Ya Metrika Fast
English version

Почему Казахстану понадобится более 30 лет для того, чтобы догнать страны ЕС по производительности труда

Общество — 8 сентября 2025 10:00
0
Изображение 1 для Почему Казахстану понадобится более 30 лет для того, чтобы догнать страны ЕС по производительности труда

По данным МОТ, Казахстан в ноябре 2024 года занимал 47 место по производительности труда, находясь между Турцией ($40,2) и Кипром ($38,3) и демонстрируя показатель в $39,3 ВВП (по ППС в ценах 2021 года) за отработанный час. Но значительная часть достигнутого результата в Казахстане связана прежде всего с развитием сырьевых и капиталоемких секторов экономики.

15 лет перемен: как росла производительность труда в Казахстане?

С 2010 по 2024 гг. Казахстан продемонстрировал заметный номинальный рост производительности труда. За указанный период объем выпуска продукции на одного занятого увеличился в 5 раз – с Т2,4 млн в год до Т12,6 млн. Однако стоит заметить, что, учитывая инфляцию, рост производительности труда был не таким значительным. Это связано с существенным повышением уровня цен в кризисные годы.

Кроме этого, существует показатель совокупной факторной производительности (TFP), рассчитываемый МВФ. Как мы писали ранее, в Казахстане после 2010 года TFP начал заметно снижаться, что может говорить о замедлении темпов технологического обновления и недостаточной эффективности использования ресурсов.

Среди секторов стремительный реальный рост демонстрирует сельское хозяйство – в среднем на 8,8% ежегодно в течение последних 15 лет. Однако данный рост оказывает незначительное влияние на общий уровень производительности труда в экономике. Это связано с тем, что уровень производительности в сельском хозяйстве существенно ниже, чем в большинстве других отраслей. Так, например, в горнодобывающей промышленности производительность труда превышает сельскохозяйственную более чем в 11 раз.

Следует также отметить, что высокие темпы роста производительности в сельском хозяйстве обусловлены не только расширением объемов производства, но и значительным сокращением численности занятых в отрасли: с 2010 по 2024 гг. число работников в сельском хозяйстве снизилось на 55%. В то же время во всех остальных отраслях экономики наблюдался рост занятости – в среднем на 51% за указанный период.

На сырьевую направленность экономики нашей страны также указывали эксперты МВФ в своем исследовании «Call of Duty: Industrial Policy for the Post-Oil Era» , где было сказано, что нефть потеряет свою значимость в следующие два десятилетия и уже сегодня экспортеры нефти должны кардинально переосмыслить планы по индустриализации и диверсификации своих экономик. Единственный путь к устойчивому долгосрочному росту в нефтяных странах – это создание в стране динамичных секторов экономики для экспорта средне– и высокотехнологичных товаров и услуг, что будет напрямую влиять на повышение производительности труда и на обеспечение качественного роста экономики и благосостояния населения.

Казахстан и мир: почему развитые страны нас обгоняют?

Несмотря на положительную динамику роста производительности труда, Казахстан все еще сталкивается с серьезным разрывом по этому показателю с развитыми странами. До уровня Европейского союза и особенно США остается значительное расстояние, обусловленное как особенностями экономики и государственной политики, так и качеством человеческого капитала и технологий.

 Однако страны ЕС показывают реальный рост в 0,3% в среднем за год в период с 2010 по 2024 годы. Несмотря на превосходящие темпы роста производительности труда в Казахстане, мы считаем, что его реальные значения остаются скромными (3%). Следует учитывать, что низкие темпы прироста в странах ЕС и США объясняются высокой исходной базой. Несмотря на это, по нашим расчетам, при сохранении среднегодовых показателей реального роста производительности труда в Казахстане и ЕС, нашей стране понадобится более 30 лет для того, чтобы обогнать страны Европейского союза. 

