Почему мы до сих пор не знаем правды о Декабре 1986-го?
Около дюжины лет назад среди студентов проводился опрос о том, кого бы они хотели видеть президентом страны. Его результаты шокировали – большинство опрошенных назвали Мухтара Шаханова, хотя среди кандидатов числились сам действовавший на тот момент глава государства и некоторые другие известные политики. Данные опроса, по понятным причинам, почти не публиковались. Шаханов, как известно, не страдал президентскими амбициями, но факт остается фактом – его популярность среди молодежи была высока, и это не могло не раздражать Нурсултана Назарбаева.
Народный поэт
Примечательно, что на официальных ресурсах в биографии нашего героя нет упоминаний о его политической и общественной деятельности, но мы восполним этот пробел.
Итак, родился Мухтар Шаханов 2 июля 1942 года в селе Каскасу Ленгерского района Южно-Казахстанской области (ныне Толебийский район Туркестанской области). Как и у всех сверстников, у него было трудное военное и послевоенное детство, но уже с юных лет стал проявляться его литературный талант, который родственники и учителя всячески поддерживали. Еще студентом Чимкентского педагогического института он стал работать в газете «Оңтүстік Қазақстан» – сначала корректором, а потом литературным сотрудником.
Параллельно он стал публиковаться не только в своей газете, но и в республиканских изданиях, а также отправлял свои произведения в московские газеты, многие из которых были опубликованы. Говорят, что казахи, находящиеся вдали от дома, делали вырезки из этих газет и хранили их, как напоминание о доме. В 1966 году выходит его первый сборник стихов под названием «Счастье», а всего их, вместе с романами, поэмами и другими произведениями было издано не менее полутора десятка.
Любая редакция почла бы за честь иметь такого сотрудника, но он много лет отдал только одной газете – «Лениншіл жас», в которой был корреспондентом по ЮКО. Но в 1984 году ему предложили стать главным редактором журнала «Жалын», и Шаханов не мог отказаться. Это было некоторым подспорьем в росте его популярности не только среди молодежи, но и ровесников (тогда ему было чуть более 40 лет) и представителей старшего поколения. Поэтому неудивительно, что в 1989 году Мухтар Шаханов избирается депутатом знаменитого Верховного совета СССР.
К этому времени в его некоторых произведениях, включая пьесы, стали проступать признаки социальных противоречий и заявки на национальную самобытность. Более того, к Шаханову стали обращаться сотни людей, искавших справедливость и поверивших Перестройке. Среди них были родственники осужденных за Декабрьские события 1986 года и сами «желтоксановцы».
Москва, Кремль…
Безусловно, если говорить о политической деятельности Шаханова, то большинство сразу вспомнит о его выступлении в Москве, в Кремлевском дворце, когда он на всю страну впервые заявил о необходимости коренного пересмотра отношения к Декабрьским событиям. Если для оратора это было естественным продолжением его общественной деятельности, которая, в свою очередь, была тесно связана с деятельностью творческой, то для функционеров это было практически пощечиной. Так Мухтар Шаханов на долгие годы стал олицетворением «совести нации».
Именно из его уст весь Советский Союз (а стенограммы со съезда в то время стали самым популярным жанром) узнал о применении против мирных демонстрантов саперных лопаток и служебных собак, а также о том, что количество жертв среди молодежи несоизмеримо с официальными данными. Поэтому его инициативу на союзном уровне создать комиссию по расследованию поддержали известные политики и общественные деятели – Сахаров, Ельцин, Евтушенко, Гамзатов и другие. То есть, джин был выпущен из бутылки, поэтому союзным и республиканским властям нужно было что-то предпринимать.
Тема Желтоксана всегда было одной из самых больных для Нурсултана Назарбаева, который в тот момент собирался перебираться из кресла председателя Совмина республики, где просидел пять лет, на заветную должность первого секретаря Компартии Казахстана. Конечно, этот «выпад» скорее был против генсека ЦК КПСС Горбачева, но в данном случае в более шатком положении оказался Нурсултан Абишевич.
Под давлением общественности Комиссия была создана, но не на союзном, а на республиканском уровне, куда Мухтар Шаханов вошел сопредседателем. Понятно, что не только новый глава республики, но и многие большие чиновники из КГБ, МВД, исполкомов и комсомола, мягко говоря, не были заинтересованы в объективном расследовании Декабрьских событий.
И другое – не менее важное и то, что прямо относится к нашему сериалу. Именно на основе данных Комиссии Аркен Уак написал свой труд, обвинив Назарбаева в геноциде. Хотя для объективного читателя, внимательно ознакомившегося с документами, добытыми группой Шаханова, и без лишних комментариев была понятна роль тогдашнего председателя Совмина Каз.ССР в Декабрьских событиях.
