Почему первая казашка-кинорежиссер отказалась от Сталинской премии
Дарига Тналина одной из первых в СССР стала использовать методы великого Федерико Феллини, но на родине, в Казахстане, для нее «не нашлось» режиссерских перспектив – ее недооценили.
Неизвестные героини Второй мировой войны
«Қара қыз» – так называется новый фильм режиссера Талгата Теменова, трейлер которого недавного появился в социальных сетях. Героини картины – девушки–кинооператоры из Казахстана, участницы Второй мировой войны
Как рассказал режиссер, автор идеи этой картины – Дарига Тналина, первая казашка– профессиональный кинорежиссер (1921-2011), работавшая в годы войны в ЦОКСе – Центральной объединенной киностудии СССР. Тогда в Алма-Ату были эвакуированы многие творческие коллективы из Москвы и Ленинграда – среди переехавших был и ВГИК, где стали обучаться местные кадры. И среди них – семеро девушек-казашек.
Получив ускоренно специальность кинооператоров, они отправились на фронт.
Талгат Теменов узнал об этом от Дариги Тналиной, когда студентом ВГИКа подрабатывал на летних каникулах в дубляжном цехе «Казахфильма, режиссером которого она была.
– Помогая ей с дубляжом военной картины «Фронт в тылу врага», где вместе с Вячеславом Тихоновым играл казахстанский актер Ануар Боранбаев, – рассказывает режиссер, – я вдруг услышал от нее: «Как жаль, что наши не умеют снимать такие фильмы, а ведь есть великолепный сюжет – о семерых казашках, которые, выучившись на кинооператоров, ушли на фронт, но ни одна из них не вернулась».
Начинающий режиссер Талгат Теменов попустил мимо ушей эту информацию.
– А сейчас, у кого ни спроси и сколько не ройся в архивах – нигде нет информации о том, что это были за девочки, у кого они обучались и т.д., – с сожалением говорит он. – Но эта история абсолютно реальна, на фронте не хватало кадров, и девушек наряду с парнями отправляли не только санитарами, медбратьями и связистами, но и кинооператорами.
«Штрихи к портрету» первой казашки – профессионального кинорежиссера
Дарига Тналина хорошо знала историю о казашках-кинооператорах, закончивших ВГИК: сама получила во ВГИКе даже не одно, а два образования. Первое – до войны, актерское, и второе – режиссерское, уже после, получив диплом в 1953-м.
Тогда Дарига Тналина осталась на «Мосфильме» вторым режиссером. Очень живая и общительная, она дружила и встречалась здесь со многими великими. Иван Пырьев, Сергей Герасимов, Тамара Макарова, а позже – Чухрай, Феллини, Тарковский, участие в работе многих московских и зарубежных кинофестивалей. Однажды Дарига вместе с Григорием Чухраем попала на банкет, где Федерико Феллини обмывал победу – его фильм «Восемь с половиной» был удостоен первой премии Московского кинофестиваля. В тот вечер он рассказывал про свой киношный метод. Говорил, что в один из дней перед началом съемок обходит весь Рим. Секретарша записывает адреса тех, на кого указывает режиссер. Так собирается массовка. На съемочную площадку народ приходит в своем обычном виде. На первом плане 5-6 профессиональных актеров, а на втором – люди с улицы в своих костюмах.
Чуть раньше Дарига сняла с Александром Карповым фильм «Далеко в горах»: как она поняла во время встречи с гениальным Феллини – по его методу, тогда, еще, кстати, не зная о нем: ассистент режиссера отбирала типажи – людей в грязной потрепанной одежде, которые должны были изображать басмачей – на Зеленом базаре. Это и дешево, и быстро, и, главное, – правдоподобно, потому что с экрана смотрит сама жизнь.
– В 1952 я по заданию «Центрнаучфильма» сняла документальную картину «На просторах Казахстана», – рассказывала она. – Первым снимали чабана из совхоза «Чапаевский». Весь коллектив сказал, что он достоин того, чтобы запечатлеть его в фильме. Приезжаем к нему домой, а там нищета – ни денег, ни мыла, ни простыней. Пришлось делать декорацию: на деньги съемочной группы покупали чабану костюм, а снимали мы его в доме директора совхоза «Горный Гигант».
В Канжолы Карагандинской области должны были снимать эпизод, где овец купают в спецрастворе. Мы приехали почти ночью. Я легла спать в машине. Проснулась на рассвете. Это не передать словами – как всходит солнце в степи: было темно, и вдруг раз – оно мгновенно взошло и осветило все вокруг! Вижу – на земле лежат кое-как одетые люди, мужчины, женщины, дети – человек триста. Это чабаны вместе со своими семьями приехали купать овец. В сентябре в Сары-Арке уже бывает холодно, и спящие люди были покрыты инеем. Я заплакала. Это было настоящее средневековье.
