последнее. В фильме «Дәстүр» зрители и журналисты нашли множество ассоциаций: от имен главных злодеев картины – Нурсултан и Болат – до уже упомянутого названия села – «Болашак». Но есть еще одна, на которую, похоже, пока особо не обращали внимания: один из «хорроров» – это рождение теленка с двумя головами. Если кто забыл – такие двухголовые животные стали появляться в наших степях после взрывов на Семипалатинском полигоне.

Иллюстрация на обложке из открытых источников.


Алия Аман

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.