Почему российские казахи готовы безропотно умирать за Путина
Российские казахи не спешат принимать помощь казахстанских бизнесменов, готовых спасти их от мобилизации. Бегут от нее только единицы. Они и попытались объяснить – почему казахи безропотно идут умирать за Путина.
Без выбора
Амир Ш. пока не уклонист, но, возможно, попадет в эту категорию. В Казахстан он уехал через несколько часов после выхода указа Путина о мобилизации (21 сентября). Теперь он руководит своим бизнесом (город попросил не называть) дистанционно из Астаны.
– Хотя Путин и заявил, что будут призывать определенную категорию среди ограниченного количества граждан, по новостям видно, что забирают людей и с физическими недостатками, и тех, кто вообще не служил, то есть шанс быть призванным очень высок, – говорит Амир. – Мне повестка, как сообщают родные, пока еще не приходила. То, что у меня очень редкая специфичная военная специальность (вуз такой заканчивал), – палка о двух концах. Могут и не призвать, а могут и наоборот.
– А почему многие другие российские казахи безропотно идут воевать против Украины?
– На мой взгляд, это, во-первых, результат долгой промывки мозгов. Если человек не пытается самостоятельно анализировать ситуацию в мире, то ему очень тяжело что-то объяснить: он будет делать то, что ему сказали. Во-вторых, у многих людей нет возможности уехать, зато есть множество обязательств. При зарплате 25-30 тысяч рублей у жителя провинциального российского города ипотека, кредит за машину, двое детей и жена, плюс – привязанность к месту жительства и страх перемен.
В деревнях, откуда призывается основная масса, еще хуже. Там просто нет даже вероятности спрятаться от призыва в другой стране, у большинства нет денег даже на то, чтобы съездить в соседнюю деревню. А самое главное, в головах у этих людей прочно сидит телевизионная пропаганда. Когда мобилизованные безропотно и даже с радостными возгласами садятся в автобусы и едут непонятно куда, кого и за что убивать, то это верный признак того, что включив вечерами телевизор, они на протяжении многих лет слушали знаменитых российских пропагандистов.
– Но у бурятов, к примеру, после этих событий мгновенно появился фонд «Свободная Бурятия» с юристами, психологами и т.д., помогающими избежать мобилизации. А у российских казахов есть какие-нибудь общественные организации или фонды?
– Я не знаю. Возможно, есть, но я не слышал, чтобы кто-то помогал избежать людям мобилизации.
– А вы сами чем занимаетесь? И какие у вас дальнейшие планы?
– Я бизнесмен, работающий с Казахстаном. Очень надеюсь, что все это скоро закончится и можно будет со спокойной душой вернуться домой, где остались родственники, знакомые и работа.
– А семьи сбежавших уклонистов преследуются?
– Я не думаю, что если человек спрячется от повестки, то будут преследовать его семью. Обычно это делается в отношении политически значимых людей. Но вот сейчас я выдаю вам какую-то информацию, комментирую что-то, а в душе – страх. Вы же понимаете, что в России это обычное чувство.
– Как относятся российские казахи по отношению к СВО?
– Я бы не сказал, что многие ее поддерживают, но люди сегодня настолько запуганы, особенно в последнее время, что боятся с кем-либо обсуждать эту тему. А вдруг напишут донос и на тебя заведут дело за дискредитацию военных сил?
– Вам известны такие случаи?
– Еще нет, но мне присылали видео, как людей забирают со слабых митингов протеста против мобилизации и избивают дубинками.
– Общаясь с соотечественниками из России, мы, казахстанцы, заметили у них чувство имперского превосходства и нотки высокомерия.
– Согласен с этим. Это опять же воздействие медиа. Когда тебе всю жизнь, с детского сада, внушают, что Россия – могучая, непобедимая и т.д., начинаешь соглашаться и тоже придерживаться этой точки зрения. Но сейчас у части населения (пока небольшой) идет переосмысление устоявшегося мнения. Люди потихоньку задаются вопросом: а действительно ли Россия великая держава? Сегодняшняя ситуация показала им, что не вся информация, которую дают государственные медиа, правдива, и что президент Путин уже сам становится заложником ситуации. Я не политолог и не военный аналитик, но как обыватель могу сказать, что, скорее всего, ему все труднее и труднее находить оправдания тому, что происходит. Если и дальше ситуация будет ухудшаться, то даже люди, которые его поддерживают, начнут задавать неудобные вопросы. С другой стороны, у меня есть знакомые, вроде бы образованные и небедные люди, но даже они подвержены воздействию пропаганды и теперь заняли «патриотическую» Z-позицию.
– Вы чувствовали на себе проявление великорусского шовинизма?