Совесть нации
Исходя из этого, понятно, почему Нурсултан Абишевич всячески избегал полного расследования того, что произошло на главной площади Алма-Аты в декабре 1986 года, а главное – что было в бункере и Штабе операции «Метель-86». Более того, по некоторым данным, далеко не все данные и выводы Комиссии по расследованию были опубликованы – кое-что видели только единицы (многих из них уже нет в живых), и эти документы дожидаются своего часа.
Что касается самого Шаханова, то в 90-ые он взял некую паузу в политической деятельности, не переставая заниматься общественной и творческой деятельностью. Однако это не мешало ему регулярно выступать на митингах и «круглых столах» оппозиции, в том числе и несанкционированных. Некоторые мирные собрания он и его сподвижники организовывали сами. Образ защитника нации, как представителя интеллигенции, прочно закрепилась за Мухтар-ага, и, объективно говоря, во многом была оправдан.
В «нулевых» годах Шаханов, видя, что происходит в стране, реанимирует политическую деятельность, возвращаясь в нишу национал-патриотизма (в правильном понимании этого термина), куда стали приходить новые лица. Он вливается в протест оппозиции по поводу наметившейся передачи миллиона гектар казахской земли китайским «фермерам», во многом взяв инициативу в свои руки (оппозиция, в принципе, против не была), а также стал вновь поднимать проблемы государственного языка.
В конце 2009 года он от имени движения «Мемлекеттiк тiл» он выступил против объявленной тогда «национальной доктрины», а заодно и деятельности Ассамблеи народов Казахстана. В ходе пресс-конференции он, в частности, заявил: «Приватизация прошла – молчим, распродали землю – молчим, распродали недра – молчим. Теперь отнимают нашу душу – хотят отменить казахскую нацию». Свои слова он подкрепил угрозой объявить большую голодовку.
В то же время Шаханов заявил о создании политической партии «Ұлтық рұхы». Был даже проведен учредительный съезд и соблюдены все другие формальности, включая подачу документов в Минюст. Но тут то ли власти что-то не то нашли, то ли сам Шаханов, со свойственной ему привычкой не доводить дело до конца (следует признать такой общественно-политический грех, при всем уважении), но регистрация партии «зависла» на долгие годы и до сих пор не ясна ее судьба. Но ко все прочему тогда, в 2009-ом, он создал и возглавил еще одно движение – «Тәуелсіздікті қорғау» (дословно «Защита Независимости»).
В преддверии парламентских выборов 2012 года Мухтар Шаханов становится чуть ли не основным лицом партии «Руханият». Именно этот факт, а также жесткие высказывания Шаханова и Серикжана Мамбеталина (лидера партии) по поводу расстрела в Жанаозене стали поводом для оперативных действий режима, чтобы снять партию с выборов вопреки всем законам. Напомним, тогда бедным работникам избиркомов приходилось вручную вычеркивать «Руханият» из уже отпечатанных избирательных бюллетеней, что, в свою очередь, уже делало выборы нелегитимными – так как он, бюллетень, согласно конституционному закону о выборах оказывался «испорченным» (соответствующие изменения в законодательство внесли только в этом году).
Осадок остался…
Именно в эти годы прошел опрос среди студентов, с которого мы начали сегодняшнее повествование. Подчеркнем еще раз, Мухтар Шаханов никогда не видел себя президентом, а если ему задавали этот вопрос, то он либо отшучивался, либо переводил тему, коротко говоря: «Это не мое». Но, возможно, если бы его попросили (но не так, как несколько раз просили Назарбаева остаться еще на один срок), то он поучаствовал бы в президентской гонке.
В последние годы Мухтар-ага мало появляется на публике или больших общественно-политических мероприятиях (в том числе, по причине здоровья – все-таки 82-ой год пошел). Но, судя по всему, другой «Шал» все еще не забыл свои старые обиды. Тем более, вероятность того, что основные документы «шахановской комиссии» всплывут на свет до его, Нурсултана Абишевича, ухода из жизни, становится все более высокой.
А вот нынешний президент, похоже, не слишком беспокоится об этом (в отличие от его Администрации, которая все еще опасается популярности Шаханова среди молодежи). Это косвенно подтверждается тем, что в прошлом году Касым-Жомарт Токаев наградил Мухтара Шаханова званием «Халық Қаһарманы», которую тот весьма благосклонно принял. Вряд ли такое можно было представить «при Назарбаеве».
3 Комментариев
ШАХАНОВ МУЖИК С ГОЛОВОЙ.
Отец нации
Ничего не понял. Почему в итоге не знаем про декабрь 86го и что сделал тогда Назарбаев?