Ya Metrika Fast


English version

Почему не хватает нефти внутри страны: антимонопольное ведомство нашло нарушения в действиях минэнерго

Общество — 24 октября 2025 12:00
0
Изображение 1 для Почему не хватает нефти внутри страны: антимонопольное ведомство нашло нарушения в действиях минэнерго

Казахстанские предприниматели и Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) увидели нарушения в распределении квот на экспорт нефти и ее поставок на внутренний рынок, которым занимается министерство энергетики. АЗРК провело расследование, а минэнерго запустило цифровой сервис, который должен исключить участие человека в формировании графика поставок. Однако бизнес не удовлетворен принятыми изменениями, считая их неэффективными.

Вопрос продажи нефти на экспорт, а также ее поставок на внутренний рынок для дальнейшей переработки на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), в последние годы все более активно обсуждается в казахстанском обществе. Возможно, одной из главных причин этого в том, что потребности внутреннего рынка в нефти растут, а добыча нефти на месторождениях, которые традиционно обеспечивают НПЗ сырьем, падает. При этом нефтедобывающие компании хотят продавать свой товар больше на экспорт, чем внутри страны, где цена на нефть 1,5-2 раза ниже, чем на мировых рынках.

Согласно Кодексу «О недрах и недропользовании», нефтедобывающие компании обязаны продавать часть своей нефти внутри страны, чтобы обеспечить потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах. При этом составлением графика поставок, кто и сколько нефти должен продать для переработки на НПЗ, занимается уполномоченный государственный орган в области углеводородов – министерство энергетики.

Ведомство не раз отмечало, что оно не выдает квоты на экспорт нефть. Однако, оно формирует график поставок нефти на внутренний рынок, и дает разрешение на перекачку нефти по трубопроводам. То есть, давая указания, какой компании в какое время, в каком объеме и в какой НПЗ надо поставить сырье, минэнерго хоть и косвенно, но все же решает, кому и сколько экспортировать нефти. Так вот, у предпринимателей и у АЗРК есть сомнения, что это распределение квот происходит справедливо.

Дискриминация в доходах

Руководитель альянса предпринимателей «Парасат» Олег Пак говорит, что сегодня вопросы распределения вышеназванных квот в Казахстане законодательно не отрегулированы, поскольку отсутствуют нормативно-правовые акты (НПА), регламентирующие эту деятельность.

После жалоб предпринимателей «Парасат» обратился в АЗРК по поводу правомерности распределения квот.

Агентство провело анализ состояния конкуренции на рынке реализации нефти за 2022-2023 годы и установило, что при регулировании поставки нефти на внутренний рынок присутствует дискриминация добывающих предприятий в доходах.

Также ведомство отмечает, что в Правилах формирования графика поставок, которыми руководствуется минэнерго, отсутствуют критерии составления перечня недропользователей, осуществляющих поставки нефти на внутренний рынок, и объемов для каждого недропользователя.

Графиком поставок определяются наименование недропользователей, объемы поставок и НПЗ, куда должна быть доставлена нефть. Но это происходит без достаточного учета экономических и логистических интересов и возможностей собственников нефти. Учитывая разницу в стоимости переработки нефти на НПЗ, некоторым добывающим организациям нерентабельно (как в территориальном, так и в стоимостном выражении) поставлять свою нефть на тот или иной завод.

Кроме того, заявки недропользователей на транспортировку нефти министерством удовлетворяются неравномерно. Минэнерго решает, кто, когда и сколько нефти может перекачивать по нефтепроводам, согласно Правилам формирования графика транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам. В результате, одна компания может получить возможность экспортировать 55% своей нефти (оставшийся объем отправить на НПЗ), а другая – 84%.

«Экспортная цена нефти является более привлекательной по сравнению c ценой на внутреннем рынке – разница составляет 2-3 раза. Это существенно влияет на доходность недропользователей. Вышеуказанные подходы в формировании графика поставок являются непрозрачными, а главное мешают развиваться отрасли», – считает Олег Пак.