– Он бывает разным. У умных имперство заложено где-то очень далеко, и они, конечно же, не кричат, что перед русскими все должны падать на колени. По крайней мере, в своем бизнесе я не чувствовал каких-то ущемлений. Если твой товар более выгодный, то какая разница, какой ты национальности? Он всё равно будет продаваться. А идиоты, не очень хорошо настроенные к другим национальностям, есть не только в России. Что касается моего города, то здесь общество в целом нейтральное, тем более, что там проживает очень много казахов. Я очень плохо разбираюсь в таких понятиях как национализм, нацизм, шовинизм, но что плохого в том, что казах уехал в Россию и обрусел, или русский уехал в Казахстан, и приблизился к культуре Казахстана?
– В соцсетях высказываются опасения, что казахи могут вновь подвергнуться на своей родине унижениям из-за наплыва русских уклонистов, как это было в бытность российской, а потом советской империи.
– Да, я заметил, многие люди здесь скептически настроены к россиянам. Наш «великий» президент Путин сделал плохо даже тем, кто категорически против насилия и войны. В России тебя могут посадить за антивоенные взгляды, но в другой стране ты слышишь, что здесь тебе не рады, всех нас сваливают в одну кучу. Морально очень тяжело. Если раньше никаких вопросов к твоему паспорту не возникало, то сейчас нужно прежде понять, какую позицию занимает человек, которому его предъявляешь. Для блогера, спрашивающего «Чей Крым?», ты уже априори тот, который убивал мирное население в Буче, Ирпене, Мариуполе. Эти люди (блогеры), на мой взгляд, не понимают, что заведомо ставят россиян в ситуацию, когда они ничего не могут ответить. Если человек скажет, что Крым российский, то на него могут набросится на него с кулаками. Если скажет, что полуостров принадлежит Украины, то есть вероятность суровых санкции, когда вернётся домой, ведь все остается в интернете. Поэтому люди и молчат.
Что касается демонстрации россиянами превосходства над другими, то это шло и идет от верха системы, но создается ложное впечатление, будто оно изначально исходит от обычных людей. Но я считаю, что подавляющее большинство сбежавших в Казахстан людей аполитичны. Их лозунг «Я и моя семья прежде всего, всё остальное меня не касается». Такие люди, как правило, не относятся к тем, кто будет кого-то ущемлять. Их надо отделять от Z-патриотов, которые в час беды тоже решили свалить куда подальше. Я знаю, что в Европе предлагали ввести какие-то фильтрационные мероприятия для их выявления. Я тоже за то, чтобы они оставались в России. Тех, кто реально не поддерживает путинскую Россию, не обязательно встречать с распростертыми объятиями, но хотелось бы, что в Казахстане вошли в наше положение. Многие из нас приехали, чтобы просто переждать ситуацию и сохранить свою жизнь. Мы, как только все закончится, уедем, я лично с радостью вернусь домой.
– Как вы относитесь к тому, что некоторые россияне (среди них и казахи) любят Путина больше, чем собственных детей, которых добровольно отправляет на бойню?
– Да, у нас есть такие, которые любят его не за поступки, а как конкретную личность. Это опять же из-за пропаганды. Она внушает обывателю – вот это мужик! Он – прекрасный наездник, он ходит на охоту… Однако, начиная с 2014 года, такая общественная поддержка, когда повсюду слышалось «Путин– красавчик», стала падать. Особенно в этом году очень многие стали отзываться о нем нелестно. Его продолжают поддерживать те, кто целыми днями слушает «великих» пропагандистов. У меня есть родственник, который живёт в Западной Европе. Пару лет назад, когда он приезжал к нам, я показал ему программу Соловьёва. По возвращении домой родственник сообщил, что, когда ему скучно, он смотрит российские передачи как комедийное шоу из-за откровенной чуши, которую несут пропагандисты. Но в России так не думают, народ уверен, что пропагандисты занимаются великим делом – «просвещением народа». То, что с экранов звучат откровенные оскорбления и клевета, слушателей волнует мало.
Пару дней назад, к примеру, представитель РФ в ООН заявил, что американский беспилотник запускает зараженных опасным вирусом боевых комаров. Я уверен, что нашлись люди, которые поверили этому. Один близкий мне человек, разделяющий мои взгляды, решил целенаправленно посмотреть российский телевизор, чтобы понять, почему же люди всё-таки верят ему. Он пришёл к выводу: если смотреть и слушать того же Соловьева, отключив мозг, то начинаешь проникаться ненавистью ко всему миру, потому что пропагандист очень сильно давит на эмоции. Слава Богу, против одного из них, пропагандиста Красовского, призывавшего топить украинских детей, сейчас ввели какие-то ограничения.
Потерянные люди
– Планы уехать из России (не обязательно в Казахстан) были еще до начала этой СВО, – рассказывает Данияр А. из Омска. – Моя маленькая семья (мама и я) были уже разочарованы той политикой, которую Россия ведет и внутри, и за пределами страны. 24 февраля мы задумались над тем, чтобы подготовить «запасной аэродром», а мобилизация ускорила это решение, хотя у меня была бронь. До отъезда из России я работал в муниципалитете, к счастью, недолго, где-то около года. Не знаю, как в Казахстане, но в России чиновников вынуждают поступаться какими-то своими моральными принципами и внутренними убеждениями. Выходить, например, на провластные митинги, голосовать и т.д. За день до того, как я уехал, нас заставляли выдавать повестки мобилизованным.