Первым ключевым сдерживающим фактором роста производительности труда в Казахстане остается недостаточный уровень конкуренции. В этих условиях рост производительности труда зачастую обеспечивается не за счет реального повышения эффективности, а за счет государственных субсидий и мер поддержки, что создает искаженные стимулы и тормозит развитие инноваций. Вторым важным фактором является текущая фискальная политика, о которой мы ранее уже писали. В условиях перманентно высокой инфляции, нестабильного макроэкономического фона и курса национальной валюты сложно корректно оценить реальные показатели роста производительности. Инфляция значительно искажает номинальные значения. Кроме того, необходимо сосредоточиться на разработке и реализации целенаправленных подходов к повышению производительности в торгуемых несырьевых секторах экономики.

Для этого Казахстану необходимо обеспечить структурную трансформацию экономики – создать условия для свободного и быстрого перераспределения трудовых и инвестиционных ресурсов в более продуктивные секторы. А для этого, в свою очередь, Казахстану необходима полноценная рыночная экономика.

Подтверждением этому является статистика горнодобывающего сектора. Даже несмотря на то, что казахстанская горнодобывающая отрасль демонстрирует высокие показатели производительности труда по сравнению с другими отраслями страны, уровень производительности в странах Европейского союза, где функционирует полноценная рыночная экономика, существенно выше. Так, в среднем производительность труда в горнодобывающем секторе ЕС в 2022 году превышала казахстанский показатель в четыре раза, достигая $492 тыс. на одного занятого против $120 тыс. в Казахстане. Показательным примером является нефтяная отрасль: в ЕС производительность труда составляла $2 млн на одного занятого, тогда как в Казахстане данный показатель, по нашей оценке, составлял $0,5 млн.

Также наблюдается значительное отставание в другом торгуемом секторе – сельском хозяйстве. Так, производительность труда в 2024 году составила $10,6 тыс. на занятого, тогда как в ЕС – $48,3 тыс., что означает отставание в 4,5 раза.

Отдельного внимания заслуживает обрабатывающая промышленность, в частности металлургия, на которую в Казахстане приходится около 40% выпуска и которая относится к сырьевому сектору, тогда как доля машиностроения составляет лишь 19%. Для сравнения, в странах Европейского союза металлургия занимает лишь 12,6%, что свидетельствует о более диверсифицированной и технологически ориентированной структуре промышленности.

В обрабатывающей промышленности разрыв менее выражен, чем в сельском хозяйстве: $56,0 тыс. в Казахстане против $106,4 тыс. в ЕС в 2024 году, что в 1,9 раз меньше показателей ЕС. Это минимальный уровень разницы за последние 10 лет. Однако важно учитывать, что большая часть казахстанского выпуска, как мы писали выше, в обрабатывающей отрасли относится к металлургии, тогда как в ЕС ее доля меньше. По этой причине сравнение может не отражать отставание в производстве несырьевых торгуемых товаров.

Глава государства в своем Послании народу Казахстана в 2023 году отмечал, что правительство субсидирует и финансирует казахстанскую экономику, противореча принципам рыночной экономики . Поэтому, как отмечалось выше, Казахстану необходимо сосредоточить внимание на развитии торгуемых несырьевых секторов экономики (сельское хозяйство, машиностроение и услуги), при этом их рост должен обеспечиваться рыночными механизмами, без влияния государства.

Казахстану необходимо кардинально пересмотреть прямую государственную поддержку бизнеса и сосредоточить усилия на повышении производительности труда во внешнеторгуемых несырьевых секторах при создании полноценной рыночной экономики.

Действующая модель, по сути, замещает рынок, нарушая принципы конкуренции, искажая ценовые сигналы и снижая мотивацию бизнеса к инновациям и повышению производительности труда: «Доля прямого участия государства в экономике остается на высоком уровне, что нарушает равенство условий на рынке и подавляет частную инициативу» . В результате формируется зависимость от государственной помощи, а не от способности адаптироваться к рыночным условиям и международной конкуренции.

Для этого Казахстану необходимо не просто корректировать отдельные экономические программы, а провести глубокую институциональную реформу, направленную на снижение роли государства в экономике, усиление рыночных механизмов и создание среды, в которой бизнес будет развиваться за счет эффективности, а не административных преференций. 

Арслан Аронов – Аналитический центр
Мурат Темирханов – Советник председателя Правления

Полная версия.


Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.