По его словам, а также по данным АЗРК, выдача квот на экспорт нефти осуществляется в режиме ручного управления, также не регламентированы критерии и требования, по которым они распределяются среди компаний.


АЗРК увидело в работе минэнерго признаки нарушения статей Предпринимательского кодекса, а именно антиконкурентные действия (бездействия), выраженные в предоставлении отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов.

В июне 2024 года АЗРК рекомендовало минэнерго прекратить нарушение и внести изменений в соответствующие правила, сделав прозрачным механизм распределения нефти при утверждении графика поставки (транспортировки) нефти, как на экспорт, так и на НПЗ.

Вмешался глава правительства

В июне же прошлого года премьер-министр Олжас Бектенов поручил минэнерго и АЗРК совместно с недропользователями приступить к разработке или изменению правил квотирования, правил доступа к переработке и транспортировке нефти, чтобы обеспечить равный доступ для всех заинтересованных сторон, а также ускорить их принятие в рамках исполнения указа президента «О мерах по либерализации экономики».

А в мае этого года АЗРК отчиталось, что расследование в отношении минэнерго по факту дискриминации компаний при утверждении плана поставки нефти на внутренний рынок завершено. По результатам расследования было вынесено предписание, согласно которому ведомству необходимо внести изменения в Правила формирования графика поставки нефти, Правила формирования графика транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам, и внедрить цифровую платформу для автоматического распределения нефти.

Тогда же представитель агентства сообщил, что на сегодня предписание исполнено: разработана информационная система Oil Transportation Management (OTM). Эта система автоматизировала функции министерства, минимизировав человеческий фактор при утверждении и формировании графика поставок. Прием заявок от компаний будет осуществляться исключительно в электронном виде. График поставки нефти будет формироваться цифровым агрегатором, а система автоматически формирует сводную таблицу транспортировки нефти и выписку для всех участников.

5 сентября этого года вице-министр энергетики Сунгат Есимханов ответил альянсу «Парасат», что агрегатор интегрирован с информационной системой АО «КазТрансОйл» (КТО), национального оператора в области транспортировки нефти. Это предполагает автоматическую передачу утвержденного графика поставки нефти из ОТМ Минэнерго в ОТМ КТО, а также передачу обратно в министерство данных об исполнении графика. Это позволяет обеспечить прозрачность процедур, минимизировать ручной труд и исключить дублирование данных между системами, считает чиновник.

По его данным, в ОТМ Минэнерго уже зарегистрировано 102 пользователя, подано 1 365 заявок от недропользователей.

Однако, по словам Олега Пака, на самом деле ничего не изменилось – распределение квот на экспорт нефти продолжает оставаться непрозрачным. При этом АЗРК на запрос «Парасат» ответило, что ведомство продолжает проверять факты о наличии либо отсутствии нарушения законодательства в сфере защиты конкуренции при распределении квот.

Вместе с тем, альянс «Парасат» предлагает создать равные условий для всех участников рынка и считает необходимым обязать транснациональные нефтедобывающие компании, в том числе операторов месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, поставлять добываемую нефть на внутренний рынок в рамках действующего законодательства.

Напомним, что на эти три крупные месторождения приходится около 65-70% все добытой нефти в стране. А остальное добывается небольшими частными компаниями, большинство из которых казахстанские. При этом участники Тенгиза, Кашагана и Карачаганака свою нефть полностью экспортируют, а местные – обязаны сперва обеспечивать потребности внутреннего рынка в нефти, и только потом оставшийся объем могут продать за рубеж.

При этом доля трех крупных месторождений в совокупной добыче страны будет только расти и может превысить 80%, в том числе из-за увеличения производства на Тенгизе и Кашагане, а также снижения добычи на других месторождениях, эксплуатируемых малыми независимыми добывающими организациями. А это значит, что с учетом роста спроса на внутреннем рынке может возникнуть дефицит нефти и нефтепродуктов.


Дулат Тасымов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.