В поселке Долинка, больше известном как АЛЖИР, я снимала доктора наук Владимирову. Эта репрессированная женщина вывела новую породу коров – казахскую белоголовую. Задавать ей вопросы было нельзя – за этим следил специально приехавший из Москвы подполковник НКГБ. Были только мирно пасущиеся на лугу коровы и молчаливый портрет женщины-ученого.
Картину, сделанную на основе отснятого мною материала, показали Сталину. Она ему понравилась. Был поставлен вопрос о присуждении Сталинской премии. Я как услышала, сразу побежала к своему учителю – Александру Петровичу Довженко: «Это, – говорю, – фальсификация. Остановите это безобразие. Мой народ погибает. Если не верите – вот, пожалуйста, фотографии». Я ведь заставляла своего ассистента фотографировать себя на фоне того ужаса, который видела во время сбора материала.
Александр Петрович сказал мне тогда: «Завтра же пойду к министру культуры, постараюсь, чтобы тебя оставили на «Мосфильме». В Казахстан тебе ехать нельзя. Ты никогда не задумывалась, почему я работаю здесь, хотя на Украине есть студия, названная моим именем? Мне ведь тоже в свое время приписали национализм».
Так я осталась в Москве. Мой единственный сын рос у родственников в Акмолинской области. Когда окончила институт, ему было уже семь лет. Решила забрать его. Но мой брат, начальник районного ГАИ, заявил мне: «Я привязался к этому парню. Если заберешь – застрелюсь». И вытащил браунинг. Мне бы схитрить, сказать, что хочу показать сыну Москву, и увезти его. Но у меня не хватило на это ума, я ведь все вижу только в черно-белом свете, и дважды два для меня четыре, а не пять…
В 1964 году я собиралась вместе с Абрамом Роомом снимать картину «Муса Джалиль», но в Казахстане сын в это время заканчивал школу. Ехать в Москву он категорически отказался. Он считал, что я его бросила. Поступил в Алма-Ате в политехнический, и мне пришлось бросить в Москве все – друзей, работу, квартиру, и с повинной головой идти на «Казахфильм». Здесь приняли даже не прохладно – очень плохо. Ни одна из моих режиссерских задумок не воплотилась в жизнь. Словом, творческая судьба у меня на родине не сложилась, но я не могла оставить сына. У меня ведь характер – не сахар, и жизнь, следовательно, тоже не мед.
После работы в Москве я увидела, что актеры здесь не работают над собой. Чтобы разбудить в них эмоции, я громко ругалась на съемочной площадке. Делая так, я подражала Ивану Александровичу Пырьеву. Он говорил, что доведя актеров до белого каления, потом лепит желаемые образы. Я хотела повторить то же самое со своими казахами, но не получилось. Они протестовали, а я уходила с площадки неудовлетворенной.
Фильм «Сплав» окончательно расставил все точки. Сценарий этой картины написал Ильяс Есенберлин – он очень хотел, чтобы «Сплав» снимала именно я. Разрешение на съемки было получено. Но когда художественный руководитель киностудии Шакен Айманов заявил, что ученых-атомщиков будут играть Каныбек Байсеитов и Сабира Майканова, я сказала, что этого не будет. Да, это великие актеры, но они не вписывались в мое режиссерское видение. Сказала, что буду искать актеров по всему Союзу. Возможно, это будут не казахи. Мы с Аймановым спорили 10 дней. В итоге я выбросила сценарий и ушла на дубляж. Перевела около двух тысяч фильмов и тем самым приобщила свой народ к мировой культуре.
«Отложенный» сюжет о войне
И, возвращаясь к фильму Қара қыз». К этой идее Талгат Теменов вернулся спустя годы. Вначале поставил в Казахском музыкально-драматическом театре им. К. Куанышбаева спектакль «Летят журавли», посвященный памяти отца, тоже участника войны. И все эти годы зрела мысль снять фильм о войне. В 2020 году во время пандемии написал сценарий, а в следующем году выиграл питчинг рынка кинопроектов ГЦПНК – Киноцентра.
В главных ролях заняты молодые актеры Нурай Сактапова и Ерлан Кулмурзин. Также в фильме играют известные артисты – Дулыга Акмолда, Медгат Умиралиев и другие.
Съемки «Қара қыз» прошли в прошлом году на территории Северо-Казахстанской области, в пригородах Петропавловска и селе Акши Алматинской области. Саундтреком к картине станет композиция «Қарағым-ай», которую специально для фильма исполнит Димаш Кудайберген. Талгат Теменов сообщил, что в отечественный прокат его картина выйдет глубокой осенью или же в начале следующего года.
Есть планы и на фестивали: трейлер картины «Кара кыз» был тепло принят на Каннском кинофестивале в этом году, и режиссер планирует в будущем участвовать с этой картиной в международных кинофестивалях в Торонто (Канада), Сан-Себастьяне (Испания), Токио и Сингапуре.
Комментариев пока нет