Для меня это вообще было неприемлемым, и я, никого не предупреждая, просто собрал вещи и уехал. Заявление об увольнении написал задним числом, находясь уже здесь, в Казахстане.
Какие мы – российские казахи? Та пропаганда, которая ударила по всем гражданам России, затронула и нас тоже. У нас должен бы преобладать здоровый национализм для сохранения самоидентики, но в России он притуплен у всех народов, населяющих ее. Из-за оголтелой пропаганды все в первую очередь считают себя россиянами, а потом уже казахами, бурятами и т.д. Отсюда и Z-патриотизм: лично я мало встречал тех, кто против войны.
Почему среди казахов так мало бегущих от мобилизации? А потому, что даже мне, который еще не обзавелся своей семьей и морально готов был к переезду, решение – бросить все и уехать куда-то, – далось не очень легко. А там большая часть всё-таки людей семейных. У многих из них нет понимания того, что сейчас происходит. Когда сказали, что Киев будет захвачен через три дня, люди проглотили и … забыли, потому что гражданская память у российского населения короткая. В первые дни и недели этой позорной войны я вообще ни от кого не слышал какого-то раскаяния или ужаса за то, что творили российские войска в Украине, наоборот, хвалили Путина – «правильно делает, что наказывает бандеровцев». Когда увидели, что никакой быстрой победы нет, послышались робкие голоса – «а, может, и не надо было?». Но те, кто смотрит Соловьева, до сих пор верят, что «все идет по плану».
Пропаганда в первую очередь бьёт по тем, на кого она рассчитана, – самым бедным и многочисленным. Чем мы отличаемся от, допустим, дагестанцев, вышедших на митинги протеста или бурятов, массово уезжающих в Монголию и Казахстан? Наверное, тем, что мы более разрознены, и если они проживают в своих автономных республиках в составе федерации, то мы – раскиданы по разным уголкам огромной страны. И между, допустим, омскими и астраханскими казахами нет сплоченности.
Мне очень стыдно за свой российский паспорт. Это уже клеймо, особенно перед украинским народом. Планирую ли я теперь стать гражданином Казахстана? Для начала нужно получить статус кандаса, потом разрешение на работу и временное проживание. С жильём у меня всё нормально, я заранее готовился к переезду. Если все пойдет по плану, то, с рациональной точки зрения, в Россию я вернусь разве что за какими-то документами. А с точки зрения душевного понимания, все будет зависеть от ситуации. Надеюсь, что когда я захочу побывать там, где родился не только я, но и все мои предки, будет уже другая Россия или вообще страны под таким названием уже не будет.
Казахи в России
Казахи, являясь коренным (автохтонным) народом РФ, входят в десятку основных этносов этой страны. По данным переписи 2010 года, численность соотечественников, проживающих там, составила 647 тысяч человек, в переписях последующих лет конкретные данные по этносам почему-то не указаны. В свете сегодняшней ситуации возвращаться на историческую родину за редким исключением российские казахи не спешат, хотя отечественные бизнесмены готовы помочь тем из них, кто бежал от мобилизации. К примеру, предприниматель в сфере образования Даурен Каупынбаев готов выделить 100 млн тенге в качестве подъемных 100 соотечественникам при наличии повестки о мобилизации и при условий, что за них будут хлопотать общественные организации – диаспоры, фонды, сообщества казахов Астрахани, Казани, Омска и других областей РФ.
– Пока обратились в частном порядке две женщины, но к мобилизации они не имеют никакого отношения, – сообщил он в субботу. – Но моя помощь рассчитана не на них, а на тех, кто хочет приехать к нам, чтобы избежать мобилизации, получить работу, а в последующем гражданство.
Почему же российские казахи готовы добровольно умирать за Путина? С просьбой прокомментировать ситуацию Exclusive.kz обратился к основательнице в одного из сообщества казахов, насчитывающей более 10 тысяч человек. Но даже после того, как мы обещали не называть ее имя и место проживания, она сказала:
«Я слишком известный общественный деятель в регионе и в стране. Я решила, что не хочу отвечать на вопросы на такую тему» (!)…
5 Комментариев
А добровольцы казахи ехать защищать Россию от фашистов есть?
Почему о них не пишите?
Казахи могут очистить РФ от фашистов.
Чушь несусветная. Чего только убеганты не придумают чтобы хоть как-то оправдать свои трусость, ограниченность и мокрые штаны.
Не очем статья.
Российские казахи ,они совсем другие для них Россия как отчизна .🇷🇺
Мерзко даже читать