Почему нация не замечает общенациональные Курултай?
Недавняя беседа с исследователем Сериком Бейсембаевым, основателем проекта PaperLab, проливает свет на одну из ключевых проблем современной казахстанской политики – глубокий кризис общественно-политической коммуникации. Поводом для разговора стало исследование, проведенное совместно с «Демоскопом», согласно которому 60% населения даже не знают, что в стране прошёл очередной Национальный Курултай – якобы важное и символическое мероприятие.
В чём проблема?
Курултай, как элемент «слышащего государства», изначально задумывался как площадка для открытого диалога между властью и обществом. Но по факту превратился в формат одностороннего вещания – длинные речи, официальная повестка, формальность и пафос. Проблема, как подчеркивает Бейсембаев, не в самой идее Курултая, а в способе её реализации. Сегодня общество требует горизонтального, живого, двустороннего диалога. Однако власть продолжает использовать вертикальные, устаревшие методы.
Почему это не работает?
Потеря интереса: люди устали от официозных мероприятий. Телевидение, как основной канал донесения информации о подобных событиях, работает лишь на аудиторию 50+, в то время как молодёжь живёт в соцсетях.
Информационная изоляция молодёжи: молодёжь не только не интересуется подобными форматами, но и зачастую ничего о них не знает. В спонтанных упоминаниях событий года Курултай даже не попал в список.
Устаревшая подача: с каждым Курултаем выступления становятся длиннее – речь Президента на последнем насчитывала около 9 тысяч слов. Но это лишь усиливает ощущение «монолога сверху», перегружающего, а не вовлекающего.
Что предлагает Бейсембаев?
1. Не отменять Курултай, а изменить формат. Это может быть одна из площадок для общения, но не единственная. Нельзя считать, что проведение Курултая автоматически закрывает вопрос диалога с обществом.
2. Новая культура лидерства: не менторский, снисходительный тон, а разговор на равных. Особенно с молодёжью. Сегодня это самая информированная, медиаграмотная и чувствительная к фальши аудитория.
3. Открытость и честность: важно не только говорить, но и слушать. Прозрачность, прямой диалог и признание проблем – основа доверия.
4. Уход от централизации: страна разнообразна, и любые универсальные идеологические документы не будут работать одинаково в Туркестане и Костанае. Нужна гибкая, регионально ориентированная политика.
Молодёжь – угроза или шанс?
Бейсембаев говорит прямо: хватит считать молодёжь источником риска. Это не серая масса, которой нужно управлять, а самостоятельные, думающие люди, умеющие фильтровать информацию и чувствующие неискренность. Подход к ней должен быть уважительным и равноправным. Иначе – отчуждение, протест, апатия.
Кризис повестки или кризис доверия?
В интервью поднимается важный вопрос: почему гражданское общество постоянно упрекают в отсутствии своей повестки, но никто не задаёт тот же вопрос власти? За последние годы было множество лозунгов – «Жаңа Қазақстан», «Слышащее государство», «Рухани Жаңғыру» – но почти ни один из них не подкреплён действиями. Это приводит к вымыванию смысла из самих слов, потере доверия к реформам и ощущению, что всё – это просто политтехнологии.
Что дальше?
Планы разработать «концепцию внутренней политики» – ещё один симптом желания централизовать и унифицировать. Но, как подчёркивает Бейсембаев, в условиях сложного, многообразного общества это путь в никуда. Идеология, которая не отражает разнородность страны и не адаптируется к региональным реалиям, обречена на провал. Главное – не очередной документ, а признание необходимости политических изменений, инклюзивности и реального участия граждан.
Вывод
Низкий интерес к Национальному Курултаю – это не причина кризиса доверия между обществом и государством, а его симптом. Люди не верят в формат, в котором власть говорит, а общество должно слушать. Современное казахстанское общество требует не только быть услышанным, но и быть включённым в процесс принятия решений. И пока власть этого не поймёт, любые «концепции», «реформы» и «диалоги» останутся пустыми словами.
5 Комментариев
Хороший вопрос задал журналист, написавший этот материал: «Почему в слышащем государстве нация не замечает курултай?»… Ответ следующий: и нация и государство слышат, но не видят, т.к. ум дремлет! Оба в статике, об этом уже не раз я говорил. Уже много веков в статике. За 33 года с высоких трибун не раз звучало: «Мало идей», «Нет своих Билов Гейтсов», «Нет новых путей Абая» и т.д. Ну, какие «Пути Абая», когда Кадыр Мырзалиев в 1990-х публикует в «Қазақ әдибиеті» статью «Аш жалаңаш ақын» и до смерти не дождался, чтобы литераторам начали платить гонорар за их работу. Так же и с учеными и изобретателями: если в передовых государства 4% ВВП тратят на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, то у нас выше 0,2% десятилетиями не поднималось. Дрёма мозгов. Который век. Хотя каждый век степные матери рожают гениев, но они никому не нужны — ни нации, ни государству. Потому и глотание пыли проходящих мимо караванов. Динамика же начинается с интереса нации и государства к тем, кто дает результат своего труда как в гуманитарных, так и в технологических отраслях.
За нынешние пять лет сделано много хорошего. Само возрождение института Курултая есть один из важных шагов, как и установление режима слышащего государства. Теперь стать необходимо и мыслящим государством, мыслящей нацией — чтобы нация и государство увидели друг друга и стали трудиться на одной волне. Это жизненно важно в такую турбулентную эпоху, как сейчас и ближайшие 25 лет — когда меняется мир. Золотой век человечества, начатый каганом Турана Аргы Майкы многие тысячи лет назад, строился на справедливости и основательности как народа, так и государства, о чём свидетельствует казахское наследие. И если в сторону справедливости уже делаются немалые шаги, то принцип основательности надо еще понять и растолковать. Об этом в следующем комментарии.
В сказании «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған», сданном в печать абызом Машхур Жусупом, даны слова Аргы Майкы: «…халық табанды болса қара жермен де кеме жүргізеді» — если народ основателен, то и по черной земле проведет корабль». Основательность народа/нации Степного Турана заключалась в том, что в эпоху Золотого века здесь был самый высокий на планете уровень культуры, образования, науки, технологий, экономики и ответа на любой вызов с любой стороны. Не пишу о военном деле, т.к. тогда в жизни была идея единства человеческого рода и никто на планете друг с другом не воевал. Именно с тех лет казах говорит о любом человеке на планете: «Ол да Адам баласы» — «он тоже сын Адама». Потому умные образованные люди говорят: «Казахстан — это колыбель цивилизации»!.. Это сказал самый признанный дипломат мира второй половины 20 века Генри Киссинджер в 2005г. при приезде в Астану. А лондонский профессор Мэри Бойс в книге «Зороастрийцы. Верования и обычаи» пишет, что царь скотоводов Турана Йима (Аргы Майкы), установивший Золотой век, и пророк Зороастр жили в каменном веке в азиатских степях восточнее реки Волги. Аргы Майкы был и редактором праязыка, которым сегодня пользуется всё человечество, с учетом того, что словарь праязыка сохранился в разной степени у разных народов за те 15 тысяч лет, которые прошли после Аргы Майкы. Датировка дана член-корр. РАН лингвистом С.Старостиным (в отношении ностратики). Авторство Аргы Майкы можете установить сами по по тому же сказанию, там сказано: «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы Майқы би»- основа всех слов одна, праотец (слов) Майкы би. В таких древнейших материалах множество слоев и для начала прочтите книгу д.ф.н. Б.Тлеубердиева «Қазақ онмастикасының лингвокогнитивтік аспектілері». Удачи!
Выключение на днях электричества в Испании, Португалии, Франции и т.д. — пример возможностей цифровиков/техноэнтузиастов. Три силы на поверхности: финансиалисты, промышленники и цифровики. Сегодня курс на раздробление мира по клочкам и многим клочкам отключат хакерскими ударами всё подряд — репетицию видит мир, как и ковид. И потому клочок обязан быть готов к 100%-ному самообеспечению во всём. На высшем уровне. Иначе — удачи не видать. Табандылық болсын!
Все крупные события имеют прогноз. События на Ближнем Востоке предсказал за 12 лет до того Киссинджер, а украинские — в 1980-х годах в Казак адебиети печатался на страницу целую страницу прогноз какой-то британской энциклопедии и т.д. И по пропаже электричества и последствиям в целых странах и континентах несколько месяцев назад было в СМИ. Почему предупреждают? Чтобы те, у кого шарики шевелятся смогли подготовиться или сделать всё возможное для отведения от себя, семьи и страны возможные опасности. Мы живем в конкурентном турбулентном мире и дремать нельзя, необходимо постоянно работать мозгами. Ояншайшы, қазақ! Арғы Майқы бабамыз айтқандай, әділді, табанды болайық!