Почему Китай не торопится спасать свою экономику? - Exclusive
Поддержать

Почему Китай не торопится спасать свою экономику?

За последние три года темпы роста совокупного спроса в Китае значительно ослабли. Помимо последствий политики борьбы с Covid в Китае, на экономику страны негативно влияет снижение глобального спроса. В июле экспорт снизился на 14,5% (год к году), что резко контрастирует с уверенным ростом экспорта на 17,2% в июле 2022 года (также год к году). На фоне такого негативного давления решение властей не объявлять о принятии масштабного пакета мер стимулирования (а этого пакета многие ожидали) сильно озадачило иностранных и китайских обозревателей.

Китайское руководство, конечно, знает о начавшемся замедлении темпов роста экономики, но, вероятно, оно полагает, что риски, создаваемые пакетом стимулирования, будут выше, чем риски бездействия. Не исключено также, что власти уверены в устойчивости отечественной экономики к глобальной рецессии и рассчитывают на то, что экономика сама быстро восстановится.

Так или иначе, Китай явно решил не предпринимать каких-либо дополнительных действий. Более того, Китай столкнулся со значительными барьерами, которые препятствуют каким-либо дополнительным интервенциям в экономику. Дело в том, что из-за огромных накопленных долгов (особенно местными органами власти) у страны осталось лишь ограниченное пространство для манёвра. К тому же как минимум с 2018 года внешняя среда для Китая становится всё более неблагоприятной, создавая проблемы, подобных которым страна не видела на протяжении последних 40 лет.

Соответственно, Китай выбрал очень осторожные подходы к управлению макроэкономикой. Интересным примером здесь служит монетарная политика. Например, в марте 2020 года, когда началась пандемия Covid-19, Федеральный резерв США сразу снизил процентные ставки почти до нуля. Напротив, Народный банк Китая снизил процентные ставки лишь на 0,2 процентных пункта. А когда Федеральный резерв стал быстро повышать ставки в ответ на рост инфляции (в общей сложности с марта 2022 года они были повышены на пять процентных пунктов), НБК провёл серию умеренных снижений ставки, чтобы содействовать росту ВВП и отреагировать на пониженный спрос.

Именно эти подходы стали главной причиной, позволившей Китаю избежать безудержного роста инфляции в течение последних двух лет. Об этом чётко было сказано в апрельской речи бывшего управляющего НБК И Гана во время его визита в Институт мировой экономики им. Петерсона в Вашингтоне. В своей речи И Ган подчеркнул приверженность НБК так называемому «принципу затухания», согласно которому центробанки должны воздерживаться от принятия радикальных мер в ситуации неопределённости. Эту хорошо известную концепцию впервые предложил ещё в 1967 году йельский экономист Уильям Брейнард, но речь И Гана позволяет лучше понять сдвиги в китайских подходах к экономической политике за последние годы.

Теоретически более консервативная монетарная политика способна лучше согласовывать краткосрочные меры с долгосрочными целями. Для этого центробанки должны устанавливать реальные процентные ставки на уровне, максимально близком к темпам потенциального роста ВВП. Нобелевский лауреат по экономике Эдмунд Фелпс в своей новаторской работе о золотом правиле накопления капитала показывает выгоды подобных подходов.

В той или иной степени из речи И Гана можно сделать выводы по поводу нынешнего образа мышления руководства Китая и об изменениях в стиле проводимой им политики, и это объясняет, почему экономика Китая в последние годы стала менее волатильной. Снижая масштабы контрциклических мер, Китай сумел добиться продолжения роста экономики даже без всплеска спроса. Вероятно, это согласуется с государственным планом развития, в котором поставлена цель минимизировать огромные издержки, возникающие при несбалансированном росте экономики. Среди таких издержек – быстрое накапливание краткосрочных финансовых рисков.

Более того, отход Китая от агрессивной макроэкономической политики, возможно, объясняется пониманием его руководством угрозы, которая возникла из-за достижения страной критического порога накопленных системных финансовых рисков, что произошло ещё несколько лет назад. Учитывая природу китайской политической системы, подобные риски считаются здесь неприемлемыми, поскольку создают угрозу для социально-политической стабильности.

В результате ещё в 2016 году Китай начал всестороннюю работу по избавлению от рисков. Власти сделали задачу избавления от рисков своим руководящим принципом и вместо агрессивной макроэкономической политики выбрали более благоразумные подходы. Для того чтобы уменьшить риски и решить проблему избыточной финансиализации реальной экономики, Китай инициировал волну сокращения долговой нагрузки, а также провёл целевые финансовые интервенции, устроил зачистку в индустрии управления финансовыми активами и спровоцировал коррекцию в двух крайне закредитованных отраслях – финансы и недвижимость.

Кроме того, риски и неопределённости всё чаще создаются внешним давлением. Двадцать лет назад, когда китайская экономика была сравнительно мала и имела фиксированный валютный курс, её внутренняя политика в целом была изолирована от внешнего влияния. Но сегодня китайская экономика стала слишком большой, а её отношения с мировой экономикой радикально изменились, и это вынуждает Китай выбирать более осторожные подходы в ситуации неопределённости. Например, сегодня НБК обязан пристально отслеживать изменения в разнице процентных ставок в США и Китае и оценивать потенциальные последствия этой разницы для рынков капиталов в стране и для курса юаня.

Иными словами, отход Китая от агрессивной макроэкономической политики не должен удивлять. Но хотя политика избавления от рисков, возможно, оказалась эффективной в предотвращении финансового или долгового кризиса, пандемия и последующие меры борьбы с Covid-19 уменьшили способность экономики страны к ребалансировке и к быстрому восстановлению, что привело к дальнейшему сокращению спроса.

Для ускорения темпов восстановления китайской экономики крайне важно вернуть совокупный спрос к допандемическому уровню. С этой целью Китай мог бы проводить более проактивную бюджетную и монетарную политику, особенно учитывая, что политика избавления от рисков проводится уже так долго. Хотя власти сталкиваются с необходимостью поддержания деликатного баланса, повышение риска начала затяжного спада лишь подчёркивает потребность в более эффективных решениях актуальных проблем, с которыми столкнулась китайская экономика.

Впрочем, Китай мог бы сделать даже больше для ребалансировки своей экономики. Обязавшись провести структурные реформы, ликвидировав барьеры для выхода на рынок, открыв доступ в те отрасли, которые сейчас закрыты для иностранной конкуренции (например, образование, профессиональная подготовка, консалтинг и здравоохранение), Китай мог бы создать множество рыночных возможностей для частного сектора и приблизиться к достижению долгосрочной экономической стабильности.

Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org

Иллюстрация на обложке из открытых источников.

Чжан Цзюнь

Декан Школы экономики в Фуданьском университете, директор Китайского центра экономических исследований (Шанхай